Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Как завоевать доверие ученика

Начинается учебный год, а вместе с ним и новый этап взаимодействия учителей с учениками. Хорошо, когда оно протекает легко и непринуждённо. Но это не всегда так. Не всем педагогам удаётся поладить с классом. Почему? Современный мир — в поисках ответа на этот вопрос. Возможно, дело кроется в отсутствии уважения и доверия учащихся к учителям. Вот только кто виноват в происходящем: ребёнок…или педагог?

Многое действительно зависит от воспитания ребёнка и семейных установок. Но зачастую и учитель подливает масла в огонь, и конфликт разгорается с новой силой.

Важнейшим условием для нормальной жизнедеятельности школьной «семьи» является авторитет учителя, основанный не на страхе и давлении, а на уважении и доверии. Особенно важно это для классных руководителей, т.к. они проводят с классом наибольшее количество времени и зона их влияния гораздо шире. Многие скажут, что пусть детьми, их проблемами и воспитанием в первую очередь занимаются родители. Отчасти это так, но не все могут похвастаться хорошими внутрисемейными отношениями. Более того, в ряде случаев именно учитель может предотвратить опасные ситуации, источником которых может являться семья ребёнка, помочь ученику определить его жизненную позицию. Но для этого необходимо, чтобы дети видели в педагоге не только формальный источник информации, но и человека, которого они ценят, уважают и которому доверяют.

Так что же делать для того, чтобы стать авторитетом для учеников? Стать для них тем человеком, к которому они смогут обратиться за помощью и поддержкой?

Как себя следует вести

1. Искренне интересуйтесь! Это наиболее важный пункт. Каждому человеку хочется, чтобы он был значим, интересен, небезразличен. А уж детям тем более. Поэтому учитель, который может проявить искренний интерес к ученикам, вникает в проблемы и жизнедеятельность класса, которому важен внутренний мир каждого учащегося, ценится высоко.

2. Научитесь не только слушать, но и слышать. Казалось бы, что тут особенного? Ведь учителя часами выслушивают ответы учеников и уж слушать они-то точно умеют. А вот и не всегда. Формальное выслушивание не имеет ничего общего с настоящей вовлечённостью в разговор. В процессе такого общения учитель не просто даёт выговориться ученику, а полноценно участвует в беседе и старается услышать, о чём говорит его подопечный, а иногда и то, о чём он промолчал. На таком диалоге и выстраиваются тёплые и доверительные отношения между педагогом и учениками.

3. Общайтесь на равных. У вас может быть несколько высших образований, огромнейший стаж работы и жизненный опыт, внушительный багаж дополнительных тренингов и курсов повышения квалификации, но все эти регалии, необходимые для успешной профессиональной деятельности, обычно не имеют для детей никакой ценности. Им важно, чтобы к ним относились как к равным. Обходились уважительно, без снисхождения и взгляда свысока. Чтобы стать истинным лидером для учащихся, будьте старшим товарищем, мудрым наставником, уважающим их мнение и личность, а не надзирателем или начальником, которому это не важно. Пусть они ценят вас за отношение к ним.

4. Уважайте себя и свой предмет, установите собственные правила. Однако и забывать, что вы являетесь для своего класса учителем, не стоит. Поэтому необходимо выработать собственный свод правил, который должен соблюдаться в любом случае. Покажите ученикам, что уважаете их личностные границы, но и свои тоже сумеете защитить. Человека, уважающего себя, уважают и окружающие.

5. Стремитесь быть спокойными и уверенными. Спокойствие и уверенность – вот основные качества настоящего лидера. Развивая умение спокойно реагировать на различные ситуации, вы не только сохраните здоровье и нервы, но и приобретёте значительное преимущество. Люди, а особенно дети, тянутся к тому, кто сильнее, мудрее и надёжнее их. А настоящая сила и мудрость проявляются и в эмоциональных реакциях на различные стрессовые ситуации. Сохраняйте уверенность и спокойствие там, где другие нервничают и паникуют, и вы завоюете уважение не только ваших учеников, но и коллег.

6. Будьте искренними. Умейте открыто признавать свои ошибки, честно говорить своё мнение и показывать отношение к различным вещам. Не давайте туманных или невыполнимых обещаний. Пусть слово и дело не расходятся, и вы станете примером для класса.

7. Ищите сильные стороны. У каждого человека есть положительные и отрицательные качества, но, к сожалению, часто особое внимание уделяется именно отрицательным чертам. Учитель, которого ценят и уважают, умеет выявить в учениках их сильные стороны и помогает раскрыть потенциал.

8. Будьте открыты к дискуссиям. Не бойтесь общаться с учениками на различные темы и иногда даже вступать в полемику (но не стоит этим злоупотреблять). Тем самым вы сумеете создать доверительное общение. Но если тема дискуссии неприятна или может вызвать острый конфликт, смело можете отказаться от обсуждения, а после аргументировать такое решение.

9. Ученик не объект, а субъект! Ученики – это полноценные личности со своим особенным, неповторимым внутренним миром. Относитесь к ним не просто как к объектам обучения и воспитания, а как к людям, с мнением и чувствами которых стоит считаться.


А такое поведение надо исключить

1. Никакого попустительства! Быть для учеников лидером и другом совершенно не означает исполнять все их прихоти и требования. Подстраиваясь во всём под учеников, вы не только не заслужите их любовь и уважение, но даже наоборот. Они поймут, что их учитель просто тряпка, о которую можно вытирать ноги. Авторитета это вам явно не прибавит.

2. Навешивание ярлыков и шаблонов. Одна из серьёзнейших ошибок, которую допускают преподаватели. Мало того, что на основе неполных данных делаются выводы об ученике в целом, так ещё и прогнозируется его дальнейшее будущее. Ваши слова влияют не только на отношение класса к данным ученикам, но и на отношение к вам, как к педагогу.

3. Формальный интерес. Иногда лучше совсем не обращать внимания на человека, чем делать это «для галочки». Дети очень тонко чувствуют фальшь, и лицемерный учитель вряд ли станет для них авторитетом.

4. Никаких любимчиков и изгоев. Отношение к классу должно быть достаточно ровным, без яркого выделения кого-либо. Проявляя исключительное отношение к отдельным ученикам (неважно, позитивное или негативное), вы теряете расположение целого класса.

5. Откажитесь от публичных порицаний. Не отчитывайте ребёнка при всём классе, лучше подзовите его к себе на перемене или после занятий и спокойно обсудите проблему. Так вы не только сможете лучше разобраться в ситуации, но и получите ещё один балл.

6. Избегайте нечётких, завышенных или заниженных требований, частой смены правил. Последовательность, размеренность, простота и понятность – вот наилучшие помощники во взаимодействии с группой. Если ученики будут знать, как им следует поступать, а как не надо, если будут понимать, чего от вас ожидать, им будет проще взаимодействовать с вами, а вам – с ними.

7. Никакого перехода на личности. Уважайте личность учащихся – и они будут уважать вашу.

8. Авторитет, основанный на страхе. Страх – одна их худших эмоций по отношению к учителю. Поэтому никаких запугиваний. Авторитет, достигнутый таким образом, долго не продержится. Стоит хоть на минуту дать слабину, как это тут же отразится на взаимодействии с учениками. А уж настоящее уважение и доверие, основанные на страхе – это вещи вообще непостижимые.

Стремиться быть для учеников авторитетом или нет, быть ли человеком, достойным их доверия – это личный выбор каждого преподавателя. Однако только в атмосфере сотрудничества, уважения и доверия можно надеяться на наилучший результат учебного процесса. И не бойтесь быть ближе к ученикам. Не так страшно, что они увидят вас обычным человеком, со своими плюсами и минусами. Гораздо хуже, если они его не увидят.

ТЕКСТ: ЕКАТЕРИНА МУРАВИЦКАЯ, психолог