Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Гендерные стереотипы: ловушка идеального образа

Гендерное воспитание помогает детям осознать принадлежность к мужскому или женскому полу, формирует качества характера в соответствии с принятыми в обществе представлениями о роли мужчины и женщины. Это способствует их социализации, делает жизнь более предсказуемой и понятной. Главное здесь – понимать условность идеального образа и избегать установок, которые ограничивают естественные проявления личности и в дальнейшем могут негативно влиять на её развитие.

Гендерные стереотипы – это представление общества о том, как себя следует вести мужчинам и женщинам. Но на деле важно уметь проявлять разные качества характера в зависимости не столько от пола, сколько от конкретной ситуации. Так, нежность, эмпатию и заботу по отношению к ребёнку может проявлять не только женщина, но и мужчина. А настойчивость и даже жёсткость в отстаивании личных границ уместны со стороны не только мужчин, но и женщин. Получается, что чем больший спектр эмоциональных проявлений и навыков общения имеется в вашем арсенале, тем более вы адаптированы к любой жизненной ситуации. Даже если эти проявления не вписываются в образ идеальной женщины или идеального мужчины.

Игрушки для мальчиков и для девочек

Гендерные стереотипы начинают формироваться с самого раннего возраста. Рождаясь, дети зачастую попадают в мир розового или голубого, ползунков с принцессами или машинками, полок с игрушками «для девочек» и «для мальчиков». На первых преобладают пони, куклы, чайные сервизы и игрушечные швабры. На вторых – машинки, игрушечное оружие, железные дороги. Конструкторы подходят и для девочек, и для мальчиков. Но, как правило, «девчачьи» конструкторы яркие, розовые и могут быть использованы для постройки салона красоты, домика для куклы, магазина, больницы. А «мальчишечьи» наборы предназначены для возведения парковок, замков, роботов, пожарных станций. Другими словами, игрушки для девочек – про заботу об окружающих (ребёнке, гостях, пациентах, домашних питомцах) или их внешнем виде. Игрушки для мальчиков – про строительство, героизм, доминирование и соревнование. По крайней мере, так это выглядит на прилавках магазинов.

Если проанализировать игрушки в комнатах девочек и мальчиков в возрасте от года до шести, то можно обнаружить, что у мальчиков чаще встречаются наборы, формирующие ощущение времени и пространства: сортеры, кубики, часы, конструкторы. У них также больше спортивного инвентаря (мячи, скейтборды, воздушные змеи и т. п.), учебных и художественно-прикладных материалов и игрушек  (несмотря на то что они обычно считаются гендерно нейтральными). У мальчиков предсказуемо больше машин. У них в комнате вы всегда обнаружите всевозможную технику, паркинги, а вот у девочек гораздо реже встретится игрушечный поезд, автобус, лодка, мотоцикл или большой велосипед (на котором можно отталкиваться ногами и управлять). Комната девочек – это царство кукол, кукольных домиков и вещей для игр в дом (посудка, игрушечные плиты, кроватки для кукол и т. п.). У мальчиков же вы не найдете типичных кукол, разве что мужского пола – солдатиков, ковбоев, супергероев.

Что говорят психологи

Детскими психологами и педагогами уже доказано, что разделение игрушек по половому признаку является большой ошибкой. Каждая игрушка способствует развитию каких-то навыков, поэтому, если родители или воспитатели в детском саду ограничивают доступ ребёнка к определённым видам игрушек исключительно по признаку «для девочек – для мальчиков», они потенциально ограничивают возможности развития ребёнка.

Разнообразные исследования показали, что игра в куклы позволяет детям развивать навыки эмпатии и обработки социальной информации. Причём и для мальчиков, и для девочек эффект такой игры положителен. Дети познают мир через игру. И именно по игре ребёнка можно понять, что происходит в его жизни. Мальчикам же негласно запрещено играть с куклами и в другие игры «для девочек». И если девочка с машинкой или игрушечным оружием в руке чаще рассматривается окружением как безобидная «пацанка», то за мальчика, который хочет покатать куклу в коляске, родители нередко испытывают чувство стыда и неудобство перед другими взрослыми.

Страх родителей заключается именно в том, что другие взрослые будут смотреть с осуждением и непониманием. Но почему?! Ведь, играя с куклой, мальчик показывает, что умеет заботиться, ухаживать и любить. Это говорит не о его слабости, а скорее наоборот – о том, что он не стыдится своих чувств, умеет адекватно их проявлять. Мальчик когда-нибудь станет папой, и ему понадобятся опыт и навыки ухода и заботы, приобретённые в детстве во время игры. Когда девочка накрывает куклу одеялом, чтобы та не замерзла, или кормит из детской посуды воображаемым обедом, то её хвалят как заботливую «мамочку». Так почему бы и мальчику не подготовить себя таким же образом к тому, чтобы стать в будущем хорошим отцом? Это особенно важно сегодня, когда именно этого ждут многие женщины от своих вторых половинок. Нынешние мужчины гуляют с детьми и готовят так же часто, как и женщины. Почему же подобного опыта в игре должны быть лишены мальчики?

Вывод, который необходимо сделать из вышесказанного: не определяйте жёстко, с чем ребёнку можно играть, а с чем нельзя, ведь вы лишаете его ценного для будущей жизни опыта. Не игрушки, а гены и воспитание формируют из детей людей с определёнными чертами личности и предпочтениями.

«Мужские» и «женские» хобби и профессии

В увлечениях и профессиях мы часто видим такое же стереотипное разделение на «мужские» и «женские». Наши взгляды на то, чем должны и не должны увлекаться мальчики и девочки, могут иметь далеко идущие последствия. Если ребёнок не находит поддержки в своих увлечениях и предпочтениях, он теряет возможность развивать свой талант. Дети получают сообщение о том, что важнее, чем быть самим собой, приспосабливаться к требованиям (иногда абсурдным) части общества. Мы лишаем их возможности открыть себя и учим тому, что женственность или мужественность – это прежде всего некие стереотипные ограничения в жизни.

Более того, в макромасштабе, если мы не будем поддерживать технические, математические и естественнонаучные интересы девочек, мы безвозвратно потеряем талантливых женщин-учёных и изобретателей, открытия которых могли быть использованы для развития общества. А запрещая мальчикам увлекаться так называемыми женскими профессиями, мы можем потерять гениальных поваров, модельеров, стилистов…

Поддерживая «мальчишеские» увлечения девочек и «девчачьи» интересы мальчиков, мы учим их быть настойчивыми в достижении целей и критически относиться к чужим мнениям и предубеждениям.

Стереотипы в межличностной коммуникации

Даже общение строится в разном ключе с детьми разного пола.

Существуют сложившиеся представления о том, какое поведение и эмоциональные реакции должны быть у мальчиков и девочек. Из поколения в поколение передаются фразы: «Ну что ты ноешь, как девчонка!», «Мужчины не плачут!», «Девочкам нельзя так громко кричать» и им подобные.

Навешивание ярлыков препятствует проявлению у ребёнка эмпатии. Более того, это разрушительно действует на его психику. Маленькие дети верят своим родителям безоговорочно и воспринимают их мнение как установку на дальнейшее поведение, пытаясь (как правило, безуспешно) воплотить её в жизнь. Если же родители унижают достоинство своих детей шуточками, придирками и запретом на проживание эмоций – всех без исключения, дети перестают им доверять. Если девочке запретить злиться, а мальчику плакать, то у ребёнка появится ощущение, что с ним что-то не так, раз ЭТО чувствовать нельзя, раз ТАКОЕ поведение вызывает раздражение у родителей, а он ЭТО чувствует и ТАК себя ведёт. В результате дети, которые не получают шанса испытать все эмоции и научиться эффективно с ними справляться, вырастают не подготовленными к жизненным проблемам. Отсюда следует вывод: избегайте предубеждений! Каждый имеет право совершенствовать свои способности в той области, которая доставляет ему радость.
Самое эффективное – самому быть примером

Именно это и стоит транслировать детям. Не повторять заученные патриархальные формулы вроде «Ты же девочка» или «Будь мужиком», а, наоборот, вместе с мальчиком укладывать любимого мишку спать и помогать девочке забивать голы в её увлечении футболом.

Наша справка

Гендер — это психологические, культурные и социальные различия между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. В отличие от биологического пола гендер формируется в процессе воспитания. Психологи считают, что ребёнок начинает осознавать свой гендер в возрасте 3–4 лет, к 7 годам эти представления становятся устойчивыми.
Есть такой возраст, когда и мальчики, и девочки что-то примеряют, в том числе мамину одежду, украшения, когда и мальчики, и девочки с одинаковым любопытством и смелостью лазят по деревьям и изучают, как работает рогатка. В этот период важно терпеливо пройти с ребёнком путь, на котором он осознаёт свою идентичность, мудро сопроводить его, искренне рассказывая в том числе и о своих чувствах и переживаниях.

При этом девочкам обязательно нужно говорить об их привлекательности – это то, в чём они действительно нуждаются. Да и мальчикам тоже, а ещё напоминать, какие они сильные, заботливые, что на них можно положиться. Пусть даже дети достаточно долгое время всё делают вместе – наряжаются, играют, сражаются, всё равно важно предлагать им положительные образы, показывать, как правильно себя вести. Не давить, не запрещать («Не реви», «Помолчи»), а просто прививать некий культурный код, давать опоры. Собственно, это и называется воспитанием, привитием хороших манер. И это то, что нужно самим детям.

В силу отсутствия жизненного опыта детям важно иметь ориентиры в жизни, а вот какими они будут – во многом зависит от родителей. Личный пример родителей оказывает огромное влияние. Если мама стремится создать уют в доме, ласкова и внимательна ко всем членам семьи, то дочь скорее всего последует её примеру. Для сына же более важен личный пример отца, хотя на характер ребёнка большое влияние оказывает и поведение родителя противоположного пола. Так, женственность мамы способствует формированию традиционно мужских черт характера у сына, а мужественность отца, наоборот, воспитывает традиционно женские черты характера у дочери.

Важно осознавать, что мы растим детей не для вчерашней жизни, а для сегодняшней и, конечно, для будущей. Вот почему так важно научиться поддерживать и принимать их интересы. Не ограничивать их, а, наоборот, дать возможность получить разнообразный опыт. Тогда в будущем им будет легче найти своё место в жизни и достойным образом вести себя в любой ситуации.

НАТАЛЬЯ СТЕЛЬМАХ, педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель районного учебно-методического объединения педагогов-психологов учреждений дошкольного образования Ленинского района г. Минска