Если в классе появился хулиган…
В вашем классе появился агрессор, который мешает ребятам учиться, а вам – учить? Что толкает детей на этот путь? Как предупредить насилие? Какой совет дать родителям?
К сожалению, сегодня педагоги всё чаще сталкиваются с неадекватным, агрессивным или неконтролируемым поведением некоторых учащихся. Те не просто мешают проводить урок, но и постоянно находятся в эпицентре негативных событий класса и школы: участвуют в драках, порче школьного и детского имущества, травле, неуважительно относятся ко взрослым и т. д. Таких детей часто называют «хулиганами», «драчунами» «буллерами», «агрессорами».
Под ярлыком «хулиган»
Как правило, под ним скрываются два типа подростков:
• дети, которые не слышат уговоров взрослых, не проявляют к ним уважения, игнорируют обращения. Как правило, они склоны к проявлению агрессии к сверстникам, совершению асоциальных поступков и часто попадают в поле зрения правоохранительных органов;
• дети, которые не подчиняются общим требованиям, нарушают дисциплину, не проявляя при этом агрессии. Их поступки больше похожи на озорство.
Главное отличие этих двух типов заключается в мотивации. Первый тип совершает проступки, чтобы навредить, обидеть, закрепить свой статус, второй – в основном от скуки. Большинство младших подростков относятся ко второму типу хулиганов. Но что заставляет детей вести себя так со сверстниками и педагогами?
Важно
Ярлык «хулиган» часто получают жертвы буллинга. Например, в классе началась травля одного из учащихся. На протяжении нескольких месяцев буллер и его команда изнурительно мучают свою жертву: грязно о ней высказываются, толкают на переменах, осыпают насмешками и оскорблениями. В поисках защиты ребёнок обращается за поддержкой к сверстникам, однако те боятся, что их тоже начнут преследовать, и отказывают в ней. Не слышит его и педагог, списывающий происходящее на детские шалости. Из-за затяжного психологического и физического насилия учащийся начинает проявлять неконтролируемое агрессивное поведение, которое как раз таки и замечает учитель. Не разобравшись в ситуации и видя только агрессию, он обвиняет во всём жертву буллинга, даже не догадываясь о том, что это только вершина айсберга.
ПРИЧИНЫ ХУЛИГАНСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Низкий уровень школьной зрелости
Как правило, родители стремятся отдать ребёнка в школу, опираясь на социальные стереотипы вроде «его группа пошла в первый класс, и он пускай идёт», «я приступил к учёбе в 6 лет, и мой ребёнок тоже» и т. д. В итоге дети приходят в школу с разным уровнем школьной зрелости, и далеко не у всех хватает терпения и банально сил просидеть 45 минут урока, да ещё и впитывая информацию. Одни ребята просто не могут долго концентрировать внимание, у других не сформировано логическое мышление, у третьих высокая потребность в двигательной активности.
Такие дети отвлекаются, теряют нить событий, остаются наедине со своими мыслями. Незрелый мозг не даёт сигнала о том, что нужно вникнуть и догнать одноклассников. Он определяет паузу в деятельности, которую нужно чем-то занять. Кто-то тихонько рисует, а кто-то привлекает к себе внимание путём баловства. При этом сидеть одному скучно, нужно собрать вокруг себя единомышленников, а лучше отвлечь от урока весь класс.
Очень важно понять, что за такими детскими действиями нет никакого злого умысла, а разговоры, дёргание за косички, рисование не имеют агрессивной мотивации. Дети таким поведением преследуют только одну цель – не учиться.
2. Отсутствие интереса
Отсутствие интереса и школьная незрелость не тождественны. Например, ребёнок с высоким уровнем школьной зрелости вполне может потерять интерес к учебной деятельности. Причинами этого могут стать различные факторы: низкий уровень педагогического мастерства учителя, его монотонная невыразительная речь, критическое отношение к определённым учащимся. Такой «скучный» предмет можно сравнить с чтением неинтересной книги. Согласитесь, мало кто способен дочитать её до конца, если только подобное чтиво не связано с другой мотивацией, например, профессиональной. В результате ребёнок старается хоть как-то развеять скуку.
Важно
И при отсутствии интереса, и при школьной незрелости дети реагируют на замечания взрослых, чувствуют себя виноватыми, искренне раскаиваются, но не могут контролировать своё поведение. Как только становится скучно, снова запускается механизм плохого поведения.
3. Несоответствие учебной нагрузки способностям ребёнка
Высокомотивированные дети с интеллектуальной одарённостью быстрее справляются с нагрузкой, рассчитанной на средний уровень. Пока остальной класс ещё решает задачу, они уже всё выполнили и начинают заниматься своими делами, чем провоцируют педагога на негативное отношение к себе. Если такие ситуации будут повторяться, то педагог со временем навесит на ребёнка ярлык «хулиган» и отодвинет на «задний план» (многим проще поступить так, чем выяснять причины произошедшего).
Бывает, что учитель объявляет ребёнка, например, гуманитарием, и мама исключает из его возможного будущего инженерные профессии. При этом никто не учитывает, что особенности преподавания математики в школе не соответствуют уровню восприятия ребёнка.
4. Демонстративность
Обусловлена неосознанным желанием ребёнка привлечь к себе внимание. Он, возможно, с удовольствием стал бы лучшим учеником в классе, добившись признания хорошими отметками или ответами, но это ведь сложнее. Поэтому ребёнок выбирает более простой путь: нарушение дисциплины, неподчинение учителю. Если нельзя привлечь внимание педагога непосредственно, то он обязательно сделает это через сверстников, втягивая их в свои действия: например, ущипнёт впереди сидящую девочку, чтобы та взвизгнула и на неё, а потом и на него все посмотрели.
5. Банальная невоспитанность
Именно она становится причиной детского озорства и хулиганства. К сожалению, не всем детям сегодня знакомы нормы поведения и не все ребята их принимают, часто следуя им только из-за страха быть наказанными. Таким образом, правильное поведение не является произвольным.
Конечно, родители и учителя говорят детям, как нужно себя вести, но если весь период дошкольного детства эта информация заключалась только в беседах и не подкреплялась дисциплинарными методами (поощрением и наказанием), то не стоит ожидать соблюдения правил в школьном возрасте.
Советы родителям
Во многом эта задача должна находить своё решение в семье. Однако большинство родителей совершает ошибку, считая хулиганство временным этапом и надеясь, что всё нормализуется само собой. Конечно, мы можем оправдать поведение любимого ребёнка физиологическими и психологическими особенностями, но это не исправит ситуацию. Если он позволяет себе хулиганство в школе, значит, нужно немедленно принимать меры по его перевоспитанию. И многое в этом процессе будет зависеть от терпения у взрослых.
Итак, как же перевоспитать хулигана в семье:
1. Начните с высказывания своего недовольства. Даже если причина плохого поведения кроется в физиологии, объясните ребёнку своё негативное отношение к его проступкам. Он должен чётко знать нормы поведения.
2. Не сравнивайте его с другими детьми. Он должен сам отвечать за собственные поступки.
3. Расскажите, как вам было стыдно, неприятно или обидно. Очень важно, чтобы ребёнок сам понял, насколько он расстроил вас своим поведением.
4. Требуйте от него ответов. Без угроз и запугиваний попросите объяснить, почему он дёрнул за косичку девочку, нагрубил учителю и т. д. Если это единичный случай, то можно сгладить ситуацию, а если повторяется, то следует докопаться до причин хулиганства. Задавайте наводящие вопросы: «Тебе нравится девочка, поэтому ты её обижаешь?», «Ты не уважаешь учителя?», «Тебе не интересно на уроке?». Помните, что в вопросах обязательно должны быть намёки на эмоциональное отношение ребёнка к происходящему. Не позволяйте отмалчиваться.
5. Примените наказание, если никакие доводы не срабатывают. Конечно, о физическом воздействии и речи не идёт, но меры наказания нужно продумать обязательно. Это неприятно ребёнку, но он должен научиться уважать чувства других.
6. Помните, воспитание ребёнка в первую очередь лежит на вас. Проблемы с поведением в школе являются следствием ошибок в воспитании в более раннем возрасте. Поэтому ответственное поведение нужно формировать кропотливо и систематически.
7. Привлеките к перевоспитанию педагога. Работа с трудными детьми требует огромного терпения и должна проводиться сразу с нескольких сторон: и семьи, и школы.
Советы педагогам
К сожалению, педагоги часто не разбираются в причинах плохого поведения детей, а сразу же определяют агрессивных и шаловливых детей в «хулиганы», даже не задумываясь, насколько их скоропалительные выводы могут навредить ребятам. Что же в таком случае делать, если в классе завёлся неуправляемый ребёнок?
1. Решайте проблему коллегиально. Администрация, педагоги-психологи, классный руководитель, социальный педагог – все должны приложить максимум усилий для ликвидации хулиганства в учреждении образования. Безусловно, не у каждого педагога есть навыки Антона Семёновича Макаренко. В некоторых школах отсутствует педагог-психолог. Но это не должно влиять на поиск решения данной проблемы, буллинга и конфликтов в школе.
2. Начните с определения причины плохого поведения ребёнка. Обязательно привлеките к работе с таким ребёнком педагога-психолога, чтобы он помог выявить истоки происходящего, поговорил с семьёй. Правильно установленная причина укажет вектор направления поиска решения проблемы.
3. Попытайтесь понять мотивы ребёнка. Не стоит приписывать ученику злой умысел, желание «достать» конкретного педагога. Это его жизнь, он проживает её так, как может. Гнев или обида могут быть направлены на педагога или кого-то из учащихся, но за этим стоит внутреннее, более глубокое чувство: «мне трудно», «мне одиноко», «я растерян». Чаще всего дети ведут себя определённым образом не «зачем-то», а «почему-то». Помогите ребёнку разобраться в этом.
4. Старайтесь больше говорить с ребёнком. Кто о нём заботится? Какой стиль воспитания практикуют родители? Возможно, они вообще не интересуются его жизнью. Спросите у ребёнка, что он думает о школе, одноклассниках. В чём его трудности, что ему нравится, а что нет? Покажите ребёнку свою готовность помочь.
5. Создайте «команду помощи». Пусть в её состав войдут кто-то из родителей, педагог-психолог, некоторые учащиеся, педагоги. Коллективный подход поможет рассмотреть ситуацию с разных сторон и найти идеальный способ решения проблемы.
6. Пригласите родителей в школу. Если ситуация с хулиганом вышла за рамки и никакие разговоры не помогают, пора приглашать родителей на беседу с администрацией учреждения, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями других заинтересованных организаций. В таком разговоре нужно ставить чёткие условия поиска решений и строго следовать им. Если ребёнок почувствует свою безнаказанность, ситуация усугубится и может достичь глобального масштаба (с нанесением телесных повреждений учащимся, порчей имущества и т. д.).
7. Постарайтесь привести стороны к компромиссу, если худшее (драка, порча вещей и т. д.) уже произошло. Очень важно, чтобы при беседе присутствовали все заинтересованные: родители хулигана, пострадавшая сторона, администрация, педагоги, свидетели инцидента, педагог-психолог, социальный педагог. Родители не всегда готовы признать своё упущение в воспитании ребёнка и нести ответственность за его противоправные и недопустимые поступки.
Во время такой беседы важно не только найти виновного, но и понять, что вместе можно всё исправить. Совместный поиск решения гарантирует его результативность.
Плохому поведению детей всегда есть логическое объяснение, поэтому не стоит торопиться вешать на ребёнка ярлыки «хулиган», «драчун», «невоспитанный». Важно своевременно замечать проступки детей и соответственно реагировать на них, разбирая ситуацию, разговаривая и уточняя причины.
Дети с ранних лет должны понимать, что хорошо, а что недопустимо. Этому они должны, в первую очередь, учиться дома. Но и учреждение образования должно понимать свою ответственность за несвоевременное выявление или некорректное восприятие конфликтных ситуаций в школе.
ОЛЬГА ПАВЛОВА, методист управления идеологической и воспитательной работы Минского городского института развития образования