Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Эмоциональная устойчивость педагога

Профессия педагога является одной из самых энергоёмких. Для её реализации требуются большие интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Поэтому учителям крайне необходимо уметь контролировать свои эмоции и справляться с негативом. Неумение регулировать своё состояние приводит к эмоциональному истощению и серьёзным проблемам со здоровьем и в личной жизни.

Эмоциональная устойчивость к напряжённым факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности педагога, формированию которого необходимо уделять особое внимание. Оно помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с воспитанниками и коллегами, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую психологическую и физическую форму.

Синдром эмоционального выгорания – не болезнь, а всего лишь способность психики реагировать на эмоциональные перегрузки. Надёжной профилактикой его возникновения является правильное отношение к себе, другим людям, своей работе и жизни в целом, а также своевременное осознание источников напряжения, раздражения и страхов.

Наша справка
Синдром эмоционального выгорания – это эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее в результате хронического стресса, внутренней аккумуляции отрицательных эмоций без «разрядки».

Чтобы повысить эмоциональную устойчивость, освоить техники самопомощи в кризисных ситуациях, сформировать установку на сохранение и укрепление психологического здоровья, не обязательно участвовать в тренингах и семинарах, направленных на борьбу с эмоциональным выгоранием. Достаточно и вдумчивой самостоятельной работы над собой.

Техника «Чувства»
Помогает осознать причины негативных психоэмоциональных состояний. Задача – продолжить фразы (трижды каждую):
•    «Я должна…»     (отражает навязанные кем-либо установки), затем заменить её на «Я не хочу…»;
•    «Я не могу…»     (показывает вторичную выгоду), затем заменить её на «Я хочу…»;
•    «Я хочу…»     (отражает внутренний страх «как изменится моя жизнь, если я…»), затем заменить её на «Я боюсь…».
При выполнении техники можно столкнуться с внутренним сопротивлением («Нет, это не так!», «Не может такого быть!», «У меня всё по-другому!»), но ответы отражают ваше бессознательное отношение к проблеме, которое, как правило, болезненно воспринимается. Просмотрите записанное и подумайте, что или кто является источником ваших негативных эмоций.

Чаша эмоций
Позволяет успокоиться и вернуть душевное равновесие. Удобно сядьте, закройте глаза и постарайтесь расслабиться. Сделайте медленный глубокий вдох и такой же выдох. Представьте чашу с водой, куда вы бросаете камешек за камушком. По мере их накопления вода поднимается всё выше и выше, пока не доходит до краёв. Чаша с водой – это вы, а камешки – ваши эмоции.
Человек испытывает много разнообразных эмоций и чувств, как позитивных, так и негативных. Если их количество чрезмерно, то они, как вода в чаше, переливаются через край.

Притча
Возвращает веру в себя, помогает увидеть свою индивидуальность, примириться с недостатками.
Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они висели по концам коромысла, лежащего у неё на плече. В одном сосуде была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды. Два года старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый сосуд был очень горд собой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что может выполнять только половину того, для чего он был сделан. Годы убедили его в собственной непригодности, он обратился к хозяйке:
– Мне стыдно, что из-за моей трещины всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода.
Старая женщина усмехнулась:
– Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет? Я посеяла их, потому что знала о твоём недостатке, так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол! Если бы ты не был таким, какой есть, то и этой красоты не было бы. И она не оказывала бы чести нашему дому.
У каждого из нас есть свои странности и недостатки… но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нём хорошее.

Техника «Я могу. Я хочу. Я умею»
Повышает самооценку и поднимает настроение. Нарисуйте солнце так, как его рисуют дети, – круг и множество лучиков. В круге напишите своё имя и изобразите символический автопортрет. Около каждого луча напишите всё, что вы знаете хорошего о себе, продолжив фразу «Я ценю в себе…». Носите рисунок с собой и добавляйте лучи, когда заметите в себе новое качество.
Наталья ЛЕБЕДЕВА, педагог-психолог