Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Эмоциональная грамотность

Ни для кого не секрет, что дети часто испытывают трудности при выражении своих чувств и эмоций. Чтобы ребёнок успешно состоялся в будущем и стал полноправным членом общества, необходимо обучить его эмоциональной грамотности. Что же это такое?

Эмоциональная грамотность – способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, а также умение управлять этими эмоциями в межличностном взаимодействии. Она состоит из четырёх компонентов: идентификации эмоций и чувств, признания и управления ими, регулирования эмоций, сопереживания другим.

Эмоциональная грамотность позволяет эффективно управлять своими эмоциями и регулировать реакции, что содействует укреплению нервной системы и нормализации психического здоровья. Кроме того, эмоционально грамотные дети лучше учатся в школе, имеют более высокую успеваемость и мотивацию, быстрее заводят друзей и испытывают значительно меньше проблем с поиском будущего партнёра.

Важно, чтобы в формировании эмоциональной грамотности участвовали не только родители, но и учителя. Это улучшит её усвоение, поскольку «повторение – мать учения», а также более полно раскроет перед ребёнком аспекты межличностных отношений и выражения эмоций.

Как сформировать эмоциональную грамотность
1. Покажите ребёнку, как его эмоции проявляются на уровне физиологии. Например, «Когда ты злишься, у тебя краснеет лицо, повышается голос», «Если человек волнуется, у него учащается сердцебиение и возникают неприятные ощущения в животе». Такой подход максимально облегчит ребёнку познание спектра доступных ему эмоций и позволит выявить скрытые чувства, которые он испытывает.

Лайфхак
Дети часто ассоциируют себя с различными персонажами историй и рассказов. Читайте вместе книги, где герои испытывают различные чувства, и обсуждайте, что ощущает ребёнок, когда переживает такие же эмоции. Можно также вместе рассматривать фотографии людей в различных эмоциональных состояниях и стараться определить, что они чувствуют.

2. Обучайте самоконтролю. Объясняйте, что нет плохих эмоций, важно то, как ими управлять. Если одолел негатив, надо глубоко вдохнуть, полностью выдохнуть и спокойно описать своё настроение в данный момент. Это поможет дистанцироваться от тревожных и беспокойных эмоций. Ребята, обладающие навыком эмоционального самоконтроля, менее подвержены стрессу и реже выясняют отношения с помощью крика или кулаков.
3. Научите выражать эмоции словесно. Покажите пример словесного выражения эмоций, используя соответствующий возрасту ребёнка язык и фразы: «Я расстроена, что мы стоим в этой очереди. Сейчас я сделаю несколько глубоких вдохов, чтобы расслабиться. Это поможет моему эмоциональному состоянию». Дети, растущие в среде, где принято проговаривать свои чувства, более раскованны в выражении своих эмоций.
4. Будьте примером. Например, вступив с кем-то в спор, покажите, как грамотно отстоять свою позицию, не обидев высказываниями оппонента. Ребёнок впитывает модель родительского поведения при общении и в различных ситуациях.
5. Учите абстрагироваться. Умение отстраняться от ситуации успокаивает ум и позволяет проанализировать происходящее, приняв максимально эффективное решение.

Техника «Фокусирование на моменте»
Помогает успокоиться. Примите удобное положение. Расслабьтесь и несколько раз глубоко вдохните-выдохните. Зафиксируйте все текущие мысли, переведите внимание на расслабившиеся части тела. Эмоции постепенно схлынут, сознание прояснится.  

 РИММА ЗАКУРИНА, педагог-психолог