Душа ребёнка – на рисунке
Сегодня большой интерес в прикладной психологии представляет использование метода рисования для изучения психологических особенностей личности, особенно при работе с детьми. И таким образом действительно можно многое узнать о ребёнке, его желаниях и стремлениях.
Картина – это особый вид деятельности, интегрирующий выражение различных функций, качеств и психологических состояний человека. Поэтому рисунок и манера его создания являются ценными источниками информации о личностных характеристиках субъекта и позволяют получить полную психологическую картину его внутреннего мира.
Преимущество рисуночных тестов в том, что они не вызывают страха у клиента, как при словесном опросе. Наоборот, арт-процесс снижает уровень стресса и стимулирует вербальную активность у людей с повышенной замкнутостью.
Одной из наиболее популярных арт-методик является тест «Дом – дерево – человек», предложенный в 1948 году американским психологом Дж. Буком и позже модифицированный другим специалистом в области психотерапии Р. Берне. По сути, это проекция нашего подсознания «на чистый лист». А всего-то и нужно, что нарисовать дом, дерево и человека. Когда изображение будет готово, его дополняют расспросами о деталях сюжета.
Данный тест позволяет оценить степень душевного благополучия клиента, выявить его отношение к реальности и миру в целом. Дом, дерево и человек и их взаимодействие отражают события, происходящие в жизни автора рисунка. Имеет значение не только само исполнение (степень нажима карандаша, количество и качество заштриховки, выбор цвета, объёмность, детализация и др.) объектов картинки, но и их порядок. Так, если первым на бумаге появился дом, главенствующее место занимают вопросы семьи и личной безопасности. Если человек, то художника волнует окружение или он сам.
Также каждый рисунок из триады подчёркивает разные аспекты личности объекта, поэтому интерпретация картинки осуществляется информационным вкладом каждого изображения, а также их комбинации.
Некоторые нюансы трактовки детских рисунков
В целом процесс толкования заключается в последовательном анализе 8 групп элементов: детали, пропорции, перспектива, время, качество линий, самокритичность, отношение к заданию, комментарии. Важна каждая мелочь, поскольку иногда детали дают более полную картину, чем комментарии и сюжет в целом.
Имеют значение и цвета, которыми оперирует ребёнок. Так, чем дольше и нерешительнее он подбирает, чем рисовать тот или иной объект, тем вероятнее наличие определённых проблем. Однако если рисунок требует разноцветных карандашей, а взрослые предоставили только два или один, интерпретировать этот параметр бессмысленно.
Обязательно учитывайте изобразительный опыт ребёнка. Он может просто не уметь рисовать желаемое. В этом случае надо его расспросить о деталях. Возрастные особенности и присущие каждому периоду развития стереотипы и шаблоны также существенно влияют на диагностический портрет.
Поэтому интерпретировать детские рисунки всё-таки должен профессиональный психолог, в идеале – окончивший специальный курсы. Что же в таком случае могут сделать родители? Зачем им использовать проективные тесты для работы с ребёнком? Таким образом можно понять малыша, особенно когда он сам в силу возраста ещё не в состоянии донести до взрослых то, чего ему не хватает, каковы его желания и потребности, к чему лежит его душа. Таким образом можно разобраться в хитросплетении межличностных отношений, эмоций и страхов и наконец по-настоящему помочь. Вовремя обратить внимание на психологические проблемы, чтобы, не затягивая, прибегнуть к помощи специалиста.
ИРИНА КЕВРА, психолог