Думай головой: подростки, толпа, экстремизм
Подросткам свойственно вступать в борьбу «все против всех», искать приключения и отстаивать своё место под солнцем. Жажда острых ощущений и новых впечатлений, стремление не ударить в грязь лицом перед сверстниками, почувствовать себя взрослым и независимым нередко приводит к серьёзным проблемам, в том числе с законом. Например, многим интересно не просто пойти на футбол посмотреть игру, но ещё и вместе с компанией таких же яростных болельщиков избить фанатов победившей команды, заодно разгромив торговые палатки, витрины магазинов, автомобили – словом, всё, что под руку попадётся.
Ещё хуже, когда подросток оказывается в гуще толпы на массовой несанкционированной акции, ведь, нарушив общепринятые правила поведения, ответить придётся по всей строгости закона. Да и на психике это оставит неизгладимый след. Но обо всём по порядку.
Существует грань между невинными детскими шалостями и преступлением, за которое может последовать вполне взрослое наказание. Оказаться за ней бывает очень просто: желание почувствовать себя взрослым, не выглядеть перед друзьями трусом или слабаком... Причин найдётся множество. Но, нарушив закон, отвечать придётся в полной мере. Уголовная ли будет ответственность, административная ли – и то и другое не только серьёзно осложнят настоящее, но и окажут негативное влияние на будущее. Например, многие работодатели не готовы взять на работу человека с судимостью или с некоторыми статьями административных правонарушений за спиной.
Наша справка
Подросток, достигший 16 лет, может быть привлечён к административной или уголовной ответственности. Ряд административных правонарушений и преступлений, опасность которых очевидна, влечёт ответственность с 14 лет. Например, хулиганство (статья 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь) – «действия, которые грубо нарушают общественный порядок, характеризуются явным неуважением к обществу, сопровождаются применением насилия или угрозой его применения, а также уничтожением или повреждением чужого имущества».
Родители и законные представители несовершеннолетних несут за совершение несовершеннолетними противоправных действий административную ответственность, предусмотренную статьей 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».
Но если бы дело было только в ответственности перед законом… Воздействие толпы на неокрепшую детскую и подростковую психику чревато многими кратко- и долговременными последствиями.
К сожалению, многие родители не только спустя рукава относятся к тому, где находится их ребёнок и что он делает, но и считают приемлемым брать его с собой на неподходящие по возрасту массовые мероприятия.
Риск и последствия
Зачастую родители не осознают степень риска нахождения в толпе и последствия участия несовершеннолетних в массовых мероприятиях. К тому же не все знают, что дети и подростки в силу возраста не способны оценить уровень опасности в таких ситуациях. Участие в массовых, особенно незаконных акциях (на санкционированных поддерживается порядок: дежурят милиция и бригады скорой помощи, нередко имеются детекторы-металлоискатели, то есть степень опасности гораздо ниже, чем на не получивших одобрение властей), с криками, шумом, большим скоплением агрессивно настроенных людей, среди которых немало находящихся в алкогольном и наркотическом опьянении, – огромный стресс для несовершеннолетних.
Психика подростка (ребёнка) – хрупкая и нестабильная система. У неё ещё не сформированы механизмы психологической защиты, она не знает, как реагировать на происходящее, поэтому у детей и подростков это происходит так остро. Психологический стресс может наступить не только от действий, направленных в сторону ребёнка, но и от событий, происходящих рядом. Негативные последствия таких «прогулок» могут проявиться как сразу, так и спустя годы, повлиять на развитие личности в целом.
Ребёнок становится замкнутым, вздрагивает при громких звуках, видит будущее в мрачном свете, у него нарушается сон, появляются различные фобии и нервные тики, а также враждебность, конфликтность, агрессивность. Формируется асоциальное поведение. Подростки, пережившие психологический стресс, как правило, страдают тревожностью, перепадами настроения, подвержены мучительным кошмарам, теряют доверие к близким и сверстниками и т. д. Словом, соприкосновение с толпой по воздействию схоже с последствиями психологического насилия.
В силу возраста подростки легко заражаются эмоциями окружающих, что снижает критичность восприятия информации и происходящих событий, а это ещё больше усиливает в их отношении «феномен толпы». Когда тинейджер попадает в человеческую массу, его поведение кардинально меняется, порой против его воли. Толпа заразна, а он не может вести себя «не как все» – это отличительная особенность данного возраста. Все прыгают – и я буду прыгать, все кричат – и я буду кричать, все громят – и я буду громить. В этот момент подросток не думает об ответственности, ведь это делаю не «я» – это делаем «мы». Только ответственность понесёт каждый отдельно, но это осознание приходит слишком поздно.
Подростков легче всего вовлечь в участие в несанкционированных массовых мероприятиях. Для этого возраста всегда был характерен дух борьбы. Таков закон социальной природы человека. Как говорил Уинстон Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума». Подростку всё равно, с кем бороться, против кого бунтовать. Под горячую руку попадают родители, учителя, близкие друзья, всё окружающее общество в целом. Молодые люди недовольны всем, им кажется, что только они видят правильное решение ситуации, только они обладают тем сакральным знанием, которое перевернёт жизнь к лучшему не только в стране, но и во всем мире. Подростковый протест выражается в одежде, внешнем виде, музыке, поведении. Зацепить такую несформированную личность и использовать в своих целях – проще простого.
Социальный мозг, или Коллективная глупость
По мере приближения к подростковому возрасту эмоции ребёнка становятся более интенсивными. Это проявляется не только хлопаньем дверями или обиженным видом за обеденным столом. Лимбическая область нервной системы тесно взаимодействует со стволом мозга и телом, создавая эмоции. У подростка эти структуры оказывают гораздо большее влияние на рассуждения более высокого уровня из верхних отделов мозга, чем у детей младшего возраста или взрослых. Поэтому у тинейджеров очень изменчивое настроение, они могут быть взрывными и импульсивными, не всегда принимают осознанные решения, могут временно испытывать (и взрослые это замечают) новые формы эмоционального или когнитивного дисбаланса.
Поскольку ребята в этот период подвержены бурным эмоциям и раздираемы крайностями, им нужно ещё больше автономии и свободы самовыражения. Появляются первые идеи различных рискованных предприятий: катание на мотоцикле, вождение родительского автомобиля без водительских прав, употребление первых стимуляторов (включая наркотики), нарушение закона (мелкое воровство в магазине, хулиганство, участие во всём, что вызовет гнев взрослых) и т. д. Разные акции сейчас именно то, что надо, – щекочут нервы, поощряют бунт и гарантированно взбесят «стариканов». К сожалению, способность судить о последствиях своих действий недоступна молодым людям.
Зачастую подросток не чувствует собственной значимости, не включён в позитивную социально значимую деятельность. Быть отверженным неприятно в любом возрасте, но в юности это переживается особенно болезненно. Повышенная чувствительность к мнению окружающих может иметь серьёзные последствия. Тинейджера очень легко затянуть в толпу. В этом возрасте мнение сверстников намного важнее позиции семьи. К тому же благодаря особенностям развития головного мозга общение со сверстниками влияет на подростков иначе, чем на взрослых. Это стоит взять на вооружение родителям, которые должны осознавать, что ребёнок демонстрирует более незрелое поведение, когда находится в группе сверстников, чем когда он один. Согласно результатам исследований в подростковом возрасте бесконтрольная свобода действий в компании ровесников – верный путь к неприятностям: ребята впервые пробуют алкоголь, наркотики, секс и нарушают закон. Чаще всего это происходит не на вечеринках в выходные, а в будние дни после школы.
Советы родителям
Именно в этот период ребятам больше всего нужна мудрая поддержка взрослого. А для этого надо помнить:
1. Личный авторитет – важный фактор в воспитании здоровой личности. Подростки никогда не подражают всем подряд, а только тем, кем восхищаются, кто особенно важен для них и к кому они чувствуют эмоциональную привязанность. Например, чаще общаются со взрослыми, которые их уважают и доверяют им. Только от нас зависит, за кем пойдут ребята.
2. Ребёнка воспитывают не документы, а люди (родители, учителя, близкое окружение). Можно бесконечно знакомить детей с нормативными и правовыми документами, но если родитель транслирует дома своё отношение к устройству государства, закону, личности власть имущих, то у ребёнка остаётся мало шансов адаптироваться в этом обществе. Детская психика не выдерживает того потока информации, которую на них «вываливают» взрослые. Родители должны фильтровать информацию. Иначе ребёнок начинает верить в «ужасный мир», что станет препятствием к дальнейшему личностному развитию.
3. Чтобы уважать учителя, надо этому у кого-то научиться. У подростка может не быть сформирован навык уважения к другому человеку. Например, если дома постоянно кого-то критикуют (ребёнка, государственный строй, учителей, соседей и т. д.), а в школе педагоги не уважают личность ученика: «Я учитель, мне виднее», «Не смей спорить со мной» и т. д. Ситуация усугубляется, если детей унижают и травят в школе и преподаватели, и сверстники.
Подростки и онлайн-экстремизм
В среднем тинейджеры тратят более 7 часов каждый день на просмотр видео, чтение сообщений и обмен информацией в интернете. Безобидные видеоролики, форумы фанатов телешоу и музыки – отличный способ для молодых людей повеселиться и пообщаться с друзьями. Но любимые приложения подростка и соцсети также являются эффективными инструментами экстремистских групп, чтобы транслировать сообщения, разжигающие вражду и призывающие к участию в массовых беспорядках. К сожалению, ни один родитель не может контролировать всё, что подросток видит в интернете или с кем встречается в реальной жизни, но может помочь ему научиться распознавать экстремистскую деятельность, дать инструменты защиты от влияния такого контента.
1. Защитите свой дом от ненависти. Умное использование интернета – важная часть защиты подростков от сообщений запрещённых сайтов и сообществ. Используйте надёжные фильтры сетевой безопасности и конфиденциальности личной информации.
2. Развивайте у подростка навыки сочувствия и критического мышления. Лучшая защита от людей, которые хотят посеять страх, разделение и насилие в обществе, – это наши сердце и разум.
Первый шаг к критическому мышлению – беседы о том, как радикальные группы используют интернет, от обмена видео до форумов и социальных сетей. Напомните подросткам, что платформы социальных сетей – это целые корпорации, которые зарабатывают деньги, заставляя людей нажимать на следующее видео и переходить к следующему посту. Чтобы получить эти клики и непрерывную прокрутку, пользователям часто предлагается всё более и более драматичный и шокирующий контент. Неслучайно экстремистские материалы каждый день оказываются в ленте новостей-рекомендаций подростков, детей и взрослых.
Поговорите также о том, кто и почему стоит за всем, что ребята видят в интернете. Поощряйте их выяснять, кто публикует видео и то, что они читают. Это тоже поможет подросткам критически осмыслить ненавистнические высказывания и экстремистскую риторику.
Выясните уровень знаний об авторах видеороликов и текстового контента, при необходимости узнайте о них вместе с ребёнком. Когда подростки больше осведомлены в этой области, они смогут лучше понять, кто и для чего создаёт определённую информацию. Например, что побудило любимого ютубера ребёнка снять своё видео, будь то советы по макияжу или ознакомление с какой-нибудь культурной или исторической темой.
Поощряйте подростков анализировать, каких целей надеются достичь люди, делящиеся контентом в интернете, и помогите им осознать разницу между простой информацией, попытками убеждения и коммерческими предложениями.
3. Проверяйте факты. Научите подростка критически относиться к полученной информации. Посетите альтернативные сайты для проверки фактов, услышанных подростком в новостях и политических выступлениях. Покажите пример, как использовать критическое мышление, и поделитесь своим подходом к оценке информации в СМИ.
4. Применяйте практику сочувствия. Подростки, которых учат сочувствовать другим людям, имеют преимущество в противостоянии экстремистской пропаганде. Одна из важных составляющих развития сочувствия к другим – определить общие черты разных людей. Помогут в этом чтение и просмотр фильмов о жизни личностей из разных слоёв общества и культур.
Ещё один важный инструмент для практики сочувствия – воображение. Найдите время, чтобы поговорить с подростком о том, каково ему было бы оказаться в ситуациях из новостей или фильмов, какие эмоции он бы испытывал при этом. Помните, что, представляя эти сюжеты, ребёнок сталкивается с неприятными, негативными чувствами, поэтому проводите такие беседы в комфортной и безопасной для него обстановке. Обязательно предварительно заверьте тинейджера, что вы здесь, чтобы выслушать, посочувствовать и помочь ему со всем справиться.
Советы учителям
В предотвращении попадания ребёнка в неприятные ситуации и нарушения им закона огромную роль играют школа и авторитет учителя.
Чтобы приобрести вес среди учащихся, педагог должен:
• проявлять искренние заинтересованность и внимание. Выслушивать, помогать справляться с проблемами и конфликтами, не отмахиваться от чувств и опасений ребёнка;
• стремиться быть другом для ребят;
• избегать морализаторства и инструктирования ради «галочки». Дети прекрасно чувствуют фальшь и неискреннее отношение;
• сопереживать учащимся (ставить себя на их место).
Для борьбы с вовлечением подростков в незаконную деятельность необходимо:
• организовывать мероприятия, направленные на информирование ребят об экстремизме, несанкционированных акциях, свойствах толпы. Эти знания и умение правильно повести себя в критической ситуации – главное, что может противопоставить здравомыслящий человек умелому провокатору;
• проводить практикумы и тренинги на сохранение спокойствия, самообладания и проверки своих действий в толпе. Теоретических знаний о поведении в ней недостаточно. Для выживания необходимы практические навыки и умения. Также можно организовать уроки-исследования, где учащиеся будут разрабатывать мероприятия по предотвращению последствий влияния толпы;
• формировать у детей готовность к сохранению физического, психического и социального благополучия в экстремальной ситуации.
Важно
В Беларуси круглосуточно работает Республиканская детская телефонная линия – 8-801-100-16-11. Любой ребёнок может анонимно поговорить с квалифицированным психологом, который внимательно выслушает его и поможет справиться с тревожными мыслями. Можно поделиться любыми проблемами, не опасаясь огласки и каких-то последствий, потому что главный принцип работы телефона доверия – анонимность и полная конфиденциальность беседы.