Дети и педофилы
Дети часто становятся жертвами преступлений, в том числе сексуального характера. Такая уязвимость вызвана отсутствием у несовершеннолетних необходимых знаний, зависимостью от взрослых и бессилия перед ними. Поэтому вопросы о том, как распознать и предотвратить сексуальное насилие в отношении малолетних и подростков, сейчас актуальны как никогда.
Кто такие педофилы
Педофилия относится к классу расстройств сексуального предпочтения, когда в качестве сексуального объекта выбираются несовершеннолетние. В основном педофилами являются мужчины, как правило, также пережившие в детстве насилие: травлю, избиения, унижения, инцест или иную сексуальную травму. В 80 % случаев это делают не посторонние люди, а родственники (отчимы, дяди, даже отцы) или друзья семьи.
Большинство педофилов выбирают профессии, связанные с предметом их вожделения (учитель, тренер, вожатый, воспитатель, педиатр и др.) и позволяющие оставаться с ним один на один.
Интересно
Хотя общество представляет педофилов как одиноких людей неприятной наружности с признаками явного психического нездоровья, на самом деле они могут иметь семьи и внешне неотличимы от обывателей. Зато дети их зачастую обожают, так как педофил, стремясь завоевать доверие и стать «своим», относится к ним с большой заботой и теплом, всегда хвалит и балует.
Какие действия считаются педофилией
В некоторых случаях педофилы совращают ребёнка постепенно, подготавливая его к предстоящему акту. Например, через игры, совместное купание в душе. Фактически сексуальное насилие включает в себя: демонстрацию половых органов ребёнку и мастурбацию при нём, предложения и попытки склонить его к сексуальному контакту, прикосновения с сексуальным подтекстом, демонстрация порнографических материалов, сам половой акт и принуждение к проституции.
Группы риска
• Социально незащищённые дети (беспризорные, безнадзорные, а также из асоциальных неблагополучных семей). Их легче заманить обещанием купить то, чего они обычно лишены: сладости, игрушки и т. д.
• Дети из обеспеченных семей, где родители много времени проводят на работе и мало уделяют внимания воспитанию и безопасности ребёнка. Поэтому он пропадает дотемна на улице, слишком рано становится самостоятельным.
• Недолюбленные дети. Отсутствие понимания, семейные конфликты уводят ребёнка на улицу на поиски того, кто бы его понял, помог решить проблемы или стал другом.
Признаки сексуального надругательства
В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей или обстоятельств дети могут по-разному реагировать на сексуальное насилие. Ребенок, подвергшийся ему, может:
• избегать оставаться наедине с определённым взрослым (членом семьи), отказываться общаться с ним или проявлять приступы внезапного страха;
• намекать о произошедшем через образы (рисунки, игры) или тревожными вопросами;
• жаловаться на физические недомогания, необоснованные с медицинской точки зрения;
• отказываться ходить в школу или испытывать проблемы с обучением;
• демонстрировать необычное сексуальное поведение (мастурбировать на публике, использовать новые термины для сексуальных действий или интимных частей тела, демонстрировать сексуальные знания, не соответствующие возрасту и развитию, и др.);
• изменить правила гигиены (отказываться от купания или наоборот);
• убегать из дома.
В физиологическом плане первое, на что необходимо обратить внимание, – наличие гематом, царапин, укусов на внутренней стороне бёдер, особенно на фоне жалоб на боль в области гениталий. Также нередко возникают: энурез, нервные тики, заикание (если ранее не было); проблемы со сном; приступообразное потоотделение или постоянная потливость днём и ночью (ранее нехарактерная). Ребёнок становится подавленным, замкнутым, часто агрессивным.
Последствия сексуального насилия
Сексуальный контакт со взрослым – это травмирующий опыт для ребенка, негативные последствия которого зачастую сказываются на протяжении всей жизни. Условно их можно разделить на прямые и долгосрочные. Прямые возникают в течение 2–3 лет после травмирующего события и оставляют след на всех сферах развития: сексуальной, эмоциональной, социальной, когнитивной, а также в соматической сфере. Долгосрочные последствия распространяются на взрослую жизнь.
Долгосрочные последствия насилия:
• эмоциональные расстройства (депрессия, саморазрушение);
• нарушения самооценки (чувство изолированности, отчуждённости и др.);
• соматические и диссоциативные расстройства (тревога и напряжение, кошмары, нарушения сна, питания и др.);
• межличностные расстройства (трудности в общении, снижение доверия к людям, боязнь половых партнёров и др.);
• нарушения в социальном функционировании (алкогольная и наркотическая зависимость, проституция);
• сексуальные расстройства (страх сексуальности, чувство вины, неудовлетворённость, снижение сексуального желания, нарушенный оргазм, компульсивное избегание сексуального контакта и др.).
Если ребёнок стал жертвой сексуального насилия
Сексуальное насилие над детьми – это преступление, которое часто остается незамеченным. Независимо от вашей роли – родителя или другого члена семьи, тренера, учителя, няни – у вас есть возможность изменить жизнь ребёнка к лучшему. Главное, не оставайтесь безучастным и не думайте, что «ничего страшного не случилось, мне просто показалось».
1. Не игнорируйте признаки насилия.
2. Поговорите с ребёнком в безопасной обстановке. Тщательно выбирайте время и комфортное место (или то, которое он предложит сам). Говорить лучше с глазу на глаз или в присутствии психолога.
Беседа должна быть непринуждённой. Безобидный тон поможет ребёнку расслабиться и позволит получить от него более точную информацию. Нередко преступники шантажируют жертву физической расправой с ней или её близкими, угрожают похищением. Поэтому успокойте ребёнка, убедите, что он в безопасности и ему надо просто ответить на пару вопросов, потому что вы обеспокоены.
Используйте собственный словарный запас ребёнка. Например, «Кто-то прикасался к тебе?». В этом контексте «прикосновение» может означать разные вещи, но, вероятно, это слово знакомо ребёнку. Он может переспросить или уточнить вопрос, позволяя лучше оценить ситуацию: «Никто не трогает меня, кроме мамы во время купания» или «Так, как дядя иногда прикасается ко мне?» Сексуальное насилие может быть приятным для ребёнка, поэтому вопрос о причинении боли может не раскрыть искомую информацию.
Будьте терпеливы, слушайте не перебивая. Подождите, пока он остановится, а затем уточните вызывающие тревогу моменты. Избегайте осуждения, обвинений, эмоциональных манипуляций, не стыдите ребёнка. Всячески подчёркивайте в течение беседы словами и действиями: «Я люблю тебя. Здесь нет твоей вины. Я сделаю всё возможное, чтобы ты был в безопасности».
3. Сообщите в правоохранительные органы.
Это может быть эмоционально истощающим, в первую очередь для родителей. Но, чтобы помочь ребёнку, дать ему поддержку и защиту, надо сначала найти способ справиться со своими чувствами и переживаниями, не нарушая благополучия жертвы. Не стесняйтесь обращаться за помощью в компетентные органы и к специалистам (психологу, представителям центров помощи и реабилитации, горячей линии и т. д.). Для начала поговорите со специалистом один на один – это даст возможность полностью сосредоточиться на своих проблемах, не беспокоясь о том, как ребёнок отреагирует на эту ситуацию.
Корень всего
Родители часто требуют от ребёнка абсолютного послушания, поэтому, столкнувшись с насильником, он просто будет делать то, чему его научили, –покорно подчиняться приказам. Избежать такого развития событий позволяет раннее воспитание в детях чувства собственного достоинства, умения понимать состояние другого человека и выражать свои чувства свободно.
Вероятность совершения насилия над ребёнком находится в прямой зависимости от уровня его эмоционального развития. Например, дети, имеющие трудности в общении со сверстниками и взрослыми, в случае опасности часто не могут защитить себя или обратиться за помощью, поэтому рискуют стать жертвами насилия.
Что могут сделать родители
1. Уважать личные границы и частную жизнь. У каждого ребёнка есть врождённый механизм, который защищает его от опасности, особенно в отношениях с незнакомцами. Хорошо заметен он у маленьких детей (довольно неохотно вступают в контакт со взрослыми). Родителям стоит ценить и укреплять этот механизм, уважая установленные ребёнком границы. Нельзя смущать его словами в духе «Какой же ты дикарь, подойди поздоровайся с дядей» и заставлять садиться на колени, обнимать или целовать тех, кого он не хочет.
Не стоит шпионить за ребенком, особенно за подростком, обыскивать его личные вещи, взламывать почтовый ящик или выдавать себя за друзей в социальных сетях. Раскрытие полученной так информации будет воспринято подростком как нарушение его конфиденциальности и может привести к потере доверия на долгие годы. В результате подросток не обращается за помощью к родителям, когда случается что-то плохое.
2. Научить говорить «нет». Ребёнок имеет право возражать и отказывать, не беспокоясь о том, как кто-то на это отреагирует, не только чужим взрослым, но и своим родственникам.
Факторы, увеличивающие подверженность ребёнка травматическому опыту:
• насильственное кормление;
• неуважение личных границ;
• отказ в принятии решений и проявлении своей точки зрения («Ты будешь носить то, что я сказала, а не то, что ты хочешь» и т. п.);
• телесные наказания (нарушение границ тела);
• избегание здорового физического контакта (объятий, ласковых прикосновений и др.);
• требование абсолютного подчинения взрослым;
• недооценка проблем ребёнка («Подумаешь!», «Это глупо» и т. п.);
• отрицание его чувств («Что ты ревёшь, это не больно», если ребёнок упал и расшибся);
• критика в присутствии окружающих.
3. Поддерживать доверительную связь. Если ребёнок будет знать, что его не оттолкнут и выслушают, за помощью в сложной ситуации он обратится к родителям. Иначе отчаянная жажда внимания, принятия и понимания толкнёт его в руки преступника. Педофилы – прекрасные психологи, создающие повышенную заботу вокруг недолюбленного ребёнка и нередко искусственно поднимающие его самооценку (ведь старший, необычный «друг» есть только у него).
4. Интересоваться личностью. Внимание к увлечениям, мечтам и взглядам ребёнка означает, что родитель принимает его мир, уважает, относится к нему серьёзно и не пытается изменить.
5. Не запугивать. Страх – это естественная защита от различных угроз. Преднамеренное запугивание «опасным миром» приводит к тому, что при встрече с настоящей опасностью ребёнок оказывается парализованным страхом.
6. Говорить больше о норме. Ребёнок сначала должен узнать о том, что является нормальным поведением, и лишь потом получить информацию о патологиях.
7. Избегать искусственного наращивания авторитета. Ребёнок должен понимать, что взрослые не всегда говорят правду и не всегда имеют добрые намерения.
8. Знакомить с правилами безопасности. Дети должны знать, как кого и чего следует остерегаться и что надо делать в различных опасных ситуациях, в том числе при подозрительном поведении взрослых (чужих или знакомых).
Интересно
Сегодня в развитых странах мира разработаны различные эффективные программы профилактики жестокого обращения с детьми. Например, в Израиле существует известная каждому ребёнку инструкция, которая укладывается в три слова: «Нет – беги – расскажи». При любом неприемлемом действии или просьбе взрослого ребёнок должен сказать «нет», побежать к взрослому, которому он доверяет, и рассказать о том, что кто-то ведёт себя ненадлежащим образом, или попросить помощи.
Как говорить о сексуальном насилии
1. Знакомить с частями тела, в том числе интимными. Понимание и использование их обозначений помогут ребёнку рассказать, если произошло что-то неуместное. Объясните, что интимные части тела называются личными, потому что недоступны для всеобщего обозрения (исключение – родители) и вне дома должны быть только в одежде.
2. Помогать с осознанием границ тела. Скажите, что никто не должен прикасаться к интимным местам ребёнка и просить его потрогать чужие.
3. Объяснять уместность и неуместность поведения. Ребёнку важно понимать, когда какие-то действия приемлемы, а когда нет. Например, раздеться при посещении врача – нормально, раздеться вне поликлиники и больницы для дяди – нет (очень часто педофилы представляются врачами и предлагают осмотреть ребёнка).
4. Разделять хранение секретов. Ребёнок должен доверять родителям все тайны, особенно те, которые касаются тела. Большинство преступников советует хранить насилие в секрете: «Мне нравится играть с тобой, но, если ты расскажешь кому-нибудь ещё, я больше не приду», «Если ты кому-нибудь проговоришься, я скажу, что это была твоя идея, и у тебя будут большие неприятности». Объясните, что замалчивать такие события, равно как и соглашаться на требования хранить их в тайне, – неправильно, и надо всегда рассказывать об этом родителям. Также дайте обещание, что, что бы ни случилось, никогда не осудите, не пристыдите или не обвините ребёнка, если он доверится вам.
5. Говорить о недопустимости прикосновений, в том числе приятных, со стороны незнакомцев. Поглаживания, обнимания и подобные ласки часто не воспринимаются ребёнком как нечто неприемлемое.
6. Учить отказываться от фотографирования. Ребёнок должен знать, что никто не имеет права делать фото его интимных мест. Многие педофилы любят фотографировать обнажённых детей и обмениваться изображениями в интернете.
7. Учить адекватно оценивать просьбы о помощи. «Помоги мне сходить в туалет (душ и т. п.)» – излюбленная приманка педофилов. Убедитесь, что ребёнок знает, что взрослые и дети старшего возраста способны самостоятельно справляться с гигиеническими процедурами. В остальных случаях они должны просить помощи у других взрослых (ребенок вправе отказаться от её оказания).
8. Знакомить с правилами самозащиты. Ребёнок должен знать, что, если что-то пойдёт не так при общении со взрослым, не важно, незнакомцем или родственником, можно его прервать и уйти. Также дети должны знать, как себя вести в опасной ситуации.
9. Придумать вместе с ребёнком SOS-слово. Условный знак «Я в опасности» может быть использован для незаметного вызова родителей, например, если ребёнок боится открыто позвать на помощь.
Информированность о сексуальном насилии и нормах защитного поведения со взрослыми является мощным сдерживающим фактором, особенно в отношении маленьких детей, которые из-за невежества в данной области часто становятся жертвами педофилов.
Наталья Стельмах, детский психолог