Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Давайте говорить друг другу комплименты…

Искусству произнесения слов похвалы и поощрения посвящена не одна книга и статья. Казалось бы, чему тут учиться? Ведь это не обучение устранению конфликтов или распознаванию истинных намерений по мимике и жестам… Что может быть проще, чем сказать человеку комплимент? Однако на деле всё оказывается не таким уж простым и понятным. И иногда неуместно сказанный комплимент является не меньшим поводом для конфликта, чем грубое слово.

Комплимент, похвала, лесть
В общем понимании комплимент – это выражение тёплого отношения, одобрения, уважения или восхищения действиями, внешним видом или внутренними качествами другого человека, имеющее целью сделать ему приятно.

А чем он тогда отличается от лести и похвалы? Ведь во всех этих понятиях речь идёт о демонстрации своего положительного отношения. И вместе с тем имеются существенные различия.
Похвала более конкретна и менее продуманна. Это просто искреннее выражение положительной оценки определённого человека, констатация факта наличия у него неких умений и навыков в данный момент. Например, «Ты молодец, никогда не опаздываешь» – это похвала, а «Ты написал отчёт быстрее всех! И как тебе удаётся всегда успевать всё делать вовремя?!» уже комплимент. То есть в комплименте вместе с искренним одобрением обычно идёт небольшое преувеличение достоинств и умеренное восхищение субъектом, а вот оценочной части в нём может практически не быть.

Лесть же от комплимента главным образом отличает чрезмерное преувеличение, неискренность и неправдоподобность. Одно дело сказать, что «ты сегодня прекрасно выглядишь», и совсем другое: «Ты самая красивая девушка на свете!». Если первое – это комплимент, то второе относится к лести.
Так для чего же используют комплименты? В основном это высказывание своего положительного отношения плюс расположение к себе собеседника. Так что умение грамотно делать комплименты является неотъемлемой частью успешной и продуктивной коммуникации.

Условия успешного комплимента:
1.    Искренность. Вы сами должны верить в то, о чём говорите. Иначе рассогласование между словами и истинным отношением к вопросу будет достаточно сильно ощущаться и собеседником. Лучше найдите ту область или то качество, которые вас действительно восхищают.
2.    Краткость. Не стоит растекаться мыслью по древу и городить огород. Ёмкое, чёткое и краткое высказывание производит гораздо больший эффект, чем долгая и утомляющая хвалебная речь. Кроме того, чем длительнее похвала, тем менее правдиво она выглядит.
3.    Эмоциональность. Для успешного комплимента важно проявление искренней заинтересованности и симпатии, которые невозможны без включения эмоций. Даже самые красивые слова, сказанные сухо и безэмоционально, не принесут должного результата, а комплимент, сказанный отнюдь не литературным слогом, но с неподдельными яркими позитивными эмоциями, воспринимается собеседником в разы лучше.
4.    Тон. Этот пункт идёт в дополнение к предыдущему. Постарайтесь, чтобы при похвале в вашем тоне не было ни намека на сарказм или подшучивание, а также избавьтесь от наставнического или авторитарного тона. Иначе комплимент будет восприниматься как оценочное суждение или издёвка.
5.    Отсутствие двойного смысла. Слова должны звучать просто и понятно, без какого-либо скрытого подтекста или двоякой интерпретации. Да, все люди разные и воспринимают всё по-своему, но нужно постараться, чтобы суть комплимента была ясна каждому.
6.    Уместность. Не стоит высказывать своё восхищение человеку, который находится в дурном расположении духа или очень занят. Иначе вместо позитивного ответа рискуете нарваться в лучшем случае на безразличие, а в худшем – на не слишком лестные высказывания в ваш адрес.
7.    Демонстрация искреннего расположения. Когда говорите комплимент, следите за тем, чтобы мимика, жесты и поза соответствовали тому, что говорите. Всё тело должно подтверждать искренность ваших слов, а улыбка ещё больше расположит собеседника.
8.    Практика. Искусство комплимента – это не теоретическая наука. Только на практике можно в совершенстве отточить своё мастерство. Поэтому не бойтесь говорить людям приятные слова, этим вы не только поднимете им настроение, но и поможете себе ещё лучше научиться разбираться в тонкостях хвалебных речей.

Как правильно реагировать

Грамотно реагировать на комплимент тоже надо уметь. Поскольку и на этом этапе люди часто совершают массу ошибок.
1.    Принимайте комплимент с удовольствием. Вы достойны сделанных вам комплиментов, не надо стесняться или считать, что недостаточно хороши для этого. Просто успокойтесь, расслабьтесь и получите удовольствие от сказанного.
2.    Достаточно простого «спасибо». Если не знаете, как отреагировать на комплимент, скажите простое и искреннее «спасибо» и улыбнитесь собеседнику. В большинстве случаев от вас не ждут каких-то ответных речей, а просто хотят сделать приятное.
3.    Не ищите скрытых смыслов. Не надо считать, что сказанный комплимент является лестью или попыткой манипулировать. Человек может просто хотеть высказать своё одобрение и восхищение без каких-либо тайных мыслей или скрытых мотивов.
4.    Не чувствуйте себя должным. Вы не обязаны после сказанного относиться к человеку как-то по-другому, реагировать на комплимент ответным комплиментом или делать что-то приятное. Просто насладитесь вниманием.
5.    Не переводите тему на что-то другое. Не стоит из ложной скромности или из-за неуверенности в себе тут же менять тему разговора или находить неотложные дела, чтобы поскорее избежать данной ситуации. Так вы не только проявите бестактность и неуважение к собеседнику, но и лишитесь приятного разговора.
6.    Цените себя, повышайте самооценку. Неумение адекватно реагировать на сказанные комплименты в большинстве случаев кроется в неуверенности в себе, отсутствии соответствующих знаний и убеждении, что мы недостойны таких слов или недостаточно поработали над собой, чтобы их заслужить. Истинное хорошее отношение к вам других людей не требует постоянного совершенствования и жертв с вашей стороны.

Не бойтесь говорить комплименты и приятные слова, ведь этим вы не только располагаете людей к себе, но и сами учитесь находить в окружающих положительные стороны. А это одно из важнейших умений для продуктивного и приносящего радость общения.

ЕКАТЕРИНА МУРАВИЦКАЯ, психолог