Cтрельба в школе: шаг за грань
В последнее время в мире участились случаи «колумбайна» – вооружённого нападения обучающегося или постороннего на учащихся внутри образовательного заведения. В сентябре этого года 18-летний студент Пермского государственного университета вломился в здание альмаматер и расстрелял из ружья 46 человек. Шестеро погибли. Такой же «колумбайн» произошёл в мае в Казани... Что же толкает молодых людей на это страшное преступление? Отвечает Ирина Барановская, заведующая психологическим отделением Могилёвской областной
психиатрической больницы, главный внештатный психолог главного управления по здравоохранению Могилёвского облисполкома.
– Ирина Геннадьевна, каков психологический портрет школьного стрелка?
– Если бы его можно было чётко сформулировать, предотвратить шутинг (стрельбу в местах массового скоплениях людей, прим. авт.) было бы проще. Такие люди часто социально дезадаптированы, имеют низкую стрессоустойчивость, признаки дискордантности (несовместимые черты характера), проблемы с самооценкой (слишком низкая или высокая), склонность к насилию (но не всегда), лишены эмпатии. Они озлоблены, сильно обижены на окружающих, испытывают беспомощность и желание отомстить, что усугубляется наличием какого-либо психического расстройства (диссоциальное, психотическое, бредовое, депрессивное и т. д.), диагностировать которое может только психиатр.
Я думаю, что к потенциальным стрелкам относятся «тихие нарциссы»: горделивые, высокомерные, уверенные в своей правоте и убеждённые, что их недооценивают, неправильно воспринимают одноклассники или противоположный пол и т. п. Также стоит обратить внимание на чрезмерно замкнутых, что характерно для вялотекущей шизофрении. Нередко её развитие незаметно для окружающих, которые, как правило, считают, что подросток просто необщителен и стеснителен.
– Верно ли, что «колумбайн» устраивают только юноши 16–20 лет?
– Девушки тоже могут проявлять агрессию. Но, по статистике, такие преступления чаще совершают мужчины.
Считаю, что это связано с гендерным воспитанием. Женщины проще относятся к ситуации, так как могут не сдерживать эмоции – заплакать, например. Мальчиков же с детства учат подавлять свои чувства, быть невозмутимыми. Вряд ли есть мужчина, который ни разу в жизни не слышал: «Не реви, ты же не девчонка!» Кроме того, мужской пол физически сильнее, у его представителей больше шансов подавить сопротивление жертвы.
– Вы утверждаете, что стрелки имеют психические отклонения. Почему тогда они получают разрешение на покупку и хранение оружия?
– Если человек ранее не попадал в поле зрения государственных ведомств, имеет положительные характеристики, не жалуется на психическое здоровье и ведёт себя адекватно на приёме у психиатра, то он получает справку о том, что годен к ношению оружия. Она выдаётся как минимум на год, но дебют заболевания может наступить в любой момент.
– Что может стать триггером к совершению преступления?
– Любые психотравмирующие ситуации: конфликты в семье, травля, личное негативное отношение к одноклассникам, учителям, отсутствие одного из родителей, вынужденность
жить в токсичном окружении и др. Конечно, не каждый прошедший через буллинг или иную травму
становится убийцей. Если ребёнок учится прощать, обесценивать действия неприятеля и заботиться о себе, желание отомстить пропадает.
– А просмотр фильмов с насилием и жестокие компьютерные игры?
– С играми всё не так однозначно. С одной стороны, это способ уйти от реальности, расслабиться, сбросить часть накопленного негатива. С другой – обилие подобного досуга нередко приводит к игровой зависимости. Во время игры происходит изменение биохимических процессов в головном мозге, в частности вырабатывается нейромедиатор – дофамин (гормон счастья). Формируется привыкание. Также насилие, совершаемое игроком, может начать ассоциироваться с удовольствием. Ребёнок, с трудом отличающий реальную жизнь от виртуальной, способен совершить преступление.
При просмотре фильма человек становится свидетелем акта насилия (хоть и вымышленного) и может получить психотравму. Ещё хуже, когда он отождествляет себя с антагонистом и чувствует удовлетворение, наблюдая, как зло побеждает. Дети особенно уязвимы перед этим видом воздействия, потому что их психика ещё не окрепла. Мозг имеет зеркальные нейроны, которые запоминают полученную информацию и позволяют имитировать поведение других людей. Агрессия снижает уровень когнитивного функционирования. Поэтому связь между просмотром фильмов с насилием и агрессивным поведением определённо существует.
ИНТЕРЕСНО
Американский психолог Питер Лэнгман делит стрелков на три типа: психотики, травматики и психопаты. Первые ощущают себя изгнанниками, отличающимися от других. Вторые – жертвы эмоционального, физического или сексуального насилия. Третьи не чувствуют связи с другими людьми, не испытывают чувства вины за содеянное и получают удовольствие от причинения боли окружающим.
– На Ваш взгляд, такие расправы спонтанны или всё-таки планируются заранее?
– Я считаю, что люди, собирающиеся совершить «колумбайн», обдумывают это годами, накапливая в себе огромную злобу на весь мир. В психологии существует понятие «символическая месть» – расправа над посторонними людьми, выступающими в роли заместителей обидчиков (при этом оскорбление могло быть нанесено годы назад). Человек визуализирует то, что собирается сделать, и получает удовлетворение от этого. Единственная помощь – обращение к психологу, поскольку самостоятельно из такого состояния выйти очень трудно. Иначе рано или поздно от фантазий он перейдёт к делу, перенося ярость на невиновных.
Спонтанным шутинг может быть при остром психозе, шизофрении с галлюцинациями, бредовом расстройстве, алкогольном или наркотическом опьянении.
– Известны случаи, когда подростки после совершённого сразу кончали жизнь самоубийством. Это страх быть пойманным, малодушие, запоздалые муки совести или привлечение внимания?
– Чаще всего те, кто идёт убивать сверстников и педагогов, продумывают нападение до мелочей, следовательно, представляют и его кульминацию, морально готовясь либо к совершению суицида, либо к тому, что могут быть застрелены милицией.
А внимание они привлекут в любом случае: такой поступок не получится скрыть ни от руководства учебного заведения, ни от государственных органов, ни от родственников погибших и пострадавших. Ни от СМИ – всё-таки живём в век технологий.
– На что следует обращать внимание, чтобы предупредить трагедию?
– Предотвращать такие события сложно, но можно, если изменить отношение общества к людям с психическими заболеваниями. При отсутствии стигматизации душевнобольных к психиатрам станут обращаться, как и к любым другим врачам, не боясь чужого осуждения. Это позволит улучшить диагностику и выявляемость таких расстройств.
– Что могут сделать родители?
– Роль семьи в воспитании и формировании ценностей, личностных качеств ребёнка просто огромна. Во-первых, именно родители учат пониманию происходящего, умению справляться с трудностями, конфликтами и стрессом. Подросток вырабатывает своё отношение к социуму, основываясь на модели поведения, которой придерживаются его близкие. Во-вторых, у отца
с матерью больше возможности увидеть, какую жизнь ведёт их ребёнок: что делает вне школы, чем увлекается, какие у него планы на будущее. Если в семье доверительные отношения, всегда можно узнать причину переживаний подростка.
– А педагоги?
– Учителя в этом плане более ограничены: они могут заметить только внешние проявления характера (замкнутость, повышенную импульсивность, обидчивость и т. д). Психолог же в учебном заведении может оказывать помощь несовершеннолетнему только с разрешения родителей. Поэтому педагоги должны получать всю необходимую информацию об учениках и особое внимание уделять детям с психотравмами, признаками формирования психопатии и т. д. Работу в школе необходимо направить на предупреждение буллинга и воспитание высоких нравственных ценностей. Также очень важно вернуть авторитет учителя.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ ОТ ИРИНЫ БАРАНОВСКОЙ
Надо наладить доверительный контакт с ребёнком, интересоваться его жизнью (проблемами, переживаниями, интересами). Учить адекватно (в социально приемлемых формах) выражать своё недовольство, отстаивать личные границы, нести ответственность за свои действия и поступки. На собственном примере показать, как надо вести себя в той или иной ситуации. Формировать эмпатию. Давать возможность выплеснуть свои эмоции, переместить их на неодушевлённые объекты: побить подушку, разорвать портрет обидчика и т. д. И помнить, что осуждение, колкие упрёки, запреты, необоснованная критика, повышение голоса – самые неэффективные способы общения с детьми.
Ирина Кевра, психолог:
– Можно сколько угодно прятать голову в песок, убеждая себя, что с вашим ребёнком такое точно не случится. Но тогда вы оставляете его без защиты. Поэтому говорить о «колумбайне», терроризме и поведении при нападениях важно и нужно.
Как разговаривать с детьми о стрельбе в школе
1. Не запугивайте ребёнка. Если с малолетства внушать, что «мир – средоточие опасности и зла», он подсознательно будет бояться реальности и, оказавшись в экстремальной ситуации, не сможет за себя постоять.
2. Малыш должен знать, что террористов и шутеров в мире значительнменьше, чем адекватных людей, и что их действия не нацелены конкретно на него. Детям постарше можно объяснить, что террористы действуют таким образом, чтобы внушить окружающим страх. Однако множество людей гибнет в различных происшествиях и без участия злоумышленников. Чтобы этого не случилось, надо всего лишь
соблюдать элементарные правила: переходить дорогу на
зелёный свет, пристёгивать ремень безопасности в автомобиле, не садиться в машину к незнакомцам и т. д. Наша безопасность в первую очередь зависит от нас самих, поэтому, если соблюдать правила, всё будет в порядке.
3. Ребёнок должен знать, как себя вести в опасных ситуациях. Но не возлагайте обязанность обучения этому на учителя ОБЖ или воспитательницу в детском саду. Это и ваша задача. Не замалчивайте «страшные» темы, не отмахивайтесь от вопросов о «колумбайне» и терроризме. Спрашивайте ребёнка о них сами, подталкивайте к рассуждениям: «Как ты думаешь, почему они это сделали?», «Как себя надо вести при этом?» Давайте исчерпывающие объяснения – это ваша инвестиция в спокойное и безопасное будущее ребёнка.
Подростки более самостоятельны, чем дети 6–8 лет. Простых инструкций может быть недостаточно. Разработайте примерный сценарий поведения в подобных ситуациях. Желательно при этом разобрать несколько различных стратегий и проработать их сильные и слабые стороны.
СОВЕТЫ ПОДРОСТКУ
При разговоре не стесняйтесь неформальных обращений, так информация с большей вероятностью запомнится.
1. Если услышал выстрелы или взрывы, беги!
• Как можно дальше и быстрее! Забудь о любопытстве, не пытайся заснять происходящее на теле-
фон ради «лайков» и, тем более, не вздумай строить из себя супермена. Мёртвые герои стране ни к чему, а вот о родителях стоит подумать.
• Не оглядываясь и петляя. В этом случае твои шансы уцелеть значительно повысятся – в подобных ситуациях метко стреляют единицы. Три шага вперёд, шаг влево, четыре вправо – это твой шанс выжить. Старайся не попасть в паникующую толпу, иначе тебя могут сбить с ног и затоптать.
• Оказавшись в безопасности, сразу же позвони родителям (пусть знают, что с тобой всё в порядке) и в милицию, доходчиво объяснив, что и где произошло.
2. Если стреляют рядом с тобой, падай! Любое укрытие хорошо: парта, стеллаж в магазине, стена и др. Не бойся испачкаться или ударится. Синяки пройдут, одежду можно постирать, а родителям ты нужен живой. Сохранность одежды, даже самой дорогой, не стоит твоего спасения.
3. Если убийца движется в твою сторону, действуй по ситуации! Сохранение спокойствия – это гарантия выживания. Всегда выбирай жизнь!
Не кричи, не мечись, притворись мёртвым. Убийцам точно будет не до проверки пульса.
4. Если ты на виду внутри здания (в коридоре, холле и т. д.), спрячься! Найди укромное помещение, запрись или забаррикадируй двери тем, что попадёт под руку. Сиди тихо, на помощь не зови. Не геройствуй! Если есть возможность, позвони в «102» или «112» и родителям.
5. Если ты в школе (в классе), следуй инструкциям учителя! Если его нет, спрячься под партой. Не круто, зато спокойно. Сиди тихо и не паникуй.
6. Если тебя взяли в заложники, подчиняйся! Выполняй все требования нападавшего. Не вступай с ним в словесную перепалку, не спорь. Веди себя спокойно, без резких движений. Преступники – люди нервные, а ты у мамы один.
7. Если начался штурм, прижмись к полу! Не приближайся к окнам, не выбегай сразу после освобождения – можно поймать шальную пулю. Историю своего спасения лучше смотреть потом в новостях в обнимку с родителями, чем на больничной койке.
8. Если кто-то из твоих друзей/одноклассников угрожает в соцсетях расправой, расскажи об этом взрослым. Например, кто-то написал у себя на странице, что «хочет поубивать “предков”, одноклассников, учителей, а особенно урода Стёпку из 10 “Г”». Или взорвать школу. Или ты узнал, что кто-то изготовляет для этого взрывчатые вещества, оружие, – звони в милицию. Не бойся прослыть стукачом, это так не работает, пусть лучше проверят сто «несерьёзных» звонков, чем упустят шанс спасти множество жизней.
9. Если кто-то из твоих друзей/ одноклассников замкнут, угрюм и с агрессией высказывает мысли об убийстве, не шути на эту тему! Фразы в стиле «Да ты вообще Колумбайн!», «А может, сразу метро взорвать?» могут спровоцировать товарища на активные «подвиги». Лучше предупредить взрослых, чем потом мямлить, уткнувшись в пол: «Да, он чё-то такое писал (говорил), но это ж, типа, прикол был…». Как бы пафосно это ни прозвучало, но лучше пресечь преступление на корню, чем потом носить цветы на могилу.
10. Предупредить проблему гораздо легче, чем расхлёбывать! Конечно, взрослые – «замшелые мамонты», но, если ты придёшь к ним за помощью, они не отмахнутся и не станут смеяться. Они приедут через пару минут и будут даже ценой своей жизни спасать тебя и тех, кто рядом.
ПОВЕДЕНИЕ ПРИ «КОЛУМБАЙНЕ»
1. Уходи от источника опасности как можно быстрее и дальше.
2. Найди взрослого, который вызывает доверие, и доходчиво и внятно изложи ему ситуацию.
3. Выполняй инструкции взрослого, который находится рядом с тобой.
ЕКАТЕРИНА СОРОКА