Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Что нужно знать педагогу об учащемся с расстройством аутистического спектра

Последние мировые статистические исследования говорят о том, что каждый 36-й рождённый ребёнок имеет расстройства аутистического спектра – РАС. Ежегодно отмечается рост числа детей с аутистическими нарушениями и в нашей стране. В 2022-2023 учебном году в белорусской базе данных детей с особенностями психофизического развития состояло 3378 детей с РАС.

Кодексом об образовании Республики Беларусь и другими нормативными документами определены возможности получения ребёнком с аутизмом качественного образования в условиях интегрированного обучения и воспитания. Организация образовательной интеграции детей с РАС предполагает реализацию индивидуального подхода, создание специальных условий обучения и воспитания с учётом нужд и особенностей учащегося. Нужно признать, что успешность и практическая реализация образовательного процесса зависят от ряда факторов, но именно педагог становится тем человеком, который осуществляет обучение ребёнка с РАС, содействует его социализации, реализации его потенциальных возможностей.

Перед педагогом стоит сложная задача – понять учащегося с аутистическими нарушениями и использовать эти знания в ходе обучения. На что же стоит обратить внимание с самого начала?

1. Актуальный уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление), особенности их протекания. Для детей с аутизмом характерно преобладание зрительного восприятия над слуховым, избирательность и неустойчивость внимания, конкретность и буквальность понимания информации, высокие зрительные мнестические способности, сложности переноса полученных знаний в схожих заданиях или реальную среду и др. Знания об особенностях протекания психических познавательных процессов у ребёнка будут для педагога своего рода подсказкой в определении формы подачи учебного материала, его объёма, специфики закрепления изученного. Это предполагает наличие наглядного и картинного материала, визуальных опор, схем, алгоритмов действий, конкретизацию и упрощение речевой инструкции с возможностью использования жестовой и других видов подсказок, минимизацией «вербального шума», дробление и порционное изложение учебной информации с переключением ребёнка для предупреждения переутомления. Иногда для лучшего усвоения учебного материала учащимся с РАС требуется его адаптация и модификация. Действенными будут рекомендации по структуризации пространства кабинета, оптимизации рабочего места учащегося (например, визуальное обозначение на парте места для учебника, тетради, снижение отвлекающих факторов).

2. Индивидуальные психологические особенности, уровень развития речи, навыков коммуникации и социального взаимодействия. Каждый ребёнок с аутизмом, как и любой нормотипичный человек, отличается темпераментом, отдельными качествами характера, которые проявляются в особенностях контактирования, находят отражение в эмоциональном и поведенческом репертуаре, способах коммуникации. Знакомству и установлению контакта с ребёнком с РАС, его адаптации требуется уделить больше времени. Педагогу не стоит быть слишком активным, пытаться сразу войти в прямое взаимодействие. Необходимо дать ребёнку возможность постепенно «встречаться», приближаться с правом отдалиться. Педагогу важно быть понятным, стабильным, последовательным в своих реакциях, ребёнку с ним должно быть спокойно. Ребёнок с аутизмом нуждается в коммуникации вне зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми может быть невербальным, с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (предметы, жесты, графические символы, фотографии, картинки).

3. Сенсорные особенности. Зачастую аутизму сопутствует нарушение обработки сенсорной информации. Это гипо- и гиперчувствительность по разным видам модальностей (визуальная, аудиальная, тактильная и др. в соответствии с сенсорными системами в теле человека), проявляющаяся в виде сенсорных дефицитов или предпочтений, наличия специфических интересов или страхов, избегания неприятных стимулов. Знания о сенсорных особенностях ребёнка помогут в установлении контакта, выборе средств поощрения, предупреждении сенсорной перегрузки и проблемного поведения. Например, у ребёнка может быть тактильная гипочувствительность, но аудиальная гиперчувствительность, что предполагает использование различных стратегий в работе: педагогу стоит исключить громкий тон речи, но при этом она должна быть чёткой и конкретной, сопряжённой с визуальными подсказками или наглядным показом, использование шумоизолирующих наушников поможет предупредить резкие звуки (звонок на урок, шум на перемене). В этом случае эффективно развивать у ребёнка толерантность к неприятным звукам, шуму. В случае тактильной гипочувствительности педагог может использовать различные тактильно приятные игрушки, приспособления для стимулирования ребёнка ко взаимодействию, подкрепления желательных форм поведения, переключения внимания ребёнка в «зоне отдыха». Выбор педагогической стратегии в каждом отдельном случае индивидуален, так как он может подойти одному учащемуся с РАС, но быть недостаточно эффективным – с другим.

4. Особенности поведения. У детей с РАС отмечаются сложности эмоционально-волевой регуляции, обеднение мотивационной сферы (ребёнок испытывает трудности с пониманием своего эмоционального состояния, его вербализацией и регулированием, у него снижена возможность волевых действий, наблюдается ограниченный круг интересов). В этой связи возникает риск развития и закрепления нежелательных форм поведения, которые создают помехи в образовательном процессе, снижают возможность успешной социальной адаптации ребёнка с РАС.

Педагогу стоит уделить пристальное внимание изучению и работе с поведенческими паттернами учащегося с РАС, проанализировать и найти закономерности в каждом случае, определить факторы, способствующие его закреплению.  Предполагается применение как предупредительных, так и коррекционных стратегий в преодолении нежелательных форм поведения.

Например, если ребёнок во время урока выкрикивает ответ с места, то нужно обучать его поднимать руку, ждать очереди, формировать навык спокойно реагировать, если педагог не вызывает, хвалить за желательное поведение, игнорировать случаи несанкционированного ответа и др. Здесь будут эффективны метод социальных историй, моделирования, использование различных видов подсказок, визуальных опор. В некоторых случаях ребёнок нуждается в персональном сопровождении тьютора, который поможет справиться с проблемным и сформировать желательные формы поведения.

Взаимодействие с родителями ребёнка поможет педагогу определить правильную тактику в работе. На первой встрече родители и педагог взволнованы и могут упустить то важное, что хотелось бы сказать или спросить о ребёнке. Можно рекомендовать родителям сделать небольшие записи о сенсорных особенностях, нюансах взаимодействия с ребёнком, отметить действия, которые будут эффективны в предупреждении или разрешении нежелательного поведения. Хорошей опорой для педагога станет информационный лист о ребёнке с РАС из дошкольного учреждения, который будет содержать сведения о проделанной работе специалистов, оценке её эффективности, укажет мишени в коррекционно-развивающей работе. Стоит сказать, что совместная и слаженная работа педагога и коллег (педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор), взаимодействие с администрацией учреждения в рамках группы психолого-педагогического сопровождения способствуют единой стратегии.

В случае возникающих вопросов и затруднений в работе педагог может обратиться за консультацией к специалистам регионального ЦКРОиР и опытным коллегам.

ЛЮДМИЛА ГАПАНОВИЧ, педагог-психолог Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации