Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Сенсорная комната

Все мы наделены органами чувств, или рецепторами – специальными периферическими звеньями сенсорной системы, благодаря которым видим, слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус окружающий мир. Хитрое устройство вестибулярного аппарата же позволяет сохранять равновесие и положение в пространстве. Поступающие от рецепторов нервные сигналы попадают в центральную нервную систему и создают нейронные связи, стимулирующие развитие головного мозга и поддерживающие его тонус. Поэтому от уровня сенсорного восприятия зависит психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие человека.

Сенсорная комната – специально организованная среда, оснащённая оборудованием для релаксации и стимуляции системы восприятия: обонятельной, тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой и вестибулярной. В качестве стимуляторов используются звуки, свет и цвет, запахи, массажные поверхности. По типам сенсорные комнаты подразделяются на активный (стимуляция умственной и физической активности в обучении и играх с помощью тонизирующих средств) и пассивный (стимуляция ощущений, эмоций, тактильности благодаря использованию расслабляющих элементов).

Интересно
Понятие «сенсорная комната» первой ввела итальянский врач, ученый и педагог Мария Монтессори. Она утверждала, что правильно организованная среда, насыщенная автодидактическим материалом, идеально подходит для занятий с детьми.

Разнообразное оборудование оказывает оздоровительный эффект: усиливает сенсорные ощущения, развивает зрительное восприятие, внимание, координацию, расслабляет, снимает напряжение и успокаивает. В одной комнате может присутствовать сразу несколько стимуляторов:
•    Цвет и свет. Воздействуют на зрение. Яркий, резкий свет помогает проснуться, преодолеть пассивность или стеснительность, мягкий – призывает задуматься, стабилизировать эмоции и мысли. Чередование цветов или их созерцание также благотворно влияет на организм. Например, жёлтый цвет тонизирует, красный – стимулирует, зелёный – успокаивает.
•    Звук. Оказывает воздействие на слух. Тихая спокойная музыка, звуки природы помогают расслабиться (пассивная методика). Создание звуков или мелодии самостоятельно относится к активной методике. Прослушивание композиций различных музыкальных жанров и направлений действует по-разному. Под одну музыку хочется расслабиться и сидеть с закрытыми глазами, под другую возникает желание двигаться быстро и ритмично.
•    Ароматы. Воздействуют на обоняние. Применяемые для этого эфирные масла, кроме приятных запахов, обладают ещё противовирусным, противовоспалительным и иными полезными свойствами.
•    Массажные материалы. Обеспечивают стимуляцию тактильных ощущений. Гладкие, мягкие, тёплые материалы вызывают положительные эмоции и приносят покой. Покалывающие или вибрирующие провоцируют возбуждение.

Применение сенсорных комнат
1.    В детских садах. Здесь они формируют представление об окружающем мире. Активная стимуляция чередуется с пассивной. Оборудование представлено сухими бассейнами с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковыми колоннами, интерактивными панелями с сенсорными датчиками, мягкими пазлами, конструкторами, звуковым оборудованием, бескаркасной мебелью.
2.    В учреждениях образования. Призваны снизить психоэмоциональное напряжение учащихся после уроков и мотивировать на дальнейшее постижение наук. Здесь много мягкой мебели, музыки, устройства и игры направлены на саморазвитие.
3.    В больницах и санаториях. Используются для сенсомоторной реабилитации при заболеваниях опорно-двигательного аппарата и психологических расстройствах. Оснащены ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями, массажными тренажёрами.
4.    В кабинете психолога. В основном это комнаты для релаксации, позволяющие специалисту быстрее расположить к себе юного пациента и помочь избавиться от проблем. Стимулируют развитие сенсорной системы детей-аутистов.

Показания к занятиям в сенсорной комнате:
•    стресс и психоэмоциональные перегрузки;
•    мышечное напряжение и физическое переутомление;
•    ослабление сенсорных функций (слух, осязание, зрение);
•    неврозы и депрессивные состояния;
•    сбои и нарушения в эмоциональной сфере;
•    психосоматические заболевания;
•    синдром гиперактивности и дефицита внимания;
•    проблемы речевого и психомоторного развития;
•    нарушение или задержка в развитии двигательных функций;
•    детский церебральный паралич;
•    отдельные формы аутизма;
•    нервные тики и заикание.

Коррекционная работа
Основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий – комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.
Направления работы:
•    развитие и коррекция нарушенных функций (выполняются специальные упражнения, которые развивают и восстанавливают сенсомоторику и психические функции);
•    решение проблем эмоционально-волевой сферы (используются задания для снятия эмоционального и физического напряжения);
•    тренировка моторики рук и кистей, отработка координационных движений (применяются подвижные упражнения игрового характера).
Занятия проводятся индивидуально или в группе. Совместное выполнение заданий помогает развивать коммуникативные навыки, доверие, чувство взаимопомощи.
Некоторые упражнения и игры для детей можно воссоздать в домашних условиях. Например, задания на выявление сходства и различия, установку связи и противоречий между явлениями, развитие сосредоточенности и анализ ощущений.

Загадочный мешок
Предметы различной формы, величины и фактуры кладут в непрозрачный мешочек. Ребёнку предлагается, закрыв глаза, на ощупь определить свойства вытащенной вещи. Можно усложнить задачу и попросить его, не подсматривая, найти в мешке пару предмету, изображённому в книге или на открытке. Самое простое – использовать для игры наборы геометрических фигур.

Маленький повар
Надо отсортировать горох от фасоли (можно использовать более крупные объекты), которые находятся в одной миске. Принцип упражнения заключается во взаимодействии рук.

Художник
На листе бумаги изображается знакомый ребёнку предмет: апельсин, мяч, стул и т. д. Необходимо обвести предмет тонким шнурком или верёвкой по контуру, а затем воссоздать его образ на шероховатой поверхности ковра или пледа. Для выкладывания изображения можно использовать пуговицы или мелкие злаки. В упражнении можно задействовать несколько детей, чтобы они угадывали друг у друга получившиеся изображения.

Весёлое тесто
Замешивается солёное тесто. Ребёнок лепит из него любые фигурки, которые ему нравятся. Это могут быть животные или игрушечные машинки, человечки или цветы. Упражнение развивает мелкую моторику и творческое воображение.

Опасная река
Из больших и маленьких подушек (лучше с разным наполнителем) на полу выкладывается извилистая дорожка. Ребёнок должен представить, что подушки – это камни через реку, по которым надо перебраться на другой берег.

Лабиринт
Надо из мебели и больших предметов построить импровизированный лабиринт с входом и выходом.

Развитие и коррекция сенсорной системы – залог психического и физического здоровья человека. Среда сенсорных комнат и развивающие упражнения находятся в числе важнейших средств адаптации и реабилитации ребёнка.

СЕРГЕЙ БОРОВИК, массажист-реабилитолог, мастер телесных практик студии йоги «Намасте»