Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Нарушения речи у взрослых

Звучащее слово, интонации, которыми окрашивается выступление человека, превращают его мысли в живые картины реальной или воображаемой жизни. Навык отчётливой и плавной речи формируется в раннем возрасте и зависит от влияния окружающих. Ребёнок учится говорить на примере родителей и других окружающих его взрослых. Если речевая среда, в которой рос человек, была неблагоприятной, то в дальнейшем он часто испытывает неловкость и дискомфорт.

Несовершенная речь окружения – основная причина косноязычия. В процессе взаимодействия с окружающими у людей формируется скованность в общении, особенно если речь имеет особенности. Необходимо отметить, что каждый звук, входящий в состав слова, отражает его смысл. Поэтому важно сформировать умение чёткого звукопроизношения.

В настоящий момент в речи взрослых нередко наблюдается нарушенное произношение звуков. Искажение можно услышать у школьников, абитуриентов и студентов. Наиболее проблемные звуки «с», «з», «ш», «ж», «ч», «щ». Смягчение звуков «т» и «д» бывает связано с трудностями. При их произнесении активизируется максимальное число мышечных групп, нервов, общая работа которых может не синхронизироваться.

Кроме того, звуковые характеристики данной группы наиболее тонкие и трудно распознаются при помощи слухового восприятия. Ключевые предпосылки для правильного произнесения перечисленных звуков – чёткость слухового восприятия и отточенность движений артикуляторов.

Работа по устранению нарушения звукопроизношения может осуществляться двумя путями.

1. Человек слышит и осознаёт дефекты своего произношения. Повторяя искажённый звук вслед за специалистом, настраивает работу артикуляторов, осуществляет слуховой контроль. Это наиболее благоприятный вариант для устранения проблемы.

2. Пациент не слышит ошибки произношения звуков, хотя дефект выявлен. В этом случае потребуется больше времени для того, чтобы нормализовать звукопроизношение.
Ключевой момент в работе – создание необходимой установки на выработку правильной артикуляции.

Работа над нарушенным звуком
I. Выполнение комплекса артикуляционной гимнастики.
Достичь точности, чёткости артикуляционных движений, необходимых для произношения наиболее сложных звуков речи, можно только в том случае, если преодолеть пассивность и инертность артикуляционного аппарата.
II. Формирование чёткой артикуляционной установки, которая характерна для данного согласного (без произнесения звука).
III. Отделённое (изолированное) произношение звука.
Сначала рекомендуется произносить звук отдельно. После того как человек научится верно выговаривать нарушенный звук изолированно, настаёт черёд введения в речь корректируемого звука.

Простые техники для развития дикции
1.    Произносите трудные сочетания звуков сначала медленно, а затем быстро.
СТЮС – СТЁС – СТЯС – СТЕС – СТИС
ЛТРЮ – ЛТРЮ – ЛТРЁ – ЛТРЁ – ЛТРЯ – ЛТРЯ
ЖТЮ – ШДЮ – МУС – ЖТЁ – ШДЁ – МОС – ЖТЯ – ШДЯ – МАС
2.    Произнесите слова с трудными сочетаниями сначала медленно, а затем быстрее.
ПОСТКРИПТУМ
ФИЛОСОФСТВОВАТЬ
ВСВЕРХВСТРЕВОЖЕННЫЙ
КОНТРПРОРЫВ
БОДРСТВОВАТЬ
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ
ВЕДОМСТВО
3. Используйте звукоподражания. Имитируйте лошадиный топот:
ПТКУУУ–ПТКООО–ПТКААА–ПТКЫЫЫ–ПТКЭЭЭ–ПТКИИИ.
4. Произносите слова, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, потом быстро.
В ТОТ ГОД ТУТ БЫЛ ГРАД
ВОЛН ВСПЛЕСК – БРЫЗГ БЛЕСК
У НАС ГОСТЬ УНЁС ТРОСТЬ
5. Пробуйте тренироваться в произношении долгих согласных.
ВЕРХ – ВВЕРХ, ВЕДЕНИЕ – ВВЕДЕНИЕ, ТОЛКНУТЬ – ОТТОЛКНУТЬ, ДЕРЖАТЬ – ПОДДЕРЖАТЬ, ТАЩИТЬ – ОТТАЩИТЬ

ЕКАТЕРИНА КОРОТКЕВИЧ, логопед