Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Лечебная физкультура для людей с инвалидностью

Что такое инклюзия? Процесс активного включения в социум людей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Инструментами помощи служат адаптивная и лечебная физкультура. Первая направлена на социализацию человека с инвалидностью, обучение уходу за собой (насколько это позволяет организм), вторая – на поддержание здоровья.
В этом материале мы поговорили о роли лечебной физкультуры для людей с физическими и интеллектуальными нарушениями с Иоанном Жаковко, основателем и тренером оздоровительного центра «Дельфин», мануальным терапевтом футбольного клуба «Спарта», преподавателем образовательного и кадрового центра «Новое завтра», мастером спорта по плаванию.

– Иоанн Викторович, с какими нарушениями Вам приходится работать в центре «Дельфин»?

– В основном с детским церебральным параличом (ДЦП), расстройствами аутистического спектра различной степени тяжести, травмами опорно-двигательного аппарата. Насмотрелся на многое. Могу сказать одно – если у вас что-то болит, не откладывайте визит к врачу. Возможно, это предвестник серьёзного заболевания. В моей практике бывали случаи, когда пациент обращался, допустим, с лёгкой болью в пояснице, а при осмотре оказывалось, что у него разная длина ног, отсюда перекос таза, сколиоз и смещение внутренних органов.

– Почему людям с инвалидностью необходимы занятия лечебной физической культурой (ЛФК)?

– Это особый комплекс занятий, помогающий предотвратить развитие ряда патологий, а также устранить или минимизировать последствия болезней и травм. Применяется в совокупности с другими лечебными методами и средствами (хирургическими, медикаментозными, физиотерапевтическими). В основе лечебной физкультуры лежит двигательная активность: физические упражнения, ходьба, игры на свежем воздухе, водные процедуры. Всё это направлено на укрепление скелетно-мышечного корсета, а также устранение нарушений в работе определённых органов и систем, восстановление подвижности суставов и т. д. Лечебные упражнения усиливают кровообращение в мышцах и снимают зажимы, улучшают обменные процессы, нормализуют деятельность нервной системы, отвлекают от мыслей о болезни и возвращают бодрость.

У людей с инвалидностью ЛФК помогает поддерживать состояние здоровья на приемлемом уровне, избегать осложнений. Так, у детей со спастическими формами ДЦП важно предотвратить развитие контрактур, деформации позвоночника и суставов.

– Каковы особенности проведения занятий у людей с физическими и интеллектуальными нарушениями?

– При физических нарушениях достаточно подобрать в зависимости от диагноза и коррекционной задачи метод терапии, упражнения по лечебной или адаптивной физкультуре. При интеллектуальных – первым делом надо установить контакт. Войти в доверие и говорить на понятном человеку языке. Объяснять простыми словами, чаще повторять и т. д. Можно найти посредника (чаще всего это родители). Если пациент не владеет речью, задействовать жестикуляцию, свет, звук. При этом нельзя разговаривать «на равных». Нужно быть именно наставником, тренером, авторитетом.

– Лучше посещать групповые или индивидуальные занятия?

– Индивидуальные более эффективны, так как программа подобрана под конкретного человека, предполагает большее внимание тренера и лучший контроль за выполнением упражнений.



Наша справка

Адаптивная физкультура (АФК) – это «комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни». И ЛФК, и АФК базируются на теории и методике физкультуры, однако АФК – это не столько средство лечения или профилактики конкретных болезней, сколько «максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования его двигательных возможностей, их гармонизации для максимальной самореализации».

Специалист по АФК должен уметь:
•    разрабатывать и проводить занятия с учётом персональных особенностей людей с ограниченными возможностями здоровья;
•    подбирать средства и методы физического воспитания;
•    контролировать выполнение упражнений и корректировать физическую нагрузку;
•    анализировать прогресс и результаты тренировок;
•    применять в работе современные техники и методики.
Всё это важно учитывать при повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогов физического воспитания.

– Как долго надо заниматься ЛФК, чтобы увидеть результат?

– Терапевтический эффект наступает уже после десяти занятий. Однако людям с инвалидностью следует заниматься ЛФК регулярно, желательно каждый день, в течение всей жизни.

Максимальный эффект достигается, если тренировки совмещаются с массажем. Перестроить мышечный корсет для создания правильной динамики движений бывает очень сложно, а массаж как раз этому способствует. Кроме того, он позволяет расслабить перенапряжённые мышцы, настроить их на непривычную работу. Но найти хорошего массажиста, да ещё и в том же месте, где проводится ЛФК, непросто. В нашем центре такая услуга есть.

– Для тренировок необходима подготовка?

– Особых требований нет – это не спорт, где отсутствие разминки чревато травмами. Однако, чтобы занятие прошло успешно, необходимо накануне хорошо выспаться. За 2 часа до тренировки не следует принимать пищу. Также при себе надо иметь воду и понемногу пить, чтобы предотвратить обезвоживание.

– Слышала, что занятие всегда начинается с дыхательной гимнастики.

– Распространённая практика, но не приоритетная. Тем более при работе с детьми. Ребёнку страшно, он может плакать или кричать на первом занятии. Как ему объяснить основы дыхательной гимнастики? Гораздо эффективнее мануальная терапия. Человек приходит зажатый, поэтому, чтобы расслабить мышцы и снять нагрузку с нервов и костной ткани, в первые две недели лучше проводить лечебный массаж.

Дыхательная гимнастика добавляется позже. Кстати, она необходимый элемент гидрореабилитации – там нужно задерживать дыхание и делать разные по глубине и длительности вдохи-выдохи.

– Используется ли на занятиях какое-либо оборудование?

– Конечно. Например, беговая дорожка позволяет за счёт изменения угла наклона бегового полотна моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть при ходьбе. Так, при подъёме в гору больше нагружаются мышцы ног и ягодиц, сильнее работают мышцы спины и пресса, активнее подключаются руки. К слову, если пациент вообще не может ходить, надо стремиться к тому, чтобы он всё равно хоть чуть-чуть двигал ногами. Во-первых, в мозг подаются сигналы, что ходить нужно. Во-вторых, это укрепляет мышцы. Также мы применяем TRX-петли (для фиксации мышц в одном положении, развития баланса), сенсорно-интеграционные ванны с различными предметами (для расслабления мышц и интенсификации проводимости мозговых импульсов) и др.

– Давайте поговорим о гимнастических комплексах.

– Для каждого конкретного пациента с учётом специфики его заболевания инструктором-реабилитологом составляется своя программа, построенная на комбинации разных форм и средств ЛФК. Например, в работе с ДЦП у нас используются упражнения возле гимнастической стенки, растяжки и массаж. Для данного заболевания характерна спастика и гипертрофия одних групп мышц, гипотония и атрофия других. Поэтому вначале на массажном столе разминается проблемная область с учётом состояния мышц, затем в дело вступают гимнастическая стенка и медбол (медицинский нескользящий мяч из плотной резины, наполненный песком, опилками или гелем; применяется для укрепления всех мышц, похудения и реабилитации после травм. – Прим. ред.): на первой мышцы растягиваются, при помощи второго получают правильную динамику движения конечности.

– Можно ли выполнять упражнения в домашних условиях?

– Нужно. После сеансов ЛФК в центре я рекомендую домашние задания. Дети могут выполнять их под присмотром родителей. Конечно, здесь тоже всё индивидуально. Сложные упражнения, комплексы из йоги или для растяжки давать нельзя, так как велика вероятность получения травмы. А простые, в том числе для тренировки баланса, – можно и нужно.

Способы расслабления спастичных мышц у детей с ДЦП
У детей, страдающих заболеваниями ЦНС, часто сильно повышен мышечный тонус. Расслабить такие мышцы можно двумя способами:
•    применяя вибрационные приёмы, а также поглаживания, дыхательные упражнения с удлинённым выдохом и т. д.;
•    давая мышце чрезмерную нагрузку, чтобы она сама непроизвольно расслабилась, не выдержав перенапряжения. Однако в домашних условиях применение этого способа нежелательно, так как он может вызвать тремор и в целом имеет краткосрочный эффект.
Упражнения для расслабления конечностей:
1.    Встряхивающими движениями поднимите и опустите, придерживая локоть и кисть, руку ребёнка. Повторите 5–7 раз, периодически растирая область вокруг локтя.
2.    Такими же встряхивающими движениями медленно поднимите, поддерживая, стопу, ногу и осторожно отведите в сторону. Затем проведите лёгкое сотрясение мышц бедра.
3.    Аккуратно потрясите икроножной мышцей на задней поверхности голени. Нога должна быть согнута в колене.

Комплексы упражнений для детей младшего и среднего возраста с ДЦП, способных передвигаться самостоятельно
При проведении занятий, особенно в начале курса, надо уделять внимание не скорости, а правильности выполнения упражнений. Темп и количество повторений следует увеличивать постепенно. Часть упражнений допускается проводить у опоры.
1.    Исходное положение (и. п.) – стоя, руки вдоль туловища. Ходьба на месте в течение 30–60 секунд. Шаги выполняются чётко, ритмично.
2.    И. п. – то же, руки на поясе. Ходьба приставным шагом (левым-правым боком) в течение 1–2 минут.
3.     И. п. – то же. Смена положений рук: вперёд, в стороны, вверх, на пояс, к коленям, к плечам, за голову. На выполнение каждой команды – не более 2–3 секунд. Выполнять в течение 2 минут.
4. И. п. – то же. Выпады влево-вправо, вперёд. По 2–3 в каждую сторону.
5. И. п. – то же, руки на поясе. Наклоны влево-вправо. По 3–4 в каждую сторону. В медленном темпе, без пауз.
6. И. п. – то же. 1 – приподнять левую ногу, согнутую в колене; 2 – хлопнуть по ней ладонью правой руки; 3 – вернуться в и. п. Поменять руки-ноги. Выполнять в течение 1 минуты.
7. Ходьба:
•    по линии (ленте);
•    по скамейке (бревну);
•    спиной вперёд;
•    с высоким подниманием бедра.
8. Преодоление полосы препятствий:
•    переступание через предметы различной величины;
•    зигзагообразная ходьба;
•    прохождение над/под препятствиями и т. п.

ЕКАТЕРИНА СОРОКА