Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Детский аутизм: проявления и причины

В последние десятилетия число детей с расстройством аутистического спектра значительно возросло. Врачи полагают, что во многом причиной этого является изменение критериев обследования, методов диагностики и в целом более ясное понимание данной проблемы в среде специалистов – медиков, психологов, педагогов.

Аутизм – это крайняя форма нарушения процесса общения с другими людьми и уход в свой внутренний мир. В числе других проявлений – скудость эмоциональных реакций, нарушения речевого и моторного развития, проблемы социализации. В большей или меньшей степени страдает вся психическая сфера, включая внимание, восприятие, мышление,  интеллект, память.

Выделяют четыре формы аутизма.

1. Полная отрешённость от происходящего – наиболее тяжёлая форма аутизма. Такие дети безучастны: не откликаются на обращения и просьбы, не пытаются заговорить сами. Их речь,

мимика, жесты крайне бедны.
2. Активное отвержение. Дети с этой формой более активны, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для существования им необходимо строгое следование сложившемуся ходу вещей. Любое изменение привычной обстановки вызывает у них неадекватно сильную негативную реакцию, часто агрессивную. Их речь насыщена штампами, для неё характерен рубленый, телеграфный стиль.

3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы длительно поглощены одними и теми же занятиями, интересами. Они конфликтны, не умеют учитывать чужие мнения и желания, не могут распознать скрытый смысл происходящего, переносное значение слов и интонаций. При этом у них богатый словарный запас, они говорят сложными, «книжными», неестественно «взрослыми» фразами.

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. В этом варианте аутизма дети уходят от общения при малейшем затруднении, не знают, что сказать или сделать в простейших ситуациях. Движения их скованны, речь бедна и аграмматична. Тем не менее эта форма наиболее лёгкая.
Глубокая форма аутизма встречается лишь у одного ребёнка из тысячи. Как правило, дети имеют лишь отдельные аутистические признаки – расстройства аутистического спектра (РАС).

Среди мальчиков аутизм встречается в 4–5 раз чаще, чем среди девочек.


Аутичные дети выглядят безразличными к окружающему. Они избегают прямо смотреть в глаза, а если смотрят на человека, то скорее разглядывают части его лица или детали одежды. Не любят групповые игры, предпочитая играть в уединении, причём на протяжении многих месяцев и даже лет это может быть одна и та же игра, одни и те же сюжеты в рисунках. Некоторые дети вообще не играют, остановившись в развитии на стадии элементарного манипулирования предметами.

Для детей-аутистов очень важны ритуалы. Любое нарушение установленного порядка способно стать для них травмой, которая может проявляться погружением в себя или вспышкой ярости – жестоким обращением с людьми, животными, стремлением крушить и ломать всё вокруг, проявлением аутоагрессии.

Дети-аутисты редко употребляют местоимение «я». Они говорят о себе во 2-м или 3-м лице – так же, как говорят о них окружающие. Это связано с тем, что аутичные дети плохо осознают своё «Я», плохо чувствуют своё тело и его границы. По этой же причине у них с трудом формируются навыки самообслуживания, даже при многократном повторении необходимого действия.

Хорошая память позволяет детям-аутистам легко повторять понравившиеся им «умные» фразы, но делают они это автоматически, без осмысления. Часто наблюдаются нарушения интонации и ритма речи, неверные ударения в словах. Интеллект у детей-аутистов снижен не всегда, но для его проявления важно подобрать подходящую форму коммуникации.

Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Предполагается, что могут играть роль генетические отклонения или внутриутробное поражение плода.

Исследования показывают, что у детей с аутистическими расстройствами нарушено нормальное забывание ненужной информации. Ребёнок в деталях помнит все происходящие с ним события, в результате мозг перегружается и блокирует дальнейшее восприятие информации. А поскольку главными каналами поступления информации являются зрение и слух, происходят расфокусировка взгляда и изменение восприятия звуков. Аутист не может хорошо видеть то, что происходит прямо перед ним, и начинает пользоваться периферическим (боковым) зрением. Возможно, именно поэтому он не смотрит в глаза при общении. Похожие изменения происходят и со слухом, поэтому ребёнок слушает, неестественно поворачивая голову. Работа органов осязания тоже изменяется. Так, может быть снижена чувствительность к боли и одновременно болезненно повышена чувствительность к прикосновениям, запахам, яркому свету, громким звукам, а порой даже просто к чужой речи. Всё это проявления блокировки, защиты от информации. Таким образом, восприятие аутиста отличается от восприятия здорового ребёнка.

Отметим, что причиной аутизации у детей и подростков может являться чрезмерная увлечённость компьютером. В этом случае происходит замена реального опыта действий и коммуникаций на символический, виртуальный, что мешает полноценному психическому и эмоциональному развитию ребёнка. Занижаются ценности реальной жизни, дети теряют навыки общения с окружающими. Пребывание за компьютером способствует уходу от действительности, от трудностей и проблем повседневной жизни, приводит к неумению их решать и стимулирует аутизацию.

Советуем почитать
Проявления аутизма хорошо описаны в книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».

ЛЕОНИД НЕСТЕР, главный врач Могилевской областной психиатрической больницы, главный внештатный психиатр главного управления по здравоохранению Могилёвского облисполкома