Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Тайны школьного питания

«Учиться, учиться и ещё раз учиться» – кажется, что эта знаменитая фраза описывает распорядок дня в любой школе. Но гораздо приятнее учиться не на голодный желудок, не правда ли? Те, кто давно закончил школу, часто с ностальгией вспоминают о столовой – таких вкусных котлет и запеканок нигде не найдёшь! Как обстоят дела с организацией питания в современных школах, рассказала Надежда Лукашевич, директор Комбината школьного питания Минска.

– Надежда Владимировна, из чего готовят блюда для школьников?
– Рацион составлен так, чтобы детский организм получал все необходимые вещества. Перечень продуктов весьма широк: мясо, рыба, куриные и перепелиные яйца, молочные продукты, фрукты и т. д. Меню обязательно должно быть разнообразным и исключать повторение блюд. Обновляется оно каждую четверть. Сейчас, например, активно используются сезонные овощи: много блюд с помидором и огурцом, а в следующей четверти появятся квашения и соления.
Для приготовления блюд необходимы только самые лучшие продукты, поэтому мы тщательно отбираем производителей, внимательно следим за соблюдением санитарных норм. Кстати, сегодня 100 % производителей – белорусские.
– А какие способы обработки пищи допустимы?
– Только щадящие термические: варка, запекание, приготовление на пару (для этого в каждой школе имеются пароконвектоматы). Ни в коем случае нельзя обжаривать продукты на большом количестве масла.

Интересно
Подавать школьные обеды впервые предложил американский учёный и изобретатель Бенджамин Томпсон в период своего пребывания в Мюнхене. Его задумка была реализована в 1790 году вместе с созданием работных домов, где дети из бедных семей трудились неполный день, получая взамен еду и возможность учиться. В качестве обеда подавался суп, который состоял из самых дешёвых ингредиентов: ячменя, картофеля, тёртой копчёной сельди и кислого пива.

– Такого питания достаточно, чтобы обеспечить ребят суточной потребностью в энергии?
– Вполне. Для школьников младшего возраста норма составляет около 2100–2300 ккал. Для детей постарше уже появляется разделение по половому признаку. Мальчикам необходимо немного больше энергии, чем девочкам: в среднем 2400–2700 ккал в 11–14 лет и 2800–3000 ккал – в 14–18 лет. Девочкам в тех же возрастных рамках надо 2300–2500 и 2400–2600 ккал соответственно.
Как правило, в школе у детей три приёма пищи: завтрак, обед и полдник. Согласно нашим стандартам, завтрак должен составлять около 20–25 % от суточной энергетической нормы, обед – 30–35 %, а полдник – 10–15 %. Таким образом, в школе ребёнок получает около 70 % ккал.
– Не слишком ли это много?
– Нет. Детский организм находится в стадии активного роста. Ребята испытывают и физические, и умственные нагрузки, поэтому для полноценного развития питание должно быть разнообразным и достаточно калорийным.

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию школьного питания
1.    Кодекс Республики Беларусь об образовании от 14 января 2022 года № 154-З (ст. 40).
2.    Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2012 года № 180 «Требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь».
3.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 года № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» (в ред. от 17.01.22).
4.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 года № 694 «Об организации питания обучающихся».
5.    Рекомендации по контролю за организацией питания обучающихся в учреждениях образования.
6.    Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».
7.    Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 года № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приёмниках-распределителях для несовершеннолетних» (в ред. от 06.08.2021).
8.    Сборник нормативно-технологической документации по организации питания детей, обучающихся и воспитывающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (НПО, 2005 г.).
9.    Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2022/2023 учебном году.

– Учитываются ли при составлении школьного меню пожелания детей?
– Хотя к школьному питанию предъявляются строгие требования, которые мы должны соблюдать, мнение детворы всё же учитывается. Мы знаем, что у ребят есть нелюбимые продукты (улыбается). Тот же творог. Чтобы сделать его и вкусно, и полезно, приходится идти на разные ухищрения. В прошлом году придумали шоколадно-творожную запеканку, которая детям очень понравилась. Она состоит из двух слоёв и напоминает чизкейк.
Не хотят есть рыбу? Мы создали рыбные галки – это такие овальные котлетки. Для нас важны не только вкусовые качества блюд, но и красивый внешний вид.
Часто поступают пожелания сделать еду более пикантной, но в школьном питании нельзя применять бóльшую часть специй, в том числе чёрный перец. Однако в прошлом году мы начали использовать разрешённые пряности, такие как петрушка и сладкая паприка. Они позволяют сделать блюда более ароматными и привлекательными.

Интересно
Во Франции детям с младших классов прививают культуру осознанного употребления пищи. Школьники получают основное блюдо, гарнир, первое блюдо и/или десерт, а также молочные продукты. В рационе у французских ребят присутствуют курица, говядина, телятина, рыба, паста, сыр, овощи и выпечка.

– А родители могут вмешиваться в создание меню?
– Да, нам очень важна обратная связь. У нас есть горячая линия, на которую можно позвонить – 8 (017) 323-12-56. Кроме того, мы общаемся с родительским активом и открыты для предложений. Например, в Минске все учащиеся V–XI классов имеют возможность выбрать обед с супом или без него. Родители могут обсудить блюда с ребёнком и помочь ему с выбором.
– Как вы считаете, в белорусских школах сейчас можно организовать шведский стол?
– Я думаю, что нет. Наша система основана на том, чтобы подавать питание на всех переменах. Мне кажется, что 15 минут не хватит, чтобы каждый ребёнок успел выбрать себе еду.
Кроме того, у блюд достаточно ограниченный срок годности – около 3 часов, а порции рассчитываются по количеству учащихся. При шведском столе будут оставаться невостребованные блюда, которые придётся выбрасывать. Да и дети, как правило, не настолько организованны, чтобы самостоятельно собрать сбалансированный завтрак или обед.

Интересно
В Америке еду можно приносить из дома и покупать в школе, а дети из небогатых семей получают питание бесплатно или с большой скидкой. Школьное меню составляет родительский комитет, но у ребёнка всегда есть выбор: взять мясное или вегетарианское блюдо, овощи или фастфуд, сладкий напиток или молоко. Как и во Франции, ребят учат питаться правильно.

– Допустим, у школьника гастрит или другое заболевание, требующее специальной диеты. Он должен есть ту же еду, что и остальные дети?
– Если к нам поступает справка из медицинского учреждения о том или ином заболевании, мы, конечно, учитываем эти особенности и предлагаем детям блюда без запрещённых ингредиентов. Но таких ребят немного – в Минске меньше 1 %.
– А если ребёнок отказывается есть в школе? Например, утверждает, что ему невкусно.
– Думаю, в таких случаях родителям нужно поговорить с ним. Может быть, он хотел бы питаться одними чипсами и сладостями, но тогда организм не получит веществ, необходимых для развития.
Сейчас в каждом учреждении образования есть буфет, где представлена самая разная продукция белорусских производителей. Её мы также подбираем очень тщательно: здесь вы не найдёте чипсов или газировки. Технологический отдел нашего комбината внимательно исследует составы продуктов и исключает всё, что вызывает сомнения. Есть и продукция собственного производства: свежая выпечка, салаты, бутерброды.
Мы постоянно расширяем ассортимент буфета, чтобы у детей не было соблазна бежать на переменке в магазин. Таким образом, если блюда из меню придутся ребёнку не по душе, он всегда сможет выбрать что-нибудь в буфете.
Также в ход идут некоторые хитрости. Например, мы проводили в школах акцию «Чистая тарелка»: тот, кто съедал всю порцию, получал приз. И это сработало! Ребёнок может всё съесть, главное – его заинтересовать.
– А всё-таки школьное питание обязательно?
– Нет. Можно и отказаться, но вопрос в том, чем его заменить. Можно дать ребёнку хлебцы, печенье или яблоко, но этого недостаточно. Дефицит питательных веществ точно не пойдёт на пользу. Кроме того, есть определённый интервал между приёмами пищи, который необходимо соблюдать, – 4 часа. Через такое время ребёнок должен получать горячее питание.
Так что полноценной замены школьному питанию нет. Проблема в условиях хранения продуктов: мясные продукты не могут долго оставаться свежими, салаты и сыр «устают». К тому же, когда дети приносят еду из дома, это делит их по статусу. Ведь кто-то имеет возможность взять с собой свежеприготовленную еду, а кто-то – нет. Будет отличаться и набор продуктов. Не все, согласитесь, могут принести бутерброды с чёрной икрой или какой-нибудь экзотический фрукт. А школьное питание стоит недорого и доступно каждому.

Важно
По словам Александра Кадлубая, заместителя Министра образования Республики Беларусь, от обедов в школе можно отказаться без объяснения причин и предоставления справок классному руководителю. Однако родители должны предложить альтернативу: «Если они могут самостоятельно организовать полноценное, здоровое питание для своих детей, я не думаю, что будут проблемы с администрацией. Никаких справок от педиатра предоставлять не нужно. Но внимание к данному ребёнку со стороны школы и классного руководителя будет».

– Сейчас появилось такое нововведение, как «Умный буфет».
– Это электронная система, позволяющая родителям контролировать, чем питается ребёнок. В специальном приложении каждому учащемуся присваивается QR-код, с помощью которого он может совершать покупки в школьном буфете. Можно выставить ограничения по каким-либо продуктам, поставить лимит покупок и отслеживать приобретения детей. Средства при этом списываются с родительского счёта, что исключает необходимость пользоваться наличными деньгами.
– Эта система работает по всей стране?
– Нет, пока только в Минске. Однако другие города равняются на столицу, следят за нашими новинками, поэтому вполне возможно, что рано или поздно «Умный буфет» получит более широкое распространение. Мы на виду, поэтому стремимся идти вперёд и подавать пример!
 ПОЛИНА ЗЕНЬКОВИЧ