Йога + игра = свобода
Итак, в прошлом номере мы говорили, что йога полезна и для детей. Хотя во многом отличается от взрослой. Прежде всего тем, что дети её не практикуют, они в неё играют. Что такое детская игровая йога? Как воспитать чадо свободной личностью? Надо ли взрослому его внутренний ребёнок? Ответим на эти вопросы вместе.
В единении с природой
Изначально йога развивалась как способ стать ближе к высшему божественному присутствию и была скорее духовной практикой. Позже её основатели индийские мудрецы решили, что духовного просветления можно достичь, лишь постепенно приближаясь к нему. Поэтому наряду с трансцендентными практиками должны быть и физические. И гуру разработали систему упражнений, выполняя которые можно стать здоровым.
Мудрецы полагали, что, развивая физическое тело, они могут укротить разум, улучшить концентрацию и найти своё внутреннее «Я». Изначально они черпали вдохновение из окружающей природы, т.к. жили в единении с ней, изучали её законы, жизнь растений и поведение животных. Гуру восхищались наблюдательностью хищных зверей и птиц, когда те охотились, их способностью сохранять энергию, уметь расслабляться и одновременно концентрироваться, мобилизоваться в случае опасности. Восхищаясь сбалансированным, инстинктивным существованием животных и птиц, мудрецы начали подражать их поведению и движениям и вскоре обнаружили, что обрели особые качества. Так была основана целая система классических асан, или поз зверей.
Что же узнали йоги
Наблюдая за дыханием животных, гуру заметили, что те, у кого сердце бьётся медленнее (у слона и черепахи), живут намного дольше суетливых и нервных созданий вроде мышей и кроликов с быстрым сердцебиением. Увидев, как растения и цветы тянутся вверх, чтобы впитать тепло и энергию солнца, мудрецы стали считать его центром их энергетической Вселенной.
Также они наблюдали и любовались огромными деревьями, которые были одновременно могучими и гибкими и давали плоды. Их корни уходили глубоко в землю и крепко держались за неё, а ветки свободно раскачивались на ветру. Йоги увидели в этом метафору кодекса жизни человека и поняли, что люди смогут быть счастливее и здоровее, если будут прочно стоять на земле, сохраняя при этом гибкость.
Тысячелетия практики сформировали чётко выверенную оздоровительную систему йога-асан – экспрессивных поз, которые наряду со взрослыми практикуют и дети, учась подражать инстинктивному поведению и движениям зверей, птиц, насекомых. Входя в образ того или иного животного, к примеру через позу кошки, змеи или мышки, дети уже с раннего возраста приобщаются к единению с природой, учатся заботиться, общаться и любить её.
Магия «хаоса»
Йога очень полезна детям, живущим в мегаполисах. Их родители, как правило, сильно «застрессованы». У них нет времени не то, что на игры, но и даже на простые разговоры с ребёнком. Чаще они обращаются к нему в повелительном наклонении: сделай то, сделай это... А ведь детям нужна свобода, чтобы быть прыгать, бегать, беситься, выплёскивать энергию. Родители отводят ребёнка в йога- класс, полагая, что в подобных практиках есть «магическая формула», которая сделает чадо аккуратным и послушным. Но здесь нет никакой магии.
В классах детской йоги довольно много «хаоса», где малыши прыгают, бегают, кричат. Это просто необходимо, чтобы выходила энергия неуверенности, страха, агрессии. После всех этих игр ребёнок уже может спокойно сесть и научиться пропевать мантры, песни, подготовиться к другим практикам асан, созерцания, рисования.
Через игру к себе
Во многих видах спорта, особенно в таких, как футбол, баскетбол, гандбол, дети имеют возможность говорить, кричать на поле во время игры. Проявлять положительные и отрицательные (разочарование, обиду) эмоции. Происходит высвобождение излишней энергии и утверждается её баланс.
В йоге тоже есть игры. Вход в образы зверей, имитация их звуков (рычание льва, шипение змей, пение голосом птиц) и звуков природы. Очень важно, чтобы родители также принимали участие в этих играх, т.к. и взрослые нуждаются в исцелении. Ведь в каждом живёт ребёнок вне зависимости от биологического возраста.
Поэтому родители и дети вместе будут прорабатывать определённые психологические блоки. К сожалению, первые часто забывают о том, воспитывают в первую очередь человека, а не ребёнка, навязывая ему свои идеи. В результате этого дети растут с чужим ненужным грузом. А ведь им требуется лишь поддержка родителей, их признание. Не получая всего этого, в ребёнке созревает внутренний конфликт. Но он нуждается и в том, чтобы быть свободным и быть самим собой.
Хочешь делать – делай
В наше время в мире существует много систем и школ детской йоги. Одной из них является детская игровая практика (ChildPlay Yoga). В рамках этого направления существует школа Марии Монтессори – автора системы воспитания, в основе которой лежит свобода развития личности. На её занятиях дети могут свободно бегать, прыгать и играть. Основной принцип в том, что ребёнок приходит на йогу, потому что хочет там быть. В программе есть два ключевых мотива: научить взрослых работать с детьми и находить ребёнка в самих себе. Поэтому в идеале это йога именно для родителей.
Дети не практикуют, они играют в йогу. Медитация здесь может даваться в последнюю минуту и недолго, асаны могут быть те же, что и у взрослых, но с условием, что ребёнок делает с удовольствием и желанием. Ребёнка ни к чему не принуждают. Принцип такой: «Хочешь делать – делай». Можешь даже просто сидеть и наблюдать, как делают другие.
Особенность игровой йоги в том, что учитель не пытается изменить детей, принудить их к чему-то, сделать лучше. Смысл в том, чтобы они проявили себя такими, какими они есть на самом деле. Задача инструктора – дать им то, что нужно. Когда мы получаем то, что нам нужно, мы расслабляемся. Играя, дети становятся свободными, спокойными. Именно так они вырастают здоровыми и счастливыми.
Свобода развития личности
Если отнестись к детям с вниманием, можно увидеть, что они знают, что любят и хотят. Очень многие инструкторы настаивают на точном и правильном выполнении асан, что вызывает у малышей внутреннее напряжение, поэтому они отказываются сначала делать позы, а потом и вовсе приходить на занятия. Упражнения должны нравиться и быть достаточно лёгкими, чтобы юные йогуны могли их выполнить. И тогда никого не нужно будет заставлять.
Если ребёнок скромный и стесняется выполнять позы, таких вообще нельзя ни к чему принуждать. Дайте им время привыкнуть: они сами присоединятся, когда будут готовы. На всё нужно терпение и мудрость учителя йоги.
Если ребёнок просто не желает работать на занятиях, достаточно просто оставить его в покое: он сам найдёт, чем заняться. Дети же не учатся в привычном понимании: они наблюдают и вбирают в себя знания, исследуют. В два года многие уже знают два или три языка, несмотря на то, что их никто не учил этому. Поэтому не нужно делать усилий, чтобы дать ребёнку что-то новое.
Многие родители просят инструкторов йоги быть построже с чадом, когда его поведение неприемлемо, например, если он обижает других детей. Инструктору желательно тогда спросить у ребёнка, желает ли он заниматься. Если не желает, учитель может сказать: «Хорошо, можешь идти. Вернёшься, когда захочешь». Если ребёнок ответит, что хотел быть остаться, можно сказать: «Я тоже хочу, чтобы ты здесь был, но тогда мы должны договориться». Таким образом, ребёнку позволяется сделать выбор быть там, где он хочет – без конфликта, как это бывает очень часто и в школах, и в детских садиках, и дома.
Поза «Рычащий лев»
Весной наш иммунитет (и взрослого, и ребёнка) очень ослаблен, и мы подвержены вирусным инфекциям. Асаны способствуют укреплению нервной и иммунной систем. Последняя ослабевает, когда у человека понижается уровень жизненной энергии. Поэтому мы предлагаем нашим читателям очень простую позу – Симхараджасану, или Рычащий лев. Её выполнение снимает нервное и физическое напряжение, тонизирует иммунную систему, помогает справиться с болью в горле и проблемами с глазами, ушами, носом и ртом. К тому же она бодрит тело и проясняет разум, вырабатывает уверенность в себе, улучшает способность к общению, повышает настроение и готовит к началу нового дня. Поможет она и перед каким-то важным событием, вызывающим страх и беспокойство.
Ход выполнения
1. Сядьте на пятки. Положите ладони на пол с максимально разведёнными в стороны пальцами. Сохраняя положение, перенесите раскрытые ладони на колени. Это лапы льва. Посидите, наблюдая за своим дыханием.
2. Спокойно вдохните и встаньте на колени. Руки вытяните вперёд перед собой и начните очень громко рычать, как лев: «Ррррррррр!». Наблюдайте, как звук на выдохе рождается из самого низа живота. Затем высуньте язык к подбородку настолько далеко, насколько сможете. Взгляд при этом направьте вперёд перед собой, стараясь не моргать.
3. Снова сядьте на пятки, делая паузу. Повторите п. 2 несколько раз, чтобы почувствовать себя могучим и спокойным.
Хорошей вам практики и крепкого здоровья!
ЕЛЕНА МЕРКУЛОВА, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта БГУ, инструктор йоги