Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Зарядка для мозжечка

Мозжечок – одна из наиболее важных частей нервной системы. Это ключ к интеллектуальному, речевому и даже эмоциональному развитию человека. Здесь сигналы головного мозга согласуются и передаются к мышцам. В результате происходит синхронизация их сокращений.

Этот процесс обеспечивает прямохождение, плавность и точность движений, согласует работу мышц глаз, шеи, рук и ног, создавая сложные координационные движения выбора: например, принять пасс, выбрать траекторию перемещения к цели (баскетбольное кольцо) и выполнить бросок, оценив расстояние до корзины и распределив силу сокращения мышц. А ещё качество работы мозжечка определяет уровень овладения познавательными навыками.

НЕМНОГО НАУКИ
Мозжечок – отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. Парный орган, разделяющийся на правую и левую части, а также имеющий внутренние и внешние области: внутренние отвечают за координацию, стабильность и функциональность позвоночника, глаз и вестибулярной системы, внешние – за координацию рук и ног.
Выполняет функции:
•    интеграция данных, поступающих от зрительной, вестибулярной и кинестической (информирует о пространственной ориентации тела, скорости движений, определении усилий для удержания и поднятия предмета) систем;
•    коррекция движений и исправление ошибок;
•    ипсилатеральная (на своей стороне) координация сложных движений;
•    прямая связь с ипсилатеральным вестибулярным аппаратом;
•    стимуляция контрлатеральной (противоположной) коры головного мозга – лобной доли (умение писать и разговаривать);
•    активация разгибателей;
•    регуляция тонуса мышц.
Мозжечок обеспечивает баланс тела, улучшает осанку и контроль над глазной моторикой, способствует интеграции информации, поступающей из вестибулярной системы, и во влияет на эффективность работы головного мозга.

Симптомы нарушения работы мозжечка:
•    частое спотыкание;
•    нарушение статики тела;
•    снижение плавности или точности движений;
•    мегалография (резкое изменение размера почерка);
•    замедленная реакция;
•    затруднение чередования противоположных действий;
•    инерционный тремор (дрожание конечностей в конце целенаправленного движения);
•    дрожание глазных яблок (при взгляде вправо/лево).

ТЕСТ
Встаньте в нейтральное положение. Согните руки в локтях (ладони на уровне пояса). Правой рукой выполните хлопок по открытой ладони левой руки. При нормальной работе мозжечка с правой стороны хлопок выполняется быстро и всей кистью.

ЗАРЯДКА ДЛЯ МОЗЖЕЧКА
Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить с помощью стимуляции мозжечка – специального комплекса упражнений, которые активизируют синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем.  В результате повышается эффективность работы мозга, исчезают проблемы, связанные с восприятием и анализом информации, а также улучшается физическая форма.

Показания к мозжечковой стимуляции:
•    нарушение внимания;
•    гиперактивность;
•    поведенческие расстройства;
•    нарушения осанки и работы вестибулярного аппарата;
•    дисграфия (нарушение письма);
•    дислексия (нарушение способности к овладению навыками чтения и письма);
•    диспраксия (расстройство координации и проблемы с выполнением сложных действий).

Помимо комплексов, выполняемых на специальном оборудовании, к средствам мозжечковой стимуляции можно отнести также упражнения, направленные на развитие: крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, выразительности движений, чувства ритма, приёмов мышечного расслабления и эмоционального раскрепощения, овладение способами невербальной коммуникации и др.

Методические указания к упражнениям:
1.    Постоянно повышайте сложность.
2.    Меняйте скорость и траекторию движения.
3.    Чередуйте вес мешочков.
4.    Выполняйте часть упражнений вслепую.
5.    Используйте нестабильную опору.

I. Общие задания
Упражнения на балансировочной доске
•    Исходное положение (и. п.) – сидя по-турецки. Удерживать равновесие, пока её раскачивают.
•    И. п. – сидя. Делать гребки руками: обеими и поочерёдно.
•    И. п. – сидя на корточках. Покачать головой вправо-влево, затем зафиксировать взгляд на предмете. Сделать круговое вращение головой.
•    И. п. – сидя. Выполнять круговые вращения руками: обе в одну и разные стороны; по очереди в одну и разные стороны.
•    И. п. – сидя. 1 – руки положить на грудь; 2 – поднять их над головой; 3 – развести в стороны; 4 – нагнуться, коснувшись руками пола; 5 – вернуться в и. п.
•    И. п. – стоя. Выполнять задания инструктора. Например, ловить мяч, называя буквы алфавита, домашних или диких животных и т. п.

Упражнения с крупяными мешочками
Можно совмещать с выполнением заданий на балансировочной доске.
•    И. п. – стоя. Ловить и подкидывать мешочки сначала поочерёдно правой и левой руками, потом – обеими.
•    И. п. – стоя. Бросать мешочки в мишень на полу или на стене.

Упражнения с мячом-маятником
•    И. п. – стоя. Отбивать подвешенный мяч руками (левой, правой, обеими). Усложнение: отбить мяч так, чтобы он попал в мишень на стене.
•    И. п. – стоя. Отбивать мяч от наклонной доски.
•    И. п. – стоя. Кинуть подвешенный мяч и хлопнуть в ладоши, пока он летит.
•    И. п. – стоя. Отбивать летящий мячик палочкой или ракеткой.

II. Активация внутренних областей мозжечка
•    Начертите глазами в воздухе крест: сверху вниз и справа налево.
•    И. п. – нейтральная стойка. 1 – найти два ориентира, расположенные под одним и тем же углом выше и ниже глаз; 2 – поднять голову к верхнему ориентиру; 3 – быстро опустить к нижнему. Выполнять в течение 30–60 секунд. Взгляд фиксируется.
•    И. п. – нейтральная стойка, подбородок немного опущен. Центр звёздчатой диаграммы находится на уровне глаз. 1 – расположить указательный палец правой руки чуть выше правого виска, а большой палец – на той же линии на уровне скулы; 2 – стараться повернуть голову, напрягая мышцы шеи и преодолевая сопротивление пальцев, в течение 3–5 секунд. Давление на мышцы шеи соответствует линиям звёздчатой диаграммы. Мышцы шеи напрягаются по тем же линиям, но в противоположном направлении: вправо, вправо и вверх, вправо и вниз; 3 – сменить руку, приложив пальцы к левой стороне головы, и повторить манипуляции; 4 – приложить пальцы ко лбу и напрячь мышцы шеи, как при наклоне вперёд, преодолевая сопротивление пальцев в течение 3–5 секунд; 5 – приложить пальцы к затылку и тянуть голову вверх и назад, преодолевая сопротивление пальцев, в течение 3–5 секунд. Голова не совершает никаких видимых движений.
•    И. п. – нейтральная стойка. 1 – повернуть головой вправо-влево; 2 –опустить голову, округлив спину и втянув живот; 3 – вернуться в и. п.

III. Активация внешних областей мозжечка
Тренировка внешней области левого и правого полушарий. Вращения (вправо-влево): стопой, в коленном, тазобедренном, плечевом суставах. А также верхние и нижние вращения в локтевом суставе и запястьем, в том числе «восьмёрка» кистью.

IV. Свободное и быстрое перемещение тела в пространстве:
•    по вертикали (прыжки на батуте, перемещение на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, соскальзывание с горки и т. д.);
•    по горизонтали (прыжки на фитболах, перемещение на роликах, велосипедах и самокатах);
•    вращение вокруг оси – продольной (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски) и поперечной (кувырок на перекладине);
•    маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак).

Игры для активации мозжечка
Мыльные пузыри
Пальцем одной руки лопать мыльные пузыри. Повышает ловкость и точность.

Камень, ножницы, бумага
Развивает скорость принятия решения.

Поймай цвет
Развивает реакцию, быстроту, внимательность.

Поймай меня
Развивает реакцию, ловкость, быстроту.

ДМИТРИЙ МИРОНОВИЧ, учитель-методист физической культуры и здоровья средней школы № 181 г. Минска