Василина Хондошко: «Пусть все думают, что у нас очень лёгкий вид спорта»
Василина Хондошко твёрдо намерена поднять уровень белорусского синхронного плавания до мировых вершин. Строго говоря, это ей во многом уже удалось, она дважды была чемпионкой Европы среди юниорок в технической программе. На взрослом чемпионате Старого Света в техническом соло была третьей, в произвольной программе четвёртой. И такое же место заняла в турнире дуэтов вместе с Дашей Кулагиной в произвольной и технической программах.
Тот, кто хоть немного знаком с историей отечественного синхронного плавания, скажет – это прорыв! Ведь и на Олимпиаде в Токио дуэт Хондошко и Кулагиной впервые вышел в финал, остановившись в итоге на 11-й позиции. Но Василине этого мало, и потому она упорно работает в бассейне каждый день.
Даже время нашего интервью она перенесла на вечер. «Просто сегодняшняя тренировка у нас продолжалась 8 часов», – устало выдохнула хрупкая девушка, присаживаясь за столик в минском кафе. И тут же наградила меня ослепительной улыбкой: «Но не волнуйтесь, о любимом виде спорта я могу разговаривать часами…»
– Ваш любимый вид довольно загадочен для понимания. Недавно прочитал, что лучший тренер всех времён и народов россиянка Татьяна Покровская пришла тренировать в синхронное плавание из художественной гимнастики. Не умея при этом плавать…
– Вы знаете, я не уверена, что она за это время научилась (улыбается). Во всяком случае, когда по традиции после очередного успеха российские спортсменки бросают её в бассейн, то возникает впечатление, что умение держаться на воде – это действительно не самая сильная её сторона.
Но художественная гимнастика и синхронное плавание всё-таки хоть и разные виды спорта, но имеют немало общего. Да и спортсменки к Татьяне Николаевне приходили уже сложившиеся, серьёзного уровня, учить их плавать точно не было нужды. Её задача – поставить крутую программу и выводить к новым вершинам. Никто, кроме неё, лучше с этим справиться не может, потому что человека с таким тренерским напором надо ещё поискать. И этот напор не иссякает, несмотря на то, что первая Олимпиада в качестве главного тренера была у Покровской 30 лет назад.
Она, конечно, в этом плане человек уникальный, ведь начиная с 2000 года сборная России привозит с олимпийских стартов исключительно золотые медали, что в дуэте, что в группе.
– Легендарный тренер не устаёт подчёркивать в интервью, что в вашем виде спорта главное не фигура, а голова и характер.
– Всё верно. Но фигура тоже важна, надо уметь держать себя в форме. Моя фигура не классическая для синхронного плавания: слишком хрупкая – рост 165 см, вес 44 кг. Но обладающая такими же параметрами француженка Вирджиния Дидье сделала впечатляющую карьеру в нашем виде спорта и даже была награждена за это орденом Почётного легиона. Есть к чему стремиться! (Улыбается.)
В сольном выступлении моей хрупкости никто не замечает. На самом деле у меня всё пропорционально. Выручают длинные ноги. (Улыбается.)
Да, с высоким ростом у тебя есть ещё большие руки и такие же ноги, и красивые линии, да и мощи куда больше. Но со своим ростом я более динамична и в каких-то элементах могу поднять себя в воде выше, чем соперницы. А это немаловажно для судейской оценки.
– Интересно, кто из спортсменок выше всего поднимается над водой?
– Думаю, этот вопрос специально ещё не изучен. Но телевизионные комментаторы из разных стран всегда хвалят мою высоту. В моём «Инстаграме» есть видео, где я высовываюсь из воды во всём купальнике. Скажу без ложной скромности – ни у кого другого я ничего подобного не видела.
Часто спрашивают о том, реально ли спортсменке полностью вылететь из воды? Ну что поделать, люди так устроены, что, даже будучи взрослыми, готовы поверить в чудеса. Увы, приходится разочаровывать – такое случится не раньше, чем человек научится ходить по воде.
– А было бы здорово, синхронному плаванию пригодился бы такой невероятный пиар-ход. Просто при всей своей красоте и сложности вашему виду, сдаётся, не хватает популярности.
– Не хватает только у нас. В той же Испании лучшие представительницы этого вида спорта весьма неплохо раскручены и рекламируют всемирно известные бренды. Да и в азиатских странах синхронное плавание точно не на задворках.
Может быть, всё из-за того, что наш вид не очень простой. В нём всё-таки надо разбираться. Но перемены, уверена, грядут. Как художественная гимнастика получила новый импульс во времена Алины Кабаевой, так и синхронное плавание перешло на новую ступень с победами российского дуэта Светланы Ромашиной и Натальи Ищенко. Это просто другой уровень. С ними наш вид стал более динамичным и артистичным.
– Думаю, что немалую роль в Ваших успехах сыграло то, что значительная часть подготовки прошла в Москве, где тренируются все сильнейшие синхронистки планеты. А как Вы там оказались?
– Я туда приехала в 2014 году, как раз после Comen Cup – Кубка Средиземноморья, по сути, юношеского чемпионата мира. Заняла на нём весьма неплохое для белоруски 17-е место в обязательной программе и поняла, что надо развиваться дальше.
Выбор места для тренировок не был случайным. Благо, меня поддержали родители. Я съездила на просмотр, и Елена Вячеславовна Воронова, одна из наставниц российской сборной, согласилась со мной поработать. Забегая вперёд, скажу, что через два года на аналогичном
Comen Cup я стала уже второй.
Вначале ездила в Москву на неделю-две, а где-то с 2017 года тренировалась там уже практически всё время. Тогда же у нас с Дашей Кулагиной образовался дуэт. Жаль, потом начались пандемия, карантины, и наша подготовка в российской столице существенно ужалась, пришлось строить свою подготовку самим.
В Москве очень профессиональный подход к тренировкам и всё нацелено на достижение максимального результата. Ты не расслабляешься ни на минуту, но понимаешь, для чего стараешься, поэтому терпишь тренировки по 8–10 часов.
Российские тренеры очень восприимчивы к новинкам. Они стремятся развиваться каждый день, а у наших, к сожалению, такой тяги нет. Хотя, казалось бы, есть я, которая многое видела в Москве. Есть Даша, которая вообще экс-россиянка и тренировалась там с самого детства.
– Кстати, как вы объединились в дуэт?
– С Дашей мы вместе тренировались у Елены Вячеславовны, а дуэт стал совместным решением: нашим, нашего тренера и родителей. Елена Вячеславовна до сих пор ставит нам программы, тренирует на редких сборах в Москве, помогает дистанционно и очень болеет за нас.
– Расскажите о правилах существования в одном коллективе двух девушек – наверняка разных по характеру и привычкам.
– Да, мы непохожи. Даша более спокойная, а я актив-позитив. Я за потанцевать и посмеяться, а Даша любит посидеть спокойно и поговорить, хотя бывает и наоборот. Иногда ругаемся из-за разницы темпераментов, но понимаем – цель у нас одна, надо вместе выступать и двигаться вперёд.
Мне, кстати, нравится чувствовать себя тренером. Уже есть некоторый опыт в работе с детьми на мастер- классах. Да и мы с Дашей тренируем друг друга, а ещё нам помогает Елена Светличная. Такая вот пандемийная реальность.
Главное, научиться быть самокритичными. Это сложно, конечно, не буду ничего придумывать и рассказывать о максимальной концентрации каждую минуту. Иногда устаёшь так, что не хочется вообще ничего. Когда никто не подстёгивает, есть большой соблазн пожалеть себя. Но с этим ничего нельзя поделать, это общечеловеческое.
Мы много тренируемся. С 7 утра мы с Дашей в тренажёрном зале, потом идём в бассейн, потом на хореографию. Потом я возвращаюсь, делаю сольное упражнение на воде. Потом иду на подкачку, я же профессионал и понимаю, что мне нужно. Если что-то не доделаю, то потом выступление
будет не лучшим.
– Олимпийский результат вас с Дашей устроил?
Выход в финал стал для Беларуси настоящим прорывом, потому что раньше о подобном приходилось только мечтать. Хотя не скажу, что нас судили объективно. В нашем виде крайне редко бывает, когда в финале получаешь оценку ниже, чем в полуфинале, но в Токио случилось именно так. Мы выполнили свою композицию на очень хорошем уровне, но не всем судьям хотелось, чтобы дуэт из Беларуси стоял высоко.
– Это следствие не слишком большого авторитета отечественной школы?
– В таком субъективном виде спорта, как наш, – безусловно. Как с этим бороться? Только работой в бассейне. Если будешь на голову выше остальных, то у судей не останется иного выхода, кроме как поставить тебе то, что ты заслужил.
– Какую роль в ваших композициях играет музыка?
– Опять же, это понятие субъективное. Кому-то нравится одна музыка, кому-то совершенно другая. Наша задача – погрузить человека в свою композицию, сделать так, чтобы он её полностью прочувствовал. Чтобы у него мурашки по коже побежали.
– Кажется беспроигрышным решение, когда в столицу будущей Олимпиады везёшь композицию, поставленную на музыку, рождённую в этой стране.
– У нас это не очень работает – на высоком уровне не принято повторять то, что уже было. А было столько всего, что найти что-то новое очень сложно. Не могут все команды приехать в Париж-2024 с композициями под французскую музыку. Это будет просто неинтересно.
– А если с белорусской?
– Мы думали и хотели сделать что-то под неё, но выбор оказался невелик. Я имею в виду народные мотивы. Есть, конечно, сочинения современных авторов, но, боюсь, большинство судей будут к этому не готовы. Да-да, при составлении композиции нам надо учитывать много факторов,
поэтому выбор мелодии – это всегда сложно, хоть и чертовски интересно. Поэтому, признаться, с волнением жду, как воспримут судьи мою новую сольную композицию под музыку Depeche Mode.
– Кстати, довольно странно, что сольные выступления есть на чемпионатах мира и Европы, а в программе Олимпиад они отсутствуют.
– Почему-то считается, что они не такие зрелищные, как выступления дуэтов и групп. Но я так не думаю. И моё мнение разделяют очень многие спортсменки, тренеры и болельщики. Надеюсь, когда-нибудь соло вновь появится и в олимпийской программе, как в 1984 году в Лос-Анжелесе.
– Синхронниц мужчинам жаль больше других спортсменок. Ведь вам, «водоплавающим», часто приходится страдать от кислородного голодания.
– Такое случается, но со временем и с опытом это уходит на второй план. На самом деле, когда делаешь программу и задерживаешь дыхание, то более всего страдают руки и ноги. Они закисляются: в них скапливается молочная кислота. А тебе всё равно надо делать комбинацию, попадать ровно в счёт, и всё это синхронно с партнёром. Этот момент преодоления себя очень тяжёлый. Просто жесть! (Смеётся.)
– Я так полагаю, что лучше всех себя в воде чувствуют спортсменки, которые могут максимально долго задерживать дыхание. Рекорд семикратной олимпийской чемпионки Ромашиной действительно поражает воображение – 4,5 минуты!
– Ну да, чем больше кислорода в лёгких, тем легче держаться на поверхности, поэтому объём имеет значение. Я, впрочем, никогда не ставила рекорды на время. Могу только назвать дистанцию, которую проплывала под водой за один вдох, – 100 м.
Выступление длится три минуты, и у нас есть условно шесть связок по 15–30 секунд. Делаешь связку, потом дышишь на «проходке» вверх головой, потом снова связка и снова вдыхаешь. И так ещё и ещё в хорошем ритме. Мы всегда улыбаемся, но никто не знает, что мы чувствуем на самом деле. Только глядя друг на друга, понимаешь, как тяжело напарнице. Но всё это остаётся между нами.
У каждого вида спорта есть своя изнанка, но я не уверена, стоит ли всем о ней знать. Пусть думают, что наш вид простой и лёгкий – как раз для красивых гибких девочек, которые умеют выделывать в воде всякие интересные па.
– Ещё раз вслух пожалею о том,что синхронное плавание уступает в плане популярности футболу и хоккею, да и многим другим видам.
– Это беда субъективного вида спорта, ведь у нас зачастую даже до соревнований можно спрогнозировать, кто займёт места в десятке лучших.
– Это нехорошо.
– У нас сейчас будут меняться правила, чтобы вид приобрёл большую объективность. Как в фигурном катании, компьютер будет считать синхрон и подсчитывать какие-то тяжёлые элементы, длину связки и пр. Как и в художественной гимнастике, перед соревнованием в судейскую коллегию будет подаваться список со сложностью каждого элемента в композиции команды. Это существенно упростит работу арбитров, можно будет просто сидеть и считать, что выполнено, а что нет.
А пока (с таким судейством, как сейчас) на одних соревнованиях можно получить одни оценки за сложность, а на других – совершенно другие, хотя программа была одна и та же. Всё зависит от степени расположенности к тебе судейского комитета.
– Но выход-то из этого тупика есть?
– Конечно! Надо просто быть лучше всех! Именно для этого мы и работаем каждый день…
ТЕКСТ: СЕРГЕЙ ЩУРКО
ФОТО: NEWS.PM.BY, из архива ВАСИЛИНЫ ХОНДОШКО