Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Нейробика – тренируем сознание

Центральная нервная система человека способна развиваться в течение всей жизни. Учёные доказали, что нервные клетки восстанавливаются, поэтому необходимо создавать условия для их формирования. А для этого нужно тренировать мозг. Помочь в этом нелёгком деле призвана особая система упражнений – нейробика.


Как правило, люди тренируют отнюдь не мозг. Вот только мышцы, суставы, конечности – это лишь колёса в автомобиле. Колёса будут крутиться, если работает система зажигания, руль и двигатель. Двигатель – это сердце, руль и система зажигания – мозг. Если он недостаточно активен, то и остальные системы будут «притормаживать». Поэтому его надо тренировать. А расшевелить мозг поможет нейробика, или нейрогимнастика.
Этот комплекс упражнений практически одновременно разработали американский профессор нейробиологии Лоуренс Кац и чета Пол и Гейл Деннисон. Кац доказал, что нервная система действительно слабеет к старости, но её можно поддерживать в тонусе даже в весьма преклонном возрасте. Супруги Деннисон пошли дальше и создали целое направление – образовательную кинезиологию (Edu-K), т.е. расширенное обучение через движение.

Что такое нейробика

Так уж сложилось, что в современном обществе нам приходится решать много однотипных, рутинных задач. В мозге, с одной стороны, сформировались чёткие нервные связи, а с другой – нервная система не развивается и истощается. Ненужные клетки, а точнее отростки нервных клеток – дендриты, атрофируются, разрушая нейронные связи.

Если мы будем создавать «нестандартные ситуации», это вызовет активный синтез новых дендритов, что создаст каскад формирования новых нервных соединений, обеспечивающих активность всех систем организма. На этом и основана нейрогимнастика.

Меняем образ жизни

Прежде чем приступать к упражнениям, нужно пересмотреть свои привычки и немного изменить образ жизни. Для этого следует выполнять ряд правил.

1.    Изучайте новые запахи.
Утром, днём или вечером. И в любом настроении. Вдыхайте новые запахи, к примеру ароматы эфирных масел. Это «будит» мозг, особенно утром.

Нейробиологи утверждают, обоняние – проводник, напрямую связанный с эмоциональным центром мозга. Выбрав любимый запах, постоянно изучая новые, вы приобретёте незабываемые эмоции. Не спешите открещиваться от «негативных» запахов: они также необходимы, ведь нервная система должна быть «гибкой».

Изучать новые ароматы можно всей семьёй. Вооружитесь разными продуктами и предметами (сухофруктами, орехами, эфирными маслами, кусочком кожи и т.д.) и предложите детям в качестве игры определить с закрытыми глазами, что это за вещь, по её запаху.

2. Читайте журналы или комиксы.

Пусть это будут журналы, которые вообще не относятся к кругу ваших интересов. О рыбалке, технике, животных, моде, бизнесе. Не нужно глубоко изучать вопрос – достаточно просто менять тему того, что читаешь. Яркие картинки, новые формы и ощущения, с одной стороны, расслабляют центральную нервную систему, а с другой – создают условия формирования новых нервных связей.

3. Активизируйте мелкую моторику ног.

Может руками и привычно управляться с мелкими предметами. Но вот ногами… А ведь на наших стопах расположено огромное количество нервных окончаний, которые напрямую взаимодействуют со всеми остальными частями тела и мозгом. Поэтому, выбирая обувь, максимально концентрируйтесь на ощущениях. Комфорт ног – спокойствие нервной системы.

Стопы – это наш фундамент. Если он хороший, то будет и опора, и осанка. Попробуйте выполнять некоторые действия ногами. Упала ручка, поднимите её пальцами ног и забросьте на стол – вот вам задание на ловкость и равновесие.

4. Читайте и рассуждайте вслух.

Читайте друг другу вслух, чередуйте роли слушателя и читателя. Во время чтения вслух вы слышите себя, мозг задействует новые нейронные цепи, которые не работают, когда мы читаем иначе, и активнее подключается к процессу.

Выполняя физические упражнения, разучивайте или придумывайте стихотворения, считайте в ритм музыки.

5. Используйте новые слова.

Избавьте речь от привычных клише. Или хотя бы думайте новыми словами и фразами. Формулируйте одну и ту же мысль, решайте задачи по-разному и, главное, проговаривайте это – вот вам готовое задание для детей. Помните, рецепторы слуха связаны с центром равновесия: хороший слух, способность различать звуки – это равновесие и осанка. Звучит невероятно, но это так.


6. Меняйте темп движения.

Меняйте скорость привычных действий. Если привыкли всё делать быстро, осознанно притормозите себя. А медлительному человеку, наоборот, стоит ускориться.

Также можно поиграть с детьми в Slow Motion: медленно выполнять различные физические упражнения.

7. Используйте нерабочую руку.

Привычные бытовые действия и физические упражнения периодически совершайте нерабочей рукой: левой, если вы правша, и правой, если наоборот. Попробуйте, к примеру, так чистить зубы, набирать текст на смартфоне, мыть посуду или наносить крем. На физкультуре вести или бросать мяч другой рукой – совсем не просто!

8. Всегда ищите взаимосвязи.

В качестве разминки для мозга поищите взаимосвязь между не связанными между собой предметами. Выберите две любые вещи и найдите между ними как можно больше общего: по форме, цвету, материалу, принадлежности и т.д.

9. Ограничивайте двигательные анализаторы.

Иногда выполняйте упражнения и привычные действия вслепую. Попробуйте на ощупь определить форму предмета или понять, что это, дотрагиваясь другой частью тела. Когда зрение заблокировано, все остальные органы чувств резко активизируются, формируя новые нейросвязи.

10. Не давайте мозгу скучать.

Играйте с мозгом в очереди или во время долгой поездки. Например, внимательно ощупывайте монетку, изучая её рельеф, или играйте с собой в слова по какому-либо принципу: вспоминайте на определённую букву, города, имена и т.д.

11. Чаще пробуйте новые блюда.

Активируйте вкусовые рецепторы. Их много, и они должны быть все активны. Глубокие нейросвязи влияют на движение. Попробовали кислый лимон и морщитесь – это движение, которое включает и иные двигательные рефлексы, расслабляя или напрягая мышцы.



Тренируемся с удовольствием
 https://www.youtube.com/watch?v=el4O30deK7A&feature=youtu.be

Комплексы нейрогимнастики задействуют все 5 органов чувств. Как минимум один из них обязательно должен работать в новом для себя контексте. При этом вырабатывается нейротропин – вещество, способствующее образованию новых нервных клеток и связей между ними.

Нейробика предполагает вовлечение в работу разных видов внимания: произвольного, непроизвольного и послепроизвольного. Самый полезный метод – чередование сильной концентрации внимания с лёгкими видами действия, т.е. с физическими упражнениями.


Комплексов нейрогимнастики всего четыре. Каждый для повышения увлекательности содержит игровые элементы.

І. Пересечение средней линии тела

Вместе весело шагать. Шаг на месте, касаясь правым предплечьем левого бедра и наоборот. При этом плечо следует нести к бедру, а не локоть к коленке, голова немного поворачивается по ходу движения. Рот не зажат, губы свободны и расслаблены.

Наблюдаем, сказку сочиняем. Начинать движение вправо-вверх, рисуя перед собой в воздухе ленивую (горизонтальную) восьмёрку правой рукой с зажатой в кулак небольшой игрушкой, параллельно придумывая историю её путешествия.

II. Растяжение мышц

Сова. Упражнение хорошо расслабляет плечи после долгого сидения. Левой рукой сжать мышцы правого плеча. Повернуть голову вправо, широко раскрыть (вытаращить) глаза и смотреть прямо. Затем, сделав вдох, ритмично (по сигналу) поворачивать голову влево, одновременно вытягивая шею вперёд. За время поворотов делать ровно столько движений, сколько слышите сигналов. Затем так же поворачивать голову обратно, сжимая пальцами левой руки плечо. Сжимать на выдохе, отпускать на вдохе.

Повторить упражнение, сжав правой рукой левое плечо.

III. Самомассаж

Кнопки мозга. Пальцы правой руки (большой и указательный) кладутся под ключицы – там, где ямочки. Левая рука – ладонью на пупок. Круговыми движениями массируются точки под ключицами. То же делается другой рукой.

IV. Активация глубинной линии и межполушарной координации

Замочки закрываем и открываем. Встать прямо, ноги скрестить – первый замочек закрыли. Руки вытянуть перед собой, перекрестить и соединить ладони в замок. Согнуть локти, вывернув кисти внутрь и прижав их к груди таким образом, чтобы локти были направлены вниз – второй замочек закрыли. Язык прижать к верхнему нёбу – третий замочек закрыли. Взгляд направлен вверх. Дышим ровно, спокойно. Тело расслаблено.


Затем расставить ноги на ширину плеч – первый замочек открыли. Руки лодочкой внизу. Пальцы рук касаются друг друга – второй замочек открыли. Голову немного наклонить вперёд, глаза опустить, язык переместить за нижние зубы – третий замочек открыли. Стоять так, полностью отпуская напряжение.

Это лишь некоторые упражнения нейробики. Однако и их выполнение в игровой форме способствует развитию нервно-мышечных связей, а также благоприятно влияет на качество обучения и развития ребёнка в целом.

Такая гимнастика улучшает осанку, восприятие новой информации, развивает память, внимание, речь, мелкую и общую моторику, раскрывает новые способности мозга и синхронизирует работу правого и левого полушарий. Поверьте, проверено на практике.

 Дмитрий Миронович, тренер образовательной площадки MDVFIT