Выпрямляем спину играя
Пандемия вынудила перевести школьников на дистанционное обучение, тем самым лишив их полноценной физической активности и увеличив время пребывания за компьютером. Заодно повысился риск возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата, весьма распространённых на текущий день среди детей, особенно младшего школьного возраста. Как избежать проблем с позвоночником и наладить коррекцию уже имеющихся нарушений?
В 2011–2013 годах в средней школе № 41 был успешно реализован проект «Обучение детей 6–7-летнего возраста правильной осанке». Комплекс профилактических мероприятий оказался настолько эффективным, что остановил прогрессирование сколиоза и других болезней опорно-двигательного аппарата у воспитанников. Поэтому наша методика найдёт применение в каждой семье.
Сколиоз – заболевание позвоночного столба, возникающее во время интенсивного роста скелета у детей.
Наиболее опасны периоды:
1) от 6 месяцев до 3 лет;
2) от 6 до 9 лет;
3) с 12–14 лет до завершения роста.
Одной из главных причин сколиоза является ослабленный мышечный корсет, поэтому главным средством по выработке навыка правильной осанки были и остаются физические упражнения. Начните её коррекцию и укрепление с утренней «гимнастики на кровати», под спокойную музыку выполняя упражнения «Колечко», «Корзиночка», «Змейка», «Ножнцы», «Велосипед». Также подойдут ежедневные занятия в игровой форме или под стихотворения у тренировочной стены, где нет плинтуса.
Стенка, стеночка
Я у стеночки стою –
Спинку я ровняю,
А от стенки отхожу –
Осанку сохраняю.
Встать у стенки, касаясь её пятью точками: затылком, спиной, ягодицами, икрами ног, пятками. Сделать несколько шагов вперёд, сохраняя ровной спину. Вернуться в исходное положение (и. п.). Присесть с прямой спиной, не отрывая её от стены. Повторить приседание, сделав шаг вперёд, и вернуться в и. п. Стоя у стены, поднять руки вперёд, вверх, в стороны и т.д.
Дети обычно хорошо с этим справляются, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно, т.к. при опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, плечи выдвигаются вперёд, грудь западает, а позвоночник сгибается. Необходимо выработать умение удерживать спину в прямом положении при любых движениях. Для этого хороши упражнения на равновесие. Например, сесть «по-турецки», сохраняя правильное положение туловища; круговая ходьба по обручу с прямой спиной. Правильно держать голову помогут занятия с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Весёлый блинчик
Стоя у стены, держать «весёлый блинчик» (мешочек, наполненный крупой, весом 200–300 г) на голове, затем пройти с ним до противоположной стены, обойдя препятствия (стол, лабиринт из двух-трёх стульев), и вернуться, не уронив его. Если малышей несколько, можно проводить шутливые состязания или эстафеты, награждая победителя полезными и вкусными призами. При приёме пищи побуждайте детей следить за осанкой, пусть за красивую спинку они тоже получают маленькие призы или фишки, которые можно будет потом обменять на игрушку, фрукт или что-то интересное.
Во время дистанционных занятий и при подготовке домашнего задания следите за соблюдением основных требований к правильной рабочей позе. Проводите физкультминутки. Они важны для повышения работоспособности и сохранения здоровья школьников. Если есть возможность, обязательно выходите на прогулку. Для этого времяпрепровождения подключайте игры для формирования правильной осанки, например «Ловишка», «Волны качаются», «Восточный официант».
Ловишка
Задачи: развивать быстроту, ловкость, прививать «чувство правильной осанки».
По считалочке выбирается «ловишка», который пытается осалить играющих: «Раз, два, три, не зевай, а скорее догоняй!» Спасаясь, игрок должен остановиться, принять ранее оговорённую позу для формирования правильной осанки: «Часовой» (основная стойка, лопатки сблизить), «Звёздочка» (ноги врозь, руки за голову, локти в стороны, голова откинута). В этом случае его нельзя осалить. Осаленные игроки становятся «ловишками». Победителем оказывается последний не осаленный ребёнок, принявший зафиксированную позу. Он будет «ловишкой» в следующей игре.
Волны качаются
Задачи: закрепить представление о правильном положении тела; вырабатывать навык сохранения осанки в разных позах.
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Стоят лицом к центру. Размахивая руками вперёд-назад, они произносят: «Волны качаются – раз, волны качаются – два, волны качаются – три, на месте фигура замри!». После слова «замри» ребята на 10– 15 секунд принимают позу с прямой спиной (стоя, сидя, лёжа), которую
нельзя менять. Победителем считается «лучшая фигура» – ребёнок, сумевший принять и сохранить правильное положение. Каждый раунд поза должна быть новой.
Восточный официант
Задачи: укреплять мышечный корсет позвоночника, тренировать навык правильной ходьбы и правильное положение головы при ней. Для игры понадобятся подносы с кубиками по количеству детей. Ребёнок должен выпрямиться, положить поднос с кубиком на голову и пройти вперёд. Выигрывает тот, кто сделает это дальше всех.
Необходимо уделить внимание также и стопам, т.к. это первично-системный элемент удержания тела в вертикальном положении. Уменьшение физиологических изгибов позвоночника, особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Для профилактики подойдут игры:
- Сборщик – собрать пальцами ног любые мелкие предметы (ракушки, каштаны, морскую гальку) и перенести их с одного места на другое;
- Гусеница – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечёт контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку;
- Художник – сидя на стуле или гимнастической скамейке, захватив между первым и вторым пальцами ног карандаш, нарисовать на листе бумаги картину;
- Барабанщик – постукивание пальцами стоп по полу (сидя);
- Эквилибрист – прокатывание теннисного мяча вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой и левой стоп (сидя);
- Кораблик – перекатывание теннисного мяча между сводами стоп, держа ноги на весу (сидя).
Завершите тренировку навыков правильной осанки, проводя каждый вечер перед сном спокойную подвижную игру «Пройди, не упади!» по Дорожке здоровья (каштанам, пуговицам, камешкам, чурочкам, следочкам-массажёрам). Помимо прекрасной профилактики плоскостопия, это поднимает настроение, улучшает сон и общее психическое здоровье.
Система ежедневных упражнений помогает ребятам использовать полученные навыки самостоятельно и снижает риск развития заболеваний опорно-двигательного аппарата.
ИРИНА РАДЬКОВА, воспитатель группы продлённого дня средней школы № 41 г. Могилёва