Самый ответственный предмет
Самый ответственный предмет в современной школе… Это физика, химия, математика, языки? Не угадали. Это физкультура, и вот почему…
По мнению большинства учителей русского, белорусского и иностранных языков, математики, физики, информатики, биологии, химии и других дисциплин, их предмет – самый важный и нужный. Но сегодня я хочу поговорить не о востребованности. А о предмете, который по своему содержанию и значимости является именно самым ответственным в наше время. На мой взгляд, это физическая культура и здоровье.
Многое о важности и сложности преподавания этого предмета уже было сказано до меня. Но часто мы забываем, какую колоссальную ответственность несёт учитель физической культуры и здоровья, особенно в начальных классах. Ведь ему поручены жизнь и здоровье ребёнка. Да, такую ответственность несут и другие педагоги, но на занятиях физкультуры её уровень возрастает в сотни раз.
Я работаю учителем начальных классов уже почти 20 лет. Первые десять лет преподавал физическую культуру и здоровье в старших классах. Да и сейчас провожу её в своём 2-м классе. Поэтому знаю об этом предмете не понаслышке. Чтобы ещё раз подчеркнуть, какую ответственность несёт преподавание данного предмета, нужно вспомнить о случае, произошедшем в нашем районе около трёх лет назад. На уроке физкультуры умер ученик 3-го класса. У мальчика было больное сердце.
Сразу же, конечно, встаёт вопрос: кто допустил ошибку в распределении нагрузки? Как позже выяснилось, явных виновных не было. Все требования к предмету были соблюдены. Но ребёнка не вернуть. Поэтому нужно сделать всё возможное, чтобы такие случаи не повторялись. Ведь, как показывает практика, самое большое количество детских смертей, по сравнению с другими предметами, приходится на долю физкультуры.
Как же тогда избежать трагедии? Отказываться от преподавания этого предмета? Разумеется, нет. Чтобы обеспечить безопасное преподавание физкультуры, нужно обязательно выполнять определённые правила. Они всем уже давно знакомы. Но проблема заключается в том, что не все учителя, которые ведут эту дисциплину, их придерживаются.
Чтобы допустить ребёнка до занятий физкультурой, надо:
1. Обязательно очень внимательно и подробно изучить медицинские данные ребёнка. Если что-то вызывает сомнение, сразу обращаться к школьному врачу.
2. Проверять наличие спортивной формы. Особое внимание нужно уделить обуви, а конкретнее, размеру и форме её подошвы. Иногда я прошу родителей заменить спортивную обувь ребёнка, поскольку она была травмоопасной.
3. Не брезговать разминкой. Она должна быть выполнена по всем методическим рекомендациям. Порой учителя относятся халатно к этому этапу урока. А ведь не разогретый и не подготовленный к выполнению упражнений организм можно легко травмировать.
4. Обязательно демонстрировать каждое упражнение, а также осуществлять страховку при выполнении сложных. К сожалению, встречаются ещё в наших школах такие учителя, которые не могут или не хотят показывать предлагаемые учащимся задания. И это недопустимо.
5. Проводить пульсометрию. Именно она может подать самый точный сигнал о возможной опасности. Необходимо измерять пульс у детей пять раз – до урока, после разминки, во время основной части занятия, после основной и после урока. Ответственный учитель не просто сделает эти замеры, но и адаптирует полученные результаты к каждому ребёнку, исходя из эмоциональности ученика.
В современной школе существует множество учебных предметов. Каждый по-своему очень важный и сложный. Я это говорю как учитель. Но всё же самый ответственный предмет – физкультура. Поэтому к нему нужно отнестись с особым вниманием.
АНАТОЛИЙ ОСКИРКО, учитель начальных классов Новобыховского детского сада – средней школы Быховского района