Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Роль учебно-методического объединения в совершенствовании уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры и здоровья

Как повысить профессиональный уровень учителя физической культуры и здоровья? На что опираться, выстраивая систему методической работы с использованием современных подходов? Представляем опыт работы районного учебно-методического объединения (РУМО) учителей физической культуры и здоровья.

Методическая работа – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, включая профессиональное самообразование, самовоспитание, самосовершенствование.

Методическая работа в учреждениях образования приобретает особую значимость в обучении и мотивации работы учителей. От профессионального уровня учителя зависит решение самых сложных задач, стоящих перед современной школой. Это ориентирует деятельность учебно-методического объединения не только на потребности обучающегося, педагога, учреждения образования и района, но и на перспективу развития образовательной системы в целом с учётом нового содержания образования, новых педагогических технологий.

Следует отметить, что методическая работа РУМО учителей физической культуры и здоровья, как и любого предметного РУМО, строится на использовании современных образовательных технологий: обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, разноуровневого обучения, игровых технологий, информационных технологий, проектно-исследовательской деятельности, здоровьесберегающих технологий.

При организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой и учебной работы в учреждениях образования учителя физической культуры и здоровья руководствовались инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета “Физическая культура и здоровье” в 2022/2023 учебном году», сборниками нормативных документов, учебными программами и методическими рекомендациями по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в учреждениях образования.

В системе методической работы существуют такие компоненты, как цель и задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в учреждениях образования, а также получаемые в ходе работы позитивные сдвиги – результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности, а значит, и к росту результативности методической деятельности.

В ходе объединения городских и районных школ в 2005 году в г. Молодечно были созданы районные методические формирования. К таковым относится и РУМО учителей физической культуры и здоровья, педагогов дополнительного образования.

Целью методической работы является создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
•    Освоение учителями физической культуры и здоровья современной нормативной правовой и учебно-методической базы образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье».
•    Содействие формированию инициативной, творческой личности педагога через самообразование учителей физической культуры и здоровья, включение их в педагогический поиск, творчество.
•    Создание условий для профессионального становления молодых педагогов.
•    Дальнейшее изучение и внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции обучающихся.
•    Формирование метапредметных, предметных и личностных компетенций обучающихся в процессе освоения ими содержания учебных программ с помощью разнообразных организационных форм.
•    Обеспечение проблемно-аналитического анализа методической работы на основе диагностического тестирования учителей физической культуры и здоровья, педагогов дополнительного образования.
Деятельность РУМО учителей физической культуры и здоровья осуществлялась через организацию работы по следующим направлениям:
    совершенствование методики преподавания учебного предмета «Физическая культура и здоровье»;
    обмен и обобщение опыта;
    работа с одарёнными детьми;
    самообразование;
    проведение, участие в районной, областной спартакиаде школьников;
    участие в республиканской предметной олимпиаде;
    формирование навыков ЗОЖ.

В состав РУМО входят 33 учителя физической культуры и один педагог дополнительного образования. 79 % педагогического состава имеют стаж свыше 15 лет, 3 % – квалификационную категорию «учитель-методист», 64 % – высшую квалификационную категорию, 18 % – первую, 6 % – вторую квалификационную категорию и 6 % не имеют категории.

Руководитель РУМО в начале учебного года собирает сведения о членах учебно-методического объединения и заполняет паспорт, занося данные в таблицу согласно предложенной схеме (приложение 2), а также темы по самообразованию (приложение 3) как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Профессиональное развитие современного учителя включает в себя обязательное повышение уровня его педагогической компетентности и качества образования.

Работа РУМО учителей физической культуры и здоровья начинается с августовской педагогической встречи, на которой рассматривается:
    инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета “Физическая культура и здоровье” и физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с учащимися в учреждениях общего среднего образования»;
    план работы РУМО учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования на следующий учебный год (приложение 1);
    избрание руководителя РУМО на текущий учебный год;
    подведение итогов районной и областной спартакиады школьников (приложение 4).
На втором и третьем заседаниях РУМО работа планируется таким образом, чтобы каждый педагог мог повысить уровень собственной компетентности вне зависимости от стажа его работы, и осуществляется с учётом современных требований к образовательному процессу, включает поиск оптимального содержания и внедрение новых форм, технологий, методов и приёмов обучения.

Методическая работа РУМО в 2022/2023 учебном году проводилась в разных формах, среди которых: инструктивно-методическое совещание, семинар, семинар-практикум, мастер-класс. Проведены консультации для молодых специалистов, которые нуждались в помощи при составлении поурочного календарно-тематического планирования и изучения нормативной правовой и учебно-методической базы образовательного процесса по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Важным аспектом является участие педагогов в профессиональных и творческих конкурсах, что подтверждает их высокий профессиональный уровень и активную творческую позицию. Так, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 9 г. Молодечно Н. Г. Дидо приняла участие в республиканском конкурсе «Учитель года Беларуси – 2023», на районном этапе стала победителем, представляла

Молодечненский район на областном этапе и стала лауреатом конкурса.

На одном из заседаний РУМО руководители школьных учебно-методических объединений и учителя, педагоги дополнительного образования изучили педагогический опыт С. Л. Терещука, учителя физической культуры и здоровья Молодечненской средней школы № 4, по теме «Организация спортивно-массовой работы с учащимися в шестой школьный день».
На другом заседании учителя физической культуры и здоровья Молодечненской средней школы № 4 О. Д. Быньков и Е. В. Тарасова, средней школы № 9 г. Молодечно А. Н. Кулага продемонстрировали высокий уровень профессиональной компетентности на открытых учебных занятиях. Н. В. Дидо провела мастер-класс «Использование Event marketing в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях».

На следующем заседании РУМО традиционно проводилось анкетирование педагогов «Оценка эффективности работы районного учебно-методического объединения учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования в 2022/2023 учебном году». Данные диагностики позволяют исключить формальный характер работы РУМО и формировать образовательные запросы педагогов, перспективность методической работы и планировать работу РУМО на учебный год в соответствии с нормативной правовой базой (приложение 5).

Одной из форм представления результатов педагогической деятельности являются методические разработки и выступления учителей физической культуры и здоровья с докладами и представлением своего педагогического опыта на заседаниях учебно-методических объединений, семинарах школьного и районного, областного и республиканского уровней. Их статьи публикуются в предметных журналах и на сайтах образовательных порталов.
1.    Викторова, Е. П. Рекомендации по проведению учебных занятий с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе / Е. В. Викторова // www.pedportal.by2022 : педагогический портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pedportal.by/baza-materialov/doc-8222.
2.    Викторова Е. П. Фитнес как одна из форм индивидуальной и спортивно-массовой работы / Е. В. Викторова // www.pedportal.by2021 : педагогический портал Республики Беларусь. – Режим доступа: https://pedportal.by/baza-materialov/doc-3792.
3.    Викторова Е. П. Подвижные игры на уроках физической культуры и здоровья// Здаровы лад жыцця. – 2017. – № 11. – С. 56–59.

В заключение хочется отметить, что методическая работа сегодня – это традиции и новации, система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновлённое содержание, новые формы активного обучения (перевод учителя из позиции обучающего в позицию обучаемого). Главным фактором развития профессиональной культуры учителя становится его желание работать над собой и способность творить, совершенствоваться,экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретёнными в процессе самообразования.
Приложение

ЕЛЕНА ВИКТОРОВА, учитель-методист средней школы № 9 г. Молодечно