Путешествие в подводный мир
Плавание повышает двигательную активность, регулирует психическое состояние, является профилактикой простудных и инфекционных заболеваний. Упражнения, используемые на занятиях в бассейне, для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие мелкой и мимической моторики, чувства ритма, дыхания, силы голоса, обогащение и активизацию словарного запаса.
Для физического развития воспитанников с ТНР характерны: низкая выносливость, нарушение координации движений, снижение скорости и ловкости при выполнении упражнений и др. Сложности вызывают такие задания, как перекатывание мячика по руке сверху вниз и обратно, прыжки по команде; имеются трудности с удержанием равновесия. Наблюдается замедленность, «зависание» в одной позе.
Обучение плаванию таких малышей в целом построено на общепринятых методиках. Движения объясняются наглядно, во время выполнения корректируются проговариванием. Регулярно на занятиях используются логоритмические минутки для развития моторики, слухового внимания, чувства ритма. Дети с ТНР быстрее физически и психологически устают, поэтому целесообразно использовать в работе изменение скорости выполнения упражнения, изменение громкости произношения команд (громко, тихо, нормально), применение упражнений на потягивание.
Обучение плаванию детей с ТНР ориентировано на основные дидактические требования педагогики, имеет воспитывающий и развивающий характер (с учётом индивидуального подхода).
Методика обучения включает три этапа. Первый заключается в отработке упражнений, имитирующих плавательные движения, на суше (маховые движения ногами и руками, гребковые движения руками). На втором изучается положение тела в воде, техника дыхания, движения ногами и руками, согласование движений. Освоение каждого элемента проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счёте выполнение в безопорном, горизонтальном положении (лёжа на воде).
Третий этап предполагает развитие у ребёнка полной координации движений, целостное выполнение техники плавания, насколько это позволяет подготовка занимающихся. В итоге у ребят, регулярно посещающих бассейн, наблюдается положительная динамика в развитии речи.
В качестве примера предлагаю конспект занятия с воспитанниками разновозрастной группы (4–6 лет).
Цель – укрепление здоровья, обогащение и накопление двигательного опыта.
Задачи: совершенствовать функциональные возможности организма; повышать общую работоспособность и выносливость; развивать моторику, быстроту, ловкость; способствовать укреплению разных групп мышц; формировать навык скольжения на груди и спине; стимулировать интерес к достижениям в двигательно-игровой деятельности на воде.
Материалы и оборудование: коврики резиновые; доски для плавания; нудлы (аквапалки); нетонущие игрушки; массажные мячики.
Ход занятия
Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Подготовительная часть
1. Построение.
2. Поднимись на носочки в «стрелочку».
3. Исходное положение (И. п.) – сидя на полу, ноги прямые, упор сзади на предплечья и локти. 1 – поднять ноги и выполнить попеременные движения, не сгибая колени; 2 – и. п.
15 с (3 раза)
15 с (3 раза)
Руки в локтях не прямые, спину прогнуть.
Выполнять в умеренном темпе
Основная часть
1. Самостоятельный вход в воду под присмотром педагога.
2. Ходьба:
- на носках с поднятыми вверх руками;
- в полуприседе;
- «морской конёк» – высоко поднимая колени;
- прыжками.
3. Приседания под воду с выпрыгиванием вверх.
4. «Фонтанчик».
И. п. – лёжа на груди, держась руками за поручень. Попеременная работа ногами (как при плавании кролем) с погружением головы в воду.
5. «Стрела».
Одна нога согнута и упирается в борт бассейна, другая на полу, руки соединены вместе и вытянуты вперёд-вверх. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, присесть в воду и, оттолкнувшись ногами от стенки, проплыть до противоположного бортика.
6. Пальчиковая гимнастика
«Катится колючий ёжик».
7. «Моторная лодка».
И. п. – лёжа на спине в воде. Проплыть, сильно работая ногами.
8. Вдох-выдох с опорой на нудл.
9. «Поплавок» – «стрела» 30–40 с
1–2 мин
4–5 раз
2–3 раза
(10–15 с)
3–4 раза
1–1,5 мин
3–4 раза
5–6 раз
4–5 раз Не спеша, держась за поручень.
Ладони сложены одна на другую.
Руки на поясе.
Руки на поясе, колени выглядывают из воды.
Частые, недлинные.
Приседать по свистку, с задержкой дыхания.
Выполнять на задержке дыхания, периодически поднимая голову для вдоха (при необходимости).
Ноги работают как при плавании кролем.
Катать мячиком по телу согласно тексту стихотворения.
Интенсивная работа ног, голова лежит на руках у партнера по игре (взрослого).
Вдох и выдох делается только за счёт изменения положения головы: вдох –поднимается из воды подбородок, выдох – касание подбородком груди.
После полного вдоха погрузиться под воду, сгруппироваться. Как только спина покажется на поверхности воды, вытянуться в стрелку
Заключительная часть
1. «Переправа».
2. «Морской бой».
Дети становятся напротив друг друга на расстоянии.
3. Упражнение на восстановление дыхания.
4. Рефлексия.
5. Самостоятельный выход из воды 2–3 мин
1 мин
1 мин
1 мин По сигналу перевезти игрушку на противоположный бортик. Плыть разрешено с доской и любым удобным способом.
По сигналу брызгаться водой. Проигрывает тот, кто первый начнёт вытирать лицо или повернётся спиной.
Делать глубокие медленные вдохи.
Итоги занятия.
Держась за поручни, наступая на каждую ступеньку
АЛИСА БОГАТЫРЕВИЧ, руководитель физического воспитания яслей-сада № 447 г. Минска
ФОТО: автора