Повышение мотивации обучающихся к занятиям физкультурой. Соревновательный метод
Азарт, конкуренция, желание победить, достичь, завоевать, так свойственные спартакиадному и олимпиадному движениям, превосходно мотивируют ребят повышать уровень своей физической подготовки, больше внимания уделяя физкультуре и спорту. Поэтому использование соревновательного метода – залог успешных, популярных среди учащихся занятий. Каждый учитель физической культуры и здоровья должен иметь его в своём арсенале. А научиться правильно применять этот метод можно в том числе на курсах повышения квалификации, профессиональных тренингах и семинарах.
Фактор соперничества в процессе соревнований создаёт особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма, как правило, более значительному, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках.
Лев Матвеев*.
*Основатель советской школы по теории физического воспитания, физической культуры и спорта .
В качестве примера предлагаю конспект мастер-класса «Повышение мотивации обучающихся к занятиям физкультурой. Соревновательный метод».
Цель – передача опыта по использованию соревновательного метода на уроках физической культуры и здоровья.
Задачи: актуализировать знания участников в области применения соревновательного метода; разработать и апробировать соревновательные упражнения с целью дальнейшего использования их в практической деятельности.
Место проведения: спортивный зал.
Материалы и оборудование: по 8 баскетбольных, волейбольных, гандбольных, футбольных мячей; 8 пронумерованных карточек с номерами вопросов для квиза (на обороте); 5 столов (четыре для команд и один для главного судьи и главного секретаря); стулья (по количеству участников); 4 стойки; корзина; картинки баскетбольного, волейбольного, гандбольного, футбольного мячей, разделённые на 7 частей; листы ожидания; жёлтая (на обороте – главный секретарь) и красная (на обороте – главный судья) карточки; свисток; 4 секундомера; ручки; листы А4; аудиозапись для разминки; протокол; картонные медали (золотая, серебряная, бронзовая и «За активное участие»); методическое пособие Т. В. Гордиевской «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее» (2021); таблица «Элементы соревновательного метода на уроках с V по IX класс».
Ожидаемые результаты: освоение современных подходов к организации урока и повышение уровня профессиональных компетенций педагогов.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Цель – создание доброжелательной атмосферы для последующей работы.
Ведущая. Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня мы поговорим об использовании соревновательного метода для повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и здоровьем. Но для начала давайте немного разогреемся.
Ведущая проводит музыкальную разминку. После неё участники мастер-класса вытягивают из корзины судейские карточки и фрагменты пазлов. Складывают мозаики (собираются в команды) и садятся за столы. Ведущая представляет главного судью и главного секретаря.
Знакомство
Необходимо представиться и назвать своё хобби. Например: «Татьяна Васильевна, бег», «Ольга Петровна, плавание», «Полина Александровна, велопрогулки» и т. д.
Приветствие
Участники придумывают название и девиз команды. На выполнение задания отводится 5 минут. Капитаны представляют результат. Каждая команда получает по 1 баллу.
II. Актуализация субъектного опыта
Цель – обеспечение активности участников и подведение их к определению проблемного поля мастер-класса.
Ведущая. Все ли ваши обучающиеся с удовольствием посещают уроки физической культуры и здоровья? (Не все.) Другого ответа я и не ожидала. Современные школьники гораздо охотнее проводят время в социальных сетях, а не в спортивном зале. Чтобы завоевать их внимание, необходимо пересмотреть подходы к организации физического воспитания в школах. Но прежде чем говорить о современных технологиях, гарантированно обеспечивающих достижение целей и задач образовательно-воспитательного процесса, давайте освежим память.
Опрос
Команды отвечают письменно и передают результаты главному судье. Каждый правильный ответ приносит коллективу 1 балл.
Примерные вопросы:
1. Назовите формы организации физического воспитания в школе. (Утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки, физическое воспитание в семье, внеурочные и урочные формы.)
2. Какие методы вы используете на уроках физической культуры и здоровья? (Общепедагогические (словесные, наглядные, практические) и специфические (метод упражнения, игровой и соревновательный).)
III. Целеполагание
Цель – постановка цели занятия и выявление ожиданий участников.
Ведущая. Самое время определить цель и задачи нашего мастер-класса и выявить ваши ожидания от него.
Ведущая предлагает фото урока физкультуры, где учащиеся с удовольствием выполняют упражнения. Капитаны отмечают в листах ожидания по задаче и относят главному секретарю, который их озвучивает.
IV. Информационно-деятельностный этап
Цель – актуализация знаний участников о соревновательном методе, формах и способах его применения.
Ведущая. Что такое мотивация? (Побуждение к действию.) Верно. Проблемой формирования мотивации к занятиям физической культурой занимались В. А. Соколов, В. А. Коледа, А. Г. Фурманов, Л. Д. Глазырина и др. Как привить учащимся любовь к физической культуре? Думаю, вы неоднократно задавали себе этот вопрос. Мне помогает соревновательный метод – способ выполнения упражнений в форме соревнований. Его можно применять и на уроках физической культуры, и при организации олимпийского движения, и в спартакиадах, и в учебно-исследовательской деятельности.
Наша справка
Соревновательный метод позволяет:
• стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
• выявлять и оценивать качество владения двигательными навыками;
• обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
• содействовать воспитанию волевых качеств.
Следует учитывать:
• возраст (с каждым годом физическая подготовленность и соревновательный опыт учащихся возрастают, приобретается привычка к регулярным занятиям физической культурой);
• пол (мальчики более генетически предрасположены к соревнованиям и конкуренции);
• время занятия (нецелесообразно использовать метод рано утром, поскольку это может привести к переутомлению или перенапряжению в конце дня);
• последовательность выполнения упражнений (сначала скоростные (скоростно-силовые), затем силовые, затем упражнения на выносливость).
Ведущая. Соревновательный метод следует применять на всех этапах урока. Так, в подготовительной части рекомендую использовать его после выполнения обучающимися основных движений и общеразвивающих упражнений – в виде кратковременных скоростных заданий, так как они повышают возбудимость нервной системы, увеличивают пульс и частоту дыхания. В основной части соревновательные упражнения следует применять после выполнения новых физических упражнений, запланированных на урок, тогда это будет способствовать поддержанию высокой моторной плотности и интереса обучающихся. В заключительной части эффективны стретчинг, игры и задания на внимание, рефлексию – они помогают организму восстановиться после физической нагрузки, уменьшают частоту сердечных сокращений, снимают эмоциональное напряжение.
Методика организации спортивных конкурсов включает:
• объяснение правил;
• обозначение роли педагога в процессе двигательной деятельности;
• распределение участников по командам;
• подведение итогов.
Важно
Условия проведения эстафет и соревнований следует разъяснять подробно. Для крупных мероприятий положения и правила необходимо разрабатывать предварительно. Правила необходимо чётко формулировать, должно быть ясно, в каких случаях и сколько очков будет засчитываться участникам. Игроки должны быть ознакомлены с правилами до начала соревнования.
Предлагаю рассмотреть применение соревновательного метода (все мероприятия разработаны и апробированы мной на занятиях) по разделам программы. (Раздаёт участникам мастер-класса таблицу «Элементы соревновательного метода на уроках с V по IX класс».)
Татьяна Гордиевская, учитель физической культуры и здоровья гимназии г. Пружаны
ФОТО: из архива гимназии г. Пружаны