Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Подготовка одаренных детей к олимпиаде по физической культуре

На основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 01.08.2018 № 83 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.11.2003 № 73» в пункте 1.1 были внесены изменения в пункт 5 добавлен предмет: «Физическая культура и здоровье». Это значит, что с 2018/2019 учебного года республиканская олимпиада проводится по 18 учебным предметам.

Ранее олимпиада по предмету носила точечный характер. Были попытки проведения в Гродненской области, Минской области, но особой популярностью и распространением не пользовалась. Олимпиада по предмету проводится в целях выявления и поддержки наиболее способных, одаренных учащихся, повышения интереса учащихся к предмету, углубление теоретических и практических умений.

В этом учебном году разработчикам олимпиады достаточно сложно составить и определить контрольные нормативы и комплексные задания, которые могут в полной мере выявить потенциал учащихся, так как данная олимпиада проводится впервые. Однако, руководствуясь программой по физической культуре и здоровью X-XI класс, 2017, разработчики старались максимально учесть учебный материал по предмету.

Основное заблуждение учителей физической культуры и здоровья состоит в том, что многие учителя относятся к олимпиаде по предмету, как к очередным соревнованиям, где должен присутствовать дух соперничества и соревновательный компонент. Однако следуя общей инструкции №73, порядком проведения олимпиады по предмету Физическая культура и здоровья, мы должны выявить учащихся, которые выполняют практические упражнения, тестовые задания, теоретические знания в условиях, отличающихся от соревновательных.

Каждый этап республиканской олимпиады может включать теоретический, практический, тестовый и иные туры. Олимпиада по физической культуре и здоровью состоит из 4 туров: теоретический, трёх практических туров. Общий итог олимпиады проводится по сумме ранговых мест четырех туров олимпиады. При равенстве набранных баллов, исходя из порядка проведения заключительного этапа, отдается предпочтение участнику, который показал наибольшее количество занятых призовых мест, в случае данного равенства – предпочтение отдается месту занятому участником в 3 туре (УФП).

Теоретический тур состоит из тестовых заданий открытого, закрытого типа и заданий на соответствие. В зависимости от этапа проведения олимпиады данный тур включал различное количество заданий.  Так, например, на 3 этапе первый (теоретический) тур включал 30 вопросов закрытого типа, 15 вопросов открытого типа и 5 заданий на соответствие.

Вопросы были различной тематики, составленные из раздела учебной программы основы физкультурных знаний. При подготовке к олимпиаде по предмету необходимо открыть учебную программу и тщательно изучить и проработать данный раздел программы. Разработчики постарались учесть все разделы программы, включали вопросы из разделов: Олимпизм и олимпийское движение, Олимпийские игры древности, Здоровый образ жизни, Методика самостоятельных занятий, Физические качества, Основы видов спорта, Правила безопасного поведения на физкультурных и спортивных занятиях. В программе раздел требования к учащимся, заканчивающим X и XI классы учреждения общего среднего образования, даны основные термины и понятия, которые могут составлять основу для открытых вопросов. Вопросы на соответствие включают разделы из правил спортивных игр, олимпийской символики, пиктограммы, великие знаменитые спортсмены, олимпийские чемпионы РБ, вопросы о физических качествах и упражнений, направленных на их развитие и др. Организационный комитет каждого этапа олимпиады, определяет время, отведенное на выполнение данного тура (от 1 до 3 часов). В этом учебном году подведение итогов производится по рангу от наибольшего выполнения тестовых заданий, при равенстве набранных баллов, участникам присуждаются одинаковые места.

В программу практических туров олимпиады включены такие виды как плавание 50 м. вольным стилем, тестирование физической подготовленности и физические упражнения (технические приемы) из спортивных игр.

Плавание 50 м. Участник самостоятельно выбирает вид плавания, можно чередовать различные виды плавания. Старт участник может выполнять как с тумбочки (бортика), так и непосредственно с воды. Результат фиксируется с точностью до 0.01 сек. Подведение итогов осуществляется по ранговому месту показанного наименьшего времени, при равенстве набранных мест, участникам присуждаются одинаковый ранг.

Условия выполнения тестовых упражнений 3 тура (УФП) прописаны в учебной программе. Участники выполняют 4 тестовых упражнения: челночный бег 4х9м, прыжок в длину с места, подтягивание в висе на высокой перекладине (юноши), поднимание туловища за 1 минуту (девушки), наклон вперед из исходного положения «сидя на полу». Основное условие, что участник выполняет данные тестовые упражнения в строгом порядке (4х9м, - прыжок – силовая гимнастика – наклон вперед). Челночный бег 4х9м участник выполняет один, 2 попытки, лучшая идет в зачет. Прыжок в длину с места – 3 попытки, лучшая в зачет. Силовую гимнастику рекомендуется выполнять на гимнастическом коврике (девушки) и гимнастической перекладине (юноши). Наклон вперед выполняется согласно условиям выполнения тестовых упражнений учебной программы.

4 тур олимпиады включает в себя задания и технические приёмы спортивных игр. Было много споров и предложений по условиям проведения, содержимого данного тура олимпиады. Например, в Гродненской области 2 этап олимпиады включал в себя комплексное упражнение, состоящее из технических приёмов четырёх изучаемых спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол). Данный комплекс наиболее четко отражал и показывал все положительные и отрицательные стороны участника, члены жюри могли увидеть в чём участник действительно «мастер», а где он не показывает должного результата. При подведении итога данного упражнения фиксируется общее время выполнения всех технических приёмов четырёх спортивных игр, суммируется штрафное время, который участник заработал при выполнении упражнений (неправильное ведение, падение, касание стойки, не точное попадание и др.). Выводится ранг по наименьшему общему времени.

3 этап (областной) проводился по иной системе. Разработчики олимпиады руководствуясь программой по физической культуре и здоровью остановились на том, что участник должен выбрать спортивную игру, до начала проведения 3 этапа. После вскрытия конвертов заданий по видам спорта, участникам было предложено выполнение трёх упражнений в каждом виде спортивных игр. Первое упражнение включало в себя оценивание целевой точности выполнения упражнений (штрафные броски, пенальти, передачи мяча в определённую зону). Результат фиксировался по количеству попаданий (количеству набранных баллов). Второе упражнение включало в себя сочетание технических приёмов (ведение мяча) с челночным бегом. Результат фиксировался по общему времени выполнения задания, с учётом штрафного времени. Третье упражнение включало в себя комплексное выполнение технических приёмов и их сочетание, выполняемое на время. Исходя из учебной программы в данный комплекс включалось от 4-6 технических приёмов, которые в сочетании составляли комплексное выполнение данных упражнений. Итог данного тура подводился электронной программой, разработанной разработчиками олимпиады (АСПИО_2019), которая сравнивала между собой четыре спортивных игры.

Конечно же многим интересно, что же всё-таки будет включено в 4 тур олимпиады заключительного этапа. Несомненно, разработчики не будут уклонятся от учебной программы. Нам, учителям физической культуры, необходимо четко проработать и изучить теоретический раздел программы, разрабатывать свои комплексы выполнения упражнений и их сочетания, выполнять данные виды упражнений в усложнённых условиях, совершенствовать физические качества, и не забывать про навыки умения плавать. Только в этом случае, мы действительно, воспитаем универсального будущего учителя физической культуры, который гордо скажет: Я был первым, кто участвовал в первой республиканской олимпиаде по предмету: «Физическая культура и здоровье»! Ведь в этом и есть залог нашего успеха.

СЕРГЕЙ ПОГРЕБНЁВ, заместитель директора по учебной работе средней школа №11 имени генерала армии А.И. Антонова г. Гродно