От ловкости к успеху
В последнее время значительно увеличился объём деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, способности к концентрации, переключению внимания, пространственно-временной точности движений. Все эти способности в теории физического воспитания связаны с понятием «ловкость».
Как отмечает Е. Ф. Желобкович, к развитию ловкости приводит не только систематическое разучивание с детьми новых упражнений, но и выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в соревновательных игровых упражнениях и эстафетных заданиях детям приходится непрерывно переключаться с одних движений на другие, заранее не обусловленные; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями сверстников.
Работа по развитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста включает подготовительный, основной и заключительный этапы. Подготовительный этап состоит из серии мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетенции: изучение педагогической и специальной литературы, разработки картотеки игр-эстафет, сценариев спортивных досугов, праздников и физкультурных занятий. В основной этап входит внедрение в занятия по физической культуре соревновательного метода, а заключительный посвящён подведению итогов и обобщению опыта.
Для привлечения интереса к играм и эстафетам была оснащена развивающая предметно-пространственная среда. Созданы грядка с морковками, тоннели, мешки-прыгуны и другие необходимые атрибуты. Воспитанникам было предложено сделать книгу «Сказочных эстафет», придумав к каждой из них карточку с изображением героя или атрибут.
Посредством соревновательного метода успешно решаются образовательные и воспитательные задачи: развивается ловкость, закрепляются и совершенствуются приобретённые ранее двигательные умения и навыки, повышается общая работоспособность организма, воспитываются определённые черты личности. Соревновательный метод может быть использован и в других формах физического воспитания. Например, так можно проводить утреннюю гимнастику («Чьё звено быстрее соберётся?», «Передал – садись», «Мяч капитану» и др.).
Развивая ловкость, ребенок быстрее осваивает новые движения, а также их сочетания, учится менять поведение в зависимости от изменяющихся условий. Это качество необходимо в современном мире, так как без него сложно достигнуть успеха в том или ином деле.
Задачи: повышать общую работоспособность и выносливость организма в процессе увеличения объёма, интенсивности и разнообразия физических нагрузок; воспитывать физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость), творчески переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную деятельность; содействовать проявлению творческой активности; воспитывать желание самостоятельно организовывать простейшие соревнования со сверстниками.
Материалы и оборудование: фонограмма песни «Утренняя гимнастика» (сл. и муз. В. Высоцкого); большой Цветок здоровья и его маленькие изображения; картинки «Малыш-крепыш»; эмблемы команд; 2 ведра; 2 обруча; 2 магнитные доски; 2 стульчика; 2 куба; 2 летающие тарелки; магниты; карточки с полезными и вредными продуктами; карточки с предметами гигиены, полотенца и кегли (по количеству участников); стойки с гимнастическими палками; стойка с натянутой верёвкой; воздушные шары (с утяжелителем); лепестки с правилами здорового образа жизни; канат; подборка стихотворений (портал «Планета детства»).
Ход занятия
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас физкультурное занятие «Мы за здоровый образ жизни!». Это праздник ловкости и смелости, радости и здоровья. Знаете ли вы, какие нужно выполнять действия, чтобы быть здоровыми? (Ответы детей.). Ребята, посмотрите, что я вам принесла. (показывает Цветок здоровья с разноцветными лепестками). Этот цветок подскажет, правильными ли были наши ответы и знания о здоровом образе жизни. Каждый его лепесток – это правило, которое нужно выполнять, чтобы быть здоровым, умным и красивым (отрывает один лепесток и читает).
Чтобы быть здоровыми,
Бегать и играть,
Надо вам, ребята,
Много правил соблюдать.
Быть здоровым – это модно!
Дружно, весело, задорно
Становитесь на зарядку.
Организму – подзарядка!
Ритмическая гимнастика
Проводится под фонограмму песни «Утренняя гимнастика».
1. Исходное положение (и. п.) – основная стойка, 1 – поднять руки и развести в стороны; 2 – руки на пояс. Повторить 4 раза.
2. И. п. – основная стойка. 1 – руки вверх, правая нога назад; 2 – вернуться в и. п.; 3 – руки вверх, левая нога назад; 4 – вернуться в и. п. Повторить по 2 раза для каждой ноги.
3. И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Изобразить ногами «велосипед». Повторить 15 с.
4. И. п. – лёжа на животе, руки на предплечья. Сгибание и разгибание ног. Повторять 20 с.
5. И. п. – широкая стойка. 1 – приседание, руки в стороны; 2 – вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
6. И. п – узкая стойка. 1 – наклон туловища вправо; 2 – вернуться в и. п.; 3 – наклон туловища влево; 4 – вернуться в и. п. Повторить по 2 раза в каждую сторону.
7. И. п. – узкая стойка. 1 – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – вернуться в и. п. Повторить 4 раза.
8. И. п. – узкая стойка. Ходьба на месте, перекатом с пятки на носок. Повторять 12 с.
9. И. п. – узкая стойка. 1 – шаг вправо, правая рука в сторону; 2 – вернуться в и. п.; 3 – шаг влево, левая рука в сторону; 4 – вернуться в и. п. Повторить 4 раза в каждую сторону.
10. И. п. – основная стойка. 1 – прыжок, ноги врозь широко, руки в стороны; 2 – вернуться в и. п. Повторить 10 раз.
11. Ходьба на месте 10 с.
Ведущий. Первое правило на пути к здоровью выполнили – сделали зарядку. А теперь необходимо разделиться на команды.
Ребята делятся на 2 команды и получают эмблемы.
Ведущий. Итак, встречайте! Команда «Богатыри» и команда «Спортсмены»! Прошу команды поприветствовать друг друга.
Спортсмены. Наш девиз:
Мы – ребята смелые, сильные, умелые!
Если захотим, «Богатырей» мы победим!
Богатыри. Наш девиз:
Мы – весёлые ребята, любим, бегать и играть!
Ну, попробуйте, «Спортсмены», победить и перегнать!
Ведущий (отрывает второй лепесток и читает).
Витамины нам полезны,
Это точно знаем мы.
Только их не из таблеток
Мы употребляем.
Получаем их из пищи
Вкусной и полезной.
Где же прячутся они?
Очень интересно!
Полезные продукты
Задачи: закрепить умение выбирать полезные продукты; воспитать культуру питания.
Звучит музыка. Дети бросаются врассыпную. Когда музыка заканчивается, каждая команда бежит к своей магнитной доске (отмеченной магнитом-эмблемой) и выбирает из предложенных карточек полезные продукты. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
Ведущий. Молодцы! Давайте теперь проверим, правильно ли вы разобрали продукты (команды проверяют друг у друга.). А сейчас поможем зайцу собрать вкусную и полезную морковь.
Зайцы и морковки
Задачи: закрепить представления о влиянии продуктов на здоровье; формировать умение радоваться успехам партнёра по игре.
Каждая команда выстраивается вокруг своего обруча – «зайцы в домиках». На другой стороне зала разбросаны кегли – «морковки в огороде». Каждый участник бежит за кеглей и возвращается на своё место. Побеждает команда, которая первой собрала морковки.
Ведущий (отрывает следующий лепесток).
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Закаляйся – не болей
Задачи: формировать потребность в закаливающих процедурах; развивать ловкость, быстроту.
Команды выстраиваются в две колонны. На другой стороне зала стоят вёдра в обручах и стульчик. Участник с полотенцем на шее бежит к стульчику, вешает полотенце, встаёт в обруч, берёт ведро, «обливается», «вытирается» полотенцем, вешает его на стул и бежит обратно, где передаёт эстафету следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Подари солнышко
Задачи: закрепить представления о том, что здоровым и красивым тело делают физические упражнения и свежий воздух.
В противоположных сторонах зала стоят участники команд. Пока звучит музыка, дети перебрасывают воздушные шары («дарят солнышко») на сторону противника. Когда музыка останавливается, побеждает команда, на чьей стороне останется меньше шаров.
Ведущий. Молодцы, прекрасно справились с заданием! (Отрывает следующий лепесток).
Чтоб здоровым, крепким быть,
Надо развиваться.
И для тела и души
Спортом заниматься.
Для следующей эстафеты командам нужно перестроиться в две колонны.
Большая тренировка
Задачи: развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умения переносить накопленный двигательный опыт в игровую деятельность.
Участники проходят полосу препятствий: пролезают под гимнастической палкой, прыгают из обруча в обруч, перешагивают куб и бегом возвращаются. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Перетягивание каната
Задача: развивать силовые способности.
Команды по сигналу начинают перетягивать канат. Побеждает команда, которая перетянет другую на свою сторону.
Ведущий (отрывает последний лепесток).
Чистота – залог здоровья,
Чистота нужна везде:
Дома, в группе, на работе,
И на суше, и в воде.
Для следующей игры команды должны перестроиться в два круга.
Тарелка чистоты
Задачи: формировать культурно-гигиенические навыки; закрепить умения действовать совместно в разных видах деятельности.
Каждая команда образует круг. У капитана летающая тарелка с карточками. По сигналу её передают по кругу, причём каждый игрок берёт одну карточку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.
Отгадай, что покажу
Задачи: формировать культурно-гигиенические навыки; развивать творчество, воображение.
Участники обеих команд держат в руках карточку, которую вытянули в предыдущей игре. Игроки по очереди выходят и показывают для другой команды любое действие с изображённым на ней предметом (расчёсываются, чистят зубы, намыливаются и т. д.). Задача противника – отгадать его. Чья команда больше отгадала предметов, та и победитель.
Ведущий. И последняя игра, для которой нужно вспомнить все правила здорового образа жизни.
Собери Цветок здоровья
Задачи: развивать ловкость, быстроту; воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.
Участники команд бегут к магнитной доске и приклеивают лепестки с правилами здорового образа жизни. Побеждает команда, которая быстрее справиться с заданием.
Ведущий. Молодцы! Теперь, ребята, я уверен в том, что вы ведёте здоровый образ жизни.
Подводятся итоги. Побеждает дружба.
Ведущий.
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, –
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
И в саду, и дома.
Ребята, сегодня кто-то узнал что-то новое? (Ответы детей.). Предлагаю взять маленький Цветок здоровья, если вам понравилось выполнять правила здорового образа жизни, и Малыша-крепыша, если не понравилось. Пусть он будет напоминать вам, что всё-таки нужно заботиться о своём здоровье.
Дети получают призы и под музыку покидают спортивный зал.
НАТАЛЬЯ ЦВИРКО, руководитель физического воспитания Стародорожского дошкольного центра развития ребёнка Минской области