От А до Я: современный урок физкультуры
Каких перемен требует сейчас дисциплина «Физическая культура и здоровье»? Как заинтересовать поколение Z? Что такое кроссенс? Предлагаем наиболее продуктивные формы и методы работы с учащимися, направленные на решение задач современной физкультуры.
Всё в мире меняется: и промышленность, и культура, и спорт, и наука. Не отстаёт и общество. Современные дети развиваются в условиях инновационных компьютерных технологий, увлекаются компьютеризированными средствами досуга. Им сложно и неинтересно воспринимать привычный нам процесс обучения. Поэтому перемены необходимы и в области образования.
Наиболее важными и ожидаемыми обществом и личностью результатами освоения предмета «Физическая культура и здоровье» являются укрепление здоровья, профилактика заболеваний, формирование здорового образа жизни учащихся. К социально значимым результатам относятся
достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряжённым режимом обучения.
При изучении предмета «Физическая культура и здоровье» также создаются наиболее благоприятные условия для выявления спортивно одарённых детей. Это позволяет не только направлять их в различные спортивные секции, но и воспитывать своих спортсменов для защиты чести школы на соревнованиях различного уровня, формируя тем самым у ребят мотивы для повышения общей физической подготовленности. Значит, урок не может ограничиваться только оздоровительной физкультурой. Важно создать оптимальные условия для сохранения и развития способностей каждого ребёнка.
В настоящее время дети меняются, а урок остаётся традиционным. Разумеется, скопленный за века опыт попрежнему необходим. В частности, на физкультуре нельзя обойтись без традиционных требований к дисциплине и порядку. Любой урок имеет огромный потенциал для решения задач, однако выбираемые для этого средства зачастую не могут привести к ожидаемому результату.
УРОК БУДУЩЕГО
Организация учащихся на уроке физкультуры начиная с 5-го класса планируется раздельно по половому признаку. Например, по расписанию одновременно ставятся уроки физической культуры и здоровья двум классам одной параллели, но один учитель выходит работать с девочками, а другой с мальчиками. Это даёт возможность изначально сориентировать свою деятельность на определённых учащихся и более конкретно её спланировать.
Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. При проведении занятий лучше отдавать предпочтение индивидуальному и групповому обучению.
Преподаватель делит учащихся класса на подгруппы по уровню подготовленности: физически одарённые дети, ребята с общей физической подготовленностью, или основная группа, и подготовительная группа. В каждой подгруппе отрабатывается своё (по уровню сложности) упражнение или вид деятельности согласно разделу и теме урока. На этапах повторения либо совершенствования какого- нибудь действия или задания учащиеся из одарённой группы могут
выполнять роль помощников учителя, инструкторов. Организованный таким образом урок будет наиболее продуктивен для каждой подгруппы.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Оно по-прежнему состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Рассмотрим их подробнее.
1. Подготовительная часть
Изменения стратегии проведения урока здесь касаются таких элементов, как построение, сообщение задач и целеполагание. Так, построение класса является чуть ли не основным способом организации учащихся для большинства педагогов. В начальной школе это полностью
оправданно. Тут важно научить детей порядку и дисциплине, основным строевым элементам. В среднем звене можно уже экспериментировать: строить по росту, размеру обуви, первой букве имени (в алфавитном порядке) и т. д. Это улучшает эмоциональный фон и заменяет упражнения на внимание. В старших классах следует вообще отказаться от построения. Таким образом можно постепенно преодолеть авторитарный стиль общения между учеником и учителем.
Сообщение задач и целеполагание. В современном уроке учащимся предлагается самим определить цель занятия, отметив границы знания и незнания. Зашифровать её и проверить теоретическую готовность детей воспринимать последующий материал можно с помощью метода «кроссенс». Это составление посредством взаимосвязи изображений ассоциативной цепочки-рассказа. Они расставлены так, чтобы каждая картинка имела связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяла по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Например, на картинке 1 зашифрованы лёгкая атлетика и тема из неё – «Прыжок в высоту способом перешагивания ("ножницы")», на 2 спрятаны волейбол и тема «Нападающий удар», а на 3 – баскетбол и тема «Командная защита 2–1–2». Это подводит учащихся к конкретному разделу программы и помогает актуализировать теоретические знания, которые учитель давал на предыдущих уроках.
Кроссенс можно использовать не только в подготовительной части урока, но и в основной, а также при организации работы учащихся, освобождённых от занятий по предмету.
Разминка. При выполнении подготовительных упражнений в начальной школе наиболее актуальны сюжетные моменты. В среднем и старшем звене всё большую популярность набирают флешмобы, челленджи, квесты и другие совместные упражнения.
2. Основная часть
В младшем школьном возрасте детям неинтересно выполнять упражнения без понимания «зачем?» и «почему именно так?». Объяснения учителя о пользе выполнения тех или иных упражнений или видов деятельности вряд ли будут услышаны и поняты в полной мере. Стимулировать активность учащихся, раскрыть их творческие силы и возможности позволяют нестандартные формы организации урока, которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Так, очень продуктивны сюжетные уроки, уроки-путешествия.
Интерес школьников также повышают нестандартные упражнения, поскольку они сложно координируемые и с применением необычного инвентаря (длинная скакалка, полиэтиленовые пакеты, кегли, пластиковые бутылки, покрывала и др.). На своих занятиях я сочетаю различные
виды деятельности, например, роупскиппинг (прыжки через скакалку или длинную верёвку с использованием разнообразных трюков, прим. ред.) и элементы баскетбола/волейбола. Ни один урок физической культуры не проходит без игрового либо соревновательного компонента. Например, использую народные подвижные (лапта, салки, «Горячая картошка») и спортивные игры (футбол, хоккей и др.), а также их совмещение: баскетбол + футбол, волейбол + футбол и т. п. Кроме того, весьма популярны среди учащихся такие нестандартные игры, как фастбол (с элементами бейсбольных подач) или бланкетбол.
3. Заключительная часть
Повышению мотивации к занятиям физкультурой, в том числе к самостоятельным, способствует использование на уроках комплексов дыхательной гимнастики, игр на координацию и внимание, элементов йоги.
ДОЛЖНА БЫТЬ «ИЗЮМИНКА»
Музыкальное сопровождение занятий – ещё один способ увеличить их эффективность. Оно улучшает усвоение изучаемого материала и эмоциональный фон, способствует повышению настроения, снижает утомляемость. Музыкальные произведения следует подбирать с учётом запросов учащихся. Создайте аудиотеку из самых современных треков для каждой возрастной
группы.
Музыка может звучать на всех частях урока: подготовительной (в качестве фона для выполнения общеразвивающих упражнений на месте и в движении), основной (при проведении игр, эстафет, соревнований, закреплении и совершенствовании умений и навыков), заключительной (при выполнении упражнений релаксации, стретчинга, рефлексии).
Помните, в каждом занятии должна быть «изюминка»: интересный факт, красивый опыт, история, нестандартный подход. Что-то, что обязательно запомнится.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Но неоспоримо одно – он должен быть одушевлён личностью учителя. Каким будет занятие, зависит только от вас!
ТЕКСТ: ОЛЬГА ПОГРЕБНЁВА, учитель физической культуры и здоровья средней школы № 38 г. Гродно
ФОТО: из архива автора