Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Олимпийцы – это про нас!

Олимпийское образование – это, с одной стороны, средство спортивно-гуманистического образования детей и молодёжи как части всестороннего гуманитарного образования, с другой -- средство формирования здорового образа жизни, который является фундаментом укрепления здоровья нации, с третьей -- основа профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Делимся опытом интеграции идей олимпизма, физической культуры и спорта, здорового образа жизни в образовательный процесс.

Целью олимпийского образования является приобщение детей и молодёжи к духовно-нравственным, гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, олимпийского движения и Олимпийских игр. В то же время исследователи отмечают недостаточно высокий уровень теоретических знаний по этой теме у современных школьников. На фоне развития и позитивных изменений, произошедших за последние годы в сфере белорусского спорта, всё больше внимания уделяется поиску новых, нетрадиционных подходов в области олимпийского образования.
Учителями физической культуры и здоровья средней школы № 181 г. Минска разработана программа интеграции в образовательный процесс знаний об олимпийском движении, его принципах, идеалах и ценностях. Программа, включающая в себя различные направления информационно-просветительской, воспитательной и физкультурно-массовой работы, была реализована на базе школы, показала хорошие результаты и получила положительные отзывы со стороны обучающихся, родителей и учителей.

Цель программы: интеграция олимпийского знания и принципов олимпизма в образовательный процесс для формирования представления об олимпийском движении и индустрии спорта.

Задачи: дать школьникам наиболее полное представление об истории Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских ценностей; пропагандировать здоровый образ жизни, привлекать детей к систематическим занятиям спортом и развивать на этой основе их творческие способности; пробуждать чувство патриотизма, гордости за белорусских спортсменов, родную страну.

Участники программы: учащиеся I–XI классов, педагоги и классные руководители, родители, руководители спортивных секций, учителя физической культуры.

Формы просветительской деятельности: научно-практические конференции (НПК), викторины, беседы, лекции, дискуссии, круглые столы, фестивали.

Воспитательная работа: создание агитбригад; организация отряда юных волонтёров; проведение спортивных соревнований; выпуск информационных листовок, буклетов, газет, видеосюжетов, организация работы сайта; проведение праздников, вечеров, прогулок, экскурсий; в будущем планируется создание школьной бизнес-компании.
На подготовительном этапе для более качественной реализации программы было проведено анкетирование участников образовательного процесса с целью определения их интересов. Это дало возможность обозначить основные направления работы. По каждому из направлений были определены кураторы из числа учащихся и преподавателей, которые отвечали за свой фронт работ.

Программа включает в себя комплекс действий по организации информационных, познавательных, спортивно-развлекательных мероприятий на базе школы. Мероприятия проводятся при поддержке администрации школы и заинтересованных организаций.

Стоит отметить, что тематика мероприятий, входящих в план работы, спроектирована таким образом, чтобы дать учащимся наиболее полное представление об идеологии, философии, ценностях олимпийского и паралимпийского движения, вехах, истории Олимпийских и Паралимпийских игр, особенностях подготовки и участия спортсменов в соревнованиях.

Предлагаем идеи для организации физкультурно-массовой и оздоровительной работы в рамках данной программы. Как показал опыт, они вызывают живой интерес у учащихся и надолго запоминаются.

«Эвристическая олимпиада» – такое название получил интеллектуальный проект. Ребята выбирают вид спорта, описывают его с точки зрения биологов, физиков, математиков. Разрабатывают подвижную игру, связанную с выбранным видом спорта, а после демонстрируют её в спортивном зале. Данное мероприятие позволяет взглянуть на спорт глазами «физиков и лириков».

«СтронгМэнКап» – силовое многоборье для старшеклассников, которое можно приурочить к 23 февраля. Подросткам необходимо пройти несколько этапов соревнований и проявить свои силовые способности при выполнении нестандартных упражнений.

«Kinect Gamеs». Kinect – это бесконтактный сенсорный игровой контроллер, который позволяет пользователю взаимодействовать с компьютерной игрой без помощи контактного игрового контроллера через устные команды, позы тела и показываемые объекты или рисунки. Применение данного устройства позволит ребятам практически принять участие в Олимпийских играх. В основу проекта положена компьютерная игра London 2012: the Official Video Game of the Olympic Games, разработанная по лицензии Международного олимпийского комитета. В игре представлено более 30 различных спортивных дисциплин.

«Олимпийский каламбур». Данное мероприятие лучше проводить во время Недели спорта и здоровья. В течение учебного дня на переменах ребятам предлагается поучаствовать в спортивных конкурсах, лотереях, выполнить теоретические и практические задания. Школьники зарабатывают баллы, на основании которых выставляется рейтинг. Наравне с учащимися в мероприятии могут принять участие и учителя-предметники.

Проект «Олимпийская лотерея». Ребята приобретают лотерейные билеты в обмен на канцелярские принадлежности, предметы личной гигиены, игрушки, детскую одежду. В дальнейшем все эти вещи передаются в малообеспеченные семьи и детские дома. Выбор призов для участников лотереи зависит от организаторов. Это может быть спортивный инвентарь, абонемент в бассейн и многое другое.

Проект «Физкультурно-экономическая неделя». Ребятам предстоит решить ряд задач, так или иначе связанных с физической культурой и спортом. Но для этого им необходимо заключить с учителями и администрацией «трудовой договор», в котором будут описаны условия сотрудничества и «оплата» выполнения заданий. То есть школьники получают возможность заработать виртуальные деньги, которые они смогут положить в виртуальный банк или потратить на специально организованных ярмарках. Можно проводить соревнования среди разных команд и по разным видам спорта, осущнствлять трансферы игроков. Такое мероприятие даёт возможность ребятам получить экономические знания, которые пригодятся в обычной жизни.

«Games zone» – это клуб по интересам, в котором ребята могут на переменах, после уроков или в субботний день поиграть в настольные и подвижные игры, что является прекрасной альтернативой компьютерным играм и мобильным приложениям.

Проект «Sports School» позволит заинтересованным ребятам получить навыки судейства, проведения спортивных мероприятий и занятий в роли инструкторов. Также проект включает организацию семинаров и занятий для классных руководителей и родительской общественности с целью повышения их спортивной грамотности.

Спортивный отряд «Спарта». Увлекательное и полезное времяпровождение для обучающихся организуется в дни каникул. Примерный план работы отряда: «День знакомств», «День повышения самооценки», «День плавания», «День истории», «День тимбилдинга», «Волонтёрский день “Полный вперёд”».

На подготовительном и заключительном этапах реализации программы в рамках МО учителей физической культуры и здоровья проводилась оценка знаний учащихся по разделу школьной программы «Олимпизм и олимпийское движение» по предмету «Физическая культура и здоровье», а в течение года -- мониторинг посещаемости спортивных мероприятий, тестирование и анализ двигательной активности школьников, опросы (анкетирование) обучающихся, родителей, учителей.

Результаты измерений и опросов показали, что реализация программы:
увеличила мотивацию обучающихся к посещению как уроков физической культуры и здоровья, так и физкультурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
позволила существенно увеличить количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и ориентированных на спорт, что является важным средством формирования приверженности к здоровому образу жизни;
создала реальную возможность для отбора талантливых детей и подростков в спортивные секции;
способствовала эффективной реализации олимпийского образования в общеобразовательном учреждении;
повысила деловую и спортивную активность детей и подростков;
способствовала внедрению разнообразных форм и увеличению количества спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.

Подобная форма работы может быть с успехом реализована на базе любого учреждения образования.

ДМИТРИЙ МИРОНОВИЧ, учитель-методист физической культуры и здоровья, мастер спорта Республики Беларусь по гребле на байдарках и каноэ, тренер по общей физической подготовке, тренер образовательной площадки по подготовке специалистов фитнес-индустрии «Эволюция фитнеса»