Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Межполушарная координация. Основы тренировки

Сенсорная интеграция – это отлаженный процесс получения и обработки всех видов информации (зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, характеризующей воздействие силы тяжести и положение тела в пространстве и др.). Слаженная работа мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. При нарушении межполушарного взаимодействия у детей возникают проблемы с пространственной ориентацией, развитием речи, чтением и письмом, адекватным эмоциональным реагированием. Улучшить и развить межполушарную координацию помогают специальные упражнения.

Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. Важная функция межполушарной координации – согласование работы разноимённых конечностей и подготовка нашего организма к основному двигательному паттерну – ходьбе. При регулярном выполнении перекрёстных движений (движения разноимённых конечностей) образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию не только двигательных, но и высших психических функций.
Мозолистое тело, координирующее одновременную работу обоих полушарий, интенсивно развивается до семи лет, поэтому в этом возрасте важно максимально разнообразить двигательную активность ребёнка.

Чтобы оценить межполушарную координацию, существует специальный тест, который можно провести в игровой форме.

Тест -игра
Исходное положение – стоя, одна рука за спиной. Учитель физкультуры притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (кроме большого) учащегося в произвольном порядке. Ребёнок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге и какого пальца было прикосновение. Если учащийся ошибается в более чем 30 % случаев, это свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия.

Предлагаю набор упражнений для тренировки межполушарной, а значит, и пространственной координации, которые можно с успехом использовать в разминке в начале занятия и в его основной части (для заполнения паузы между подходами). Также эти задания можно применять для организации досуга учащихся младших классов и специальных занятий, направленных на коррекцию чтения и правописания, улучшение настроения.

Данный набор упражнений, как и другие необычные формы организации занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», повышают мотивацию к занятиям спортом и физической культурой, а также позволяют сохранить и преумножить здоровье учащихся.

Цикл упражнений «Прыжки»
Основная идея – в выполнении различных или одинаковых упражнений разно- и одноимёнными конечностями. В качестве усложнения можно добавить декламацию стихотворения, поговорки и высший пилотаж –проговаривание предложений в обратном словесном порядке.



1. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
•    ноги вместе – руки врозь;
•    ноги врозь – руки вместе;
•    ноги вместе – руки вместе;
•    ноги врозь – руки врозь.
•   
2. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
•    ноги вправо – руки влево;
•    ноги влево – руки вправо;
•    ноги вправо – руки вправо;
•    ноги влево – руки влево.
•   
3. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
•    левая рука вперёд, правая рука назад + правая нога вперёд, левая нога назад;
•    левая рука назад, правая рука вперёд + правая нога назад, левая нога вперёд;
•    левая рука вперёд, правая рука вперёд + правая нога назад, левая нога назад;
•    левая рука назад, правая рука назад + правая нога вперёд, левая нога вперёд.
•   
4. Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:
•    правая рука вверх + прыжок на левой ноге;
•    левая рука вверх + прыжок на правой ноге;
•    правая рука вверх + прыжок на правой ноге;
•    левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Алфавит

Для выполнения данного упражнения подготовьте плакат с русским (английским) алфавитом. Закрепите его на стене, также его может держать один из учащихся. Под каждой буквой произвольно поставьте пометки: Л –левая рука, П – правая, О – обе. Учащийся, глядя на алфавит, должен одновременно называть букву и выполнять движение одной или двумя руками в соответствии с пометкой. Движения могут быть разные – поднять руку, помахать рукой, трижды сжать пальцы в кулак и др. (оговариваются заранее). Можно называть буквы по порядку или по указке ведущего.



 Квадратики

Для выполнения упражнения подготовьте таблицу. Закрепите её на стене, также её может держать один из учащихся. Ребёнок должен, глядя на таблицу, последовательно выполнять заранее изученные упражнения в зависимости от положения квадратика. Например: приседание – подпрыгивание – хлопки в ладоши.  


ДМИТРИЙ МИРОНОВИЧ, учитель-методист физической культуры средней школы № 181 г. Минска