Изменения в учебной программе по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»
В 2023 году в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь № 353 от 24.05.2022 г. откорректированы учебные программы по всем учебным предметам. В результате корректировки отдельные для каждого класса учебные программы по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» были объединены в единую программу. Соответственно, произошли изменения в её структуре (в большей мере) и содержании.
Обновлённая Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для I–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания, включает в себя учебный материал для каждого класса, который представлен в отдельных, одинаково структурированных главах. Содержание тем программы скорректировано с учётом логической последовательности изучения учебного материала, систематичности выполнения заданий, приведено в соответствие с возрастными особенностями практической деятельности учащихся.
Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» структурирована единообразно с программами по всем учебным предметам.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В главе 1 учебной программы описывается специфика содержания программы, особенности организации образовательного процесса, цели и задачи изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» на I, II и III ступенях. Глава 1 включает ожидаемые результаты освоения содержания учебной программы (личностные, метапредметные и предметные) отдельно для I, II и III ступеней, которые обобщают результаты учебной деятельности учащихся, заложенные в содержание учебного предмета для каждого класса в отдельности.
2. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. I ступень образования
Наибольшим изменениям подверглись программы для I–IV классов (главы 2–5). По аналогии со структурой и содержанием программ для V–XI классов весь учебный материал, входящий в программы, разделён на инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент традиционно включает разделы «Основы физкультурных знаний» и «Основы видов спорта». Однако, в связи со спецификой организации образовательного процесса в начальной школе, учебный материал раздела «Основы видов спорта» представлен темами «Элементы лёгкой атлетики», «Элементы гимнастики, акробатики», «Передвижения на лыжах», «Элементы спортивных игр». В содержание тем включены физические упражнения из предыдущих программ, сгруппированные в зависимости от вида спорта.
Учебный материал подвижных игр и игровых заданий для формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств отнесён к вариативному компоненту.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание учебного материала инвариантного компонента по всем темам было проанализировано и распределено по классам с учётом последовательности изучения материала, сложности изучения, систематичности и приращения от класса к классу. Если в I классе мы начинаем изучать упражнения, то в последующих классах данные упражнения усложняются и совершенствуются. Содержание тем соответствует преемственности обучения на каждой ступени образования.
Из содержания учебного материала убраны упражнения, повторяющиеся или упрощающие выполнение движений в последующих классах. Например, в V классе из темы «Гимнастика, акробатика» убраны упражнения, которые изучались в I классе (лазание по наклонной гимнастической скамейке, по гимнастической стенке, перекат назад из упора присев и перекат вперёд в группировке); из темы «Элементы лёгкой атлетики» в I классе убраны упражнения, которые предлагается изучать начиная с IV класса (техника высокого старта, бег с высокого старта).
Также в программе произведена корректировка отдельных формулировок тем и упражнений. Например, прыжок в длину согнув ноги во всех главах прописан как «прыжок в длину способом “согнув ноги”». Во всех главах содержания учебного предмета для классов материал структурирован одинаково. Так, раздел «Основы физкультурных знаний» включает темы «Правила безопасного поведения учащихся», «Гигиенические знания», «Здоровый образ жизни», «Правила самостоятельных занятий, самоконтроль», «Олимпизм и олимпийское движение». Тема «Лёгкая атлетика» представлена едиными для всех классов частями: «Ходьба», «Бег», «Прыжки», «Метания». Однако все физические упражнения, которые были обязательны для изучения и оценки техники выполнения в предыдущих учебных программах, остались в новой учебной программе.
В каждой изучаемой теме в программе имеется перечень «Ограничение физической нагрузки», который позволяет учителю подбирать предлагаемые программой упражнения с учётом медицинских показаний и состояния здоровья учащихся.
4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ИНВАРИАНТНОГО КОМПОНЕНТА
Увеличено количество часов на изучение раздела «Основы физкультурных знаний» в связи с тем, что в каждой четверти затрачивается время на обучение учащихся правилам безопасного поведения, да и количество учебного материала в разделе достаточно большое.
В программе скорректировано количество часов на изучение тем раздела «Основы видов спорта», так как в предыдущих программах оно разнилось от класса к классу. Например, на изучение лёгкой атлетики в I–VI классах выделялось 12 часов, в VII классе – 10 часов, в VIII классе – снова 12 часов. Соответственно, в новой учебной программе время перераспределено следующим образом: I–VI классы – по 12 часов, VI–IX классы – по 10 часов, X–XI классы – по 9 часов.
В программе скорректировано время, отводимое на изучение учебного материала в IX и XI классах (68 часов вместо 70) в соответствии с пунктом 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании – «Уменьшение количества часов за счёт вариативного компонента».
5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Для каждого класса отдельно в программе сформулированы «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся». В требованиях перечислено, что учащийся должен: «знать и понимать (иметь представление о(об))», «знать и соблюдать», «выполнять», «использовать приобретённые знания, умения, навыки на уроках и в повседневной жизни».
Требования к результатам учебной деятельности учащихся позволят учителю определять и формулировать цели и задачи к учебным занятиям, проводить диагностику знаний и умений учащихся по итогам изучения тем.
В требованиях для V–XI классов перечислены упражнения («выполнять»), обязательные для изучения и оценки техники выполнения.
Для анализа динамики индивидуального уровня сформированности двигательных навыков и уровня развития физической подготовленности в программе для каждого класса есть таблицы: «Шкала оценки уровня физической подготовленности учащихся» и «Шкала оценки уровня сформированности двигательных навыков». Данные таблицы определяют цифровой результат выполнения обязательных упражнений. Таблицы не корректировались.
6. ТЕСТИРОВАНИЕ
В связи с тем что тесты, выполняемые при определении уровня физической подготовленности учащихся, включены в содержание программы в темы «Лёгкая атлетика» и «Гимнастика, акробатика», отдельно для проведения тестирования часы в программе не выделяются. Оценку (контроль) упражнений в рамках тестирования учитель проводит тогда, когда изучает данный материал, в сроки, указанные в Инструктивно-методическом письме: первое тестирование – в течение первой четверти, второе – не позднее последней учебной недели учебного года.
7. ВАРИАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
Содержание учебного материала вариативного компонента для учащихся V–X и X–XI классов осталось без изменений.
В тему «Плавание» включены упражнения, направленные на формирование навыков самоспасения и спасения на воде, представленные в приложении 2 к учебной программе.
ЕЛЕНА ЧУЖБА