Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Если ребёнок гиперподвижен...

Двигательная активность. Важнейший компонент образа жизни и поведения дошкольников и один из главных критериев школьной зрелости первоклассника. Способ познания мира и ориентирования в нём. Фактор, влияющий на формирование организма и его развития в целом. Что если ребёнок гиперподвижен?

Двигательная активность зависит от функциональных возможностей организма, условий жизни, индивидуальных способностей, организации физического воспитания. По мнению исследователя В.А. Шишкиной, двигательная деятельность и мозговая активность в значительной степени определяют умственную и физическую работоспособность. У ребёнка вырабатывается двигательный стереотип в соответствии с индивидуальными потребностями организма и в зависимости от типа нервной системы. Общепринятыми критериями оценки суточной двигательной активности являются её продолжительность, объём, интенсивность и содержание. Индивидуальные различия в этих показателях настолько велики, что специалисты выделяют три основные группы: оптимально подвижные, малоподвижные и гиперподвижные дети. При этом один и тот же уровень двигательной активности для одних может быть оптимальным, а для других – недостаточным или чрезмерным.

Наибольшая трудность в работе с гиперподвижными детьми связана с тем, что они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, не усидчивы на занятиях, постоянно двигаются. При этом их деятельность не целенаправленна и мало мотивированна, поэтому они даже не успевают вникнуть в её суть. Часто у таких малышей отмечается неуклюжесть, дискоординация, несформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания.

Во-первых, чрезмерная двигательная активность зачастую приводит к перегрузке детского организма и перевозбуждению нервной системы, оказывая тем самым неблагоприятное влияние на здоровье и уровень физического развития. Во-вторых, она ограничивает социально-адаптивные возможности ребёнка, что обычно влечёт снижение успеваемости. Сталкиваясь с высокими требованиями со стороны взрослых и получая плохие оценки за поведение, эти дети начинают чувствовать себя неисправимыми и никчёмными. К сожалению, педагоги и родители не всегда могут увидеть их таланты, скрытые за чрезмерной подвижностью.

Что делать с гиперподвижностью

Нельзя относиться к гиперподвижным детям, как к непослушным или упрямым. Они просто не могут контролировать себя. Существует мнение, что их обязательно надо ограничивать в движениях, то есть «приучать» к спокойным видам деятельности. Но это не совсем так. Если потребность в движении повышена, она должна быть удовлетворена. Главное правило – не запрещать, а регулировать интенсивность, тренировать навыки управления поведением и вниманием. Необходимо создать такие условия, при которых будут учтены индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, реализованы его потребности в движении и общении со сверстниками, обогащен двигательный опыт и развиты двигательные навыки. То есть выработать оптимальный тип двигательного поведения, способствующий улучшению здоровья и гармоническому физическому развитию.

Помощь таким детям будет эффективной только тогда, когда родители и специалисты вместе позаботятся о том, чтобы малыш научился самостоятельно использовать накопленный двигательный опыт и переносить состояние бездействия. Хорошее подспорье – физкультурные занятия. С одной стороны, они содействуют овладению основными движениями, с другой, обеспечивают удовлетворение двигательной потребности.

Поскольку гиперподвижный ребёнок не может управлять своими движениями (его отличает резкость, быстрота, импульсивность) и всегда стремится дополнительно подвигаться на физкультуре, необходимо дать ему цель и предложить разнообразить двигательную деятельность, в том числе с использованием спортивного оборудования. Например, при проведении утренней гимнастики и других занятий специально для таких детей включаю дополнительные задания, которые требуют точности выполнения, вырабатывают сосредоточенность, настойчивость, выдержку, внимательность, а в условиях ограниченного пространства помогают преодолеть импульсивность и обрести спокойствие.

Подвижная игра – средство разностороннего развития ребёнка. С её помощью можно сформировать умение планировать свои действия и управлять поведением. Условия игры, смена движений, разнообразие оборудования, усложнение правил – всё это способствует оптимизации двигательной активности гиперподвижного малыша. Причем наибольший эффект достигается при назначении его ведущим. Необходимо поощрять детей за соблюдение правил, отмечать успехи, попытки самостоятельно организовать подвижные игры. Пусть это будет условный значок, жетон или похвала – любое одобрение со стороны взрослого.

Большое значение имеют также игры-соревнования, направленные на выработку уверенности: пробежать змейкой, не уронив кегли, постоять на одной ноге на скамейке, забросить все мячи в корзину, прокатить мяч по скамейке одним броском. Полезен вариант парных упражнений, где можно объединить детей с разной подвижностью. Общие задания заставляют приспосабливаться друг к другу, учат общению, умению договариваться, так как приходится выполнять движения с одним пособием на двоих либо на одном оборудовании.

Включаю в занятия и досуг воспитанников и обучение элементам спортивных игр, которые подаю в форме игровых заданий (с подсказками, что надо делать, и направленностью на результат). Например, мяч в ворота, мяч в кольцо, не выпусти мяч из круга, мяч через сетку, партнёру в движении, пронеси мяч на ракетке, отбей волан ракеткой и др. Каждая спортивная игра требует конкретной техники, быстроты реакции, чётких правил.

Полезно привлекать гиперподвижных детей к подготовке и размещению оборудования для занятий. Например, попросить в сюжетных или игровых комплексах продемонстрировать элемент какого-либо общеразвивающего или основного упражнения.

По вечерам в нашем учреждении можно заняться физкультурой самостоятельно. Здесь созданы все условия для творческого применения двигательного опыта. Важно, чтобы ребёнок научился использовать его в различных ситуациях и обстановке, переносить в другие виды деятельности.

Проблема гиперподвижности доставляет много хлопот: и родителям, и педагогам, и самому малышу. Используемые в практике формы, методы и приёмы организации и руководства двигательным развитием детей позволяют выработать умение ставить цель и определять способы её достижения, творчески использовать обстановку и разнообразные движения, трансформировать последние в различные виды деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Тем самым, моя методика даёт шанс гиперподвижным малышам обрести самореализацию и самоконтроль.


Занимаемся играя

Задачи:

закрепить техники выполнения основных движений через игру (построение, ходьба, бег, прыжки, лазание, метание);

развивать ловкость, быстроту, точность движений;

совершенствовать умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке; наработать навыки командной игры.

Оборудование: телефон, фонограмма, открытка, шнур, снежки, мешочки, корзины, мячи, коврики, варежки, гимнастическая лестница.

    Ребёнок заходит в зал.

Ребёнок:

Снежинки за окошком, а я сижу в тоске,

Спит в кресле моя кошка, мне поиграть бы с кем... Даже телевизор так наскучил мне,

Ход занятия

 Позвоню я другу (звонит): «Приходи ко мне! Вместе оторвемся – станет веселей!»

В зал вбегают дети.

Воспитатель:

У кого тут хмурый вид? Слышишь, музыка звучит! Дети:

Мы грустить не разрешаем, Поиграть всех приглашаем.

Руководитель физического воспитания (РФВ):

В зал зашли вы очень дружно, И поэтому вам нужно

Всем участие принять: Ловкость, силу показать.

Звучит фонограмма.

Снежная королева. Я – Снежная королева. Новый Год ждёте? А я разбила и спрятала ваше приглашение для Деда Мороза. Он не сможет теперь прийти к вам...

Воспитатель:

Поиграть мы все не прочь,

Но нужно отыскать открытку,

И мы должны ребятам всем помочь.

РФВ:

Раз-два, раз-два –

Начинается игра.

Выставка картин нас ожидает, Там картины оживают...

Выставка картин

Дети выполняют движения в соответствии с изображением карточек.

Воспитатель:

Вышли зайцы на лужок, Посмотреть какой снежок.

 Зайцы, зайцы – вот беда,

К нам охотники идут сюда...


Охотники и зайцы

Дети-зайцы и охотники занимают свои места. Зайцы прячутся за кустами – укрытием (поставленной на ребро скамье и т.д.), охотники, вооруженные 2–3 мячами, в домике-круге в 3–4 м от кустов. Зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают на площадке перед домом охотника. По сигналу «охотник!» они убегают, а охотники бросаются в них мячами. Если попали, выполняют дополнительное задание на меткость.

Для гиперподвижных детей предлагается игровое упражнение «Сбей конус».

За проявленные качества в игре Снежная королева отдаёт ребятам первую часть открытки.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

Снег, снег, на речке лёд Рыбкам прыгать не дает...

Удочка

Дети, которые выбывают из игры, берут мяч и катают его вокруг себя.

Упражнение для гиперподвижных – подбрасывание и ловля мяча с поворотом кругом, стоя в обруче. Снежная королева отдает вторую часть открытки.

Воспитатель:

Дед Мороз, Дед Мороз Бабу Снежную принёс.


Баба Снеговуха

Дети разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик). Снежная королева отдает малышам третью часть открытки.

РФВ:

Воробьи, воробьи скачут по дорожке. Осторожно, воробьи, ведь не дремлет кошка.

Кот и воробьи

На полу рисуется круг, в нём находится один игрок – кот. За пределами круга остальные дети – воробьи. В кругу рассыпаны зёрнышки-фишки. Воробьи залетают в круг, собирают фишки и вылетают. Кот ловит игроков. Воробей, которого коснулся кот, высыпает собранные фишки в круг и начинает снова их собирать. Победит та птичка, у которой будет больше всего зернышек.

За ловкость и смелость в игре Снежная королева отдает детям последнюю часть открытки, которую они собирают и отправляют Деду Морозу.

 РФВ:

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!

Задачи:

Путешествие в зимний лес

укреплять здоровье и развивать функциональные возможности организма, обеспечивающие гармоничность телосложения, физическую и умственную работоспособность;

формировать навыки лёгкой, ритмической ходьбы с правильной осанкой; содействовать овладению навыками подлезания под дугу, не касаясь руками

пола, закреплению ползания на низких четвереньках;

совершенствовать навыки основных движений: сохранение равновесия при

ходьбе по ограниченной поверхности с мешочком на голове, забрасывание мешочка в горизонтальную цель;

воспитывать навыки взаимодействия в коллективе.

Оборудование: по две снежинки на каждого ребёнка, дуги, мешочки, доски,

корзины, шапочка заснеженного Пугала.

Ход занятия

РФВ:

По ледяным дорожкам зима к нам в сад вошла, Украсила окошки и снега принесла.

Только зиму чтоб найти,

Надо в лес за ней идти.

Сегодня отправимся в зимний лес. А чтобы нам было легче идти, давайте возьмём в дорогу смелость, находчивость, ловкость, дружбу и хорошее настроение. На свои места становись! По дороге шагом марш.

Вводная часть

Ходьба обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Бег змейкой. Ходьба обычная, по ходу взять по две снежинки.

Общеразвивающие упражнения со снежинками Снежинка вверх

Исходное положение (и. п.). – основная стойка, 1 – правую руку вверх, правую ногу на пятку, 2 – и. п., 3 – левую руку вверх, левую ногу на пятку, 4 – и. п.

     

 Посмотри назад

И. п. – ноги на ширине плеч, руки у плеч, 1 – поворот назад, посмотреть на снежинку, 2 – и. п., 3 – в другую сторону, 4 – и. п.

Ветерок

И. п. – стоя на коленях, руки внизу, 1– правую ногу в сторону на носок, руку в сторону, 2 – и. п., 3 – то же, но в другую сторону, 4 – и. п.

Лодочка со снежинками

И. п. – лёжа на животе, руки вперёд, 1 – поднять одновременно руки и ноги, 2 – и. п.

Врозь-вместе

И. п. – сидя, руки с опорой назад, снежинки лежат рядом с коленями, 1 – разведи ноги в стороны так, чтобы снежинки остались посередине, 2 – и. п.

Не упади

И. п. – основная стойка, 1 – поднимая руки вверх, поднять правую ногу, 2 – и. п., 3 – то же с другой ноги, 4 – и. п.

Прыжки

Перестроение в одну колонну в обход по залу, складывая снежинки на скамейку.

РФВ. Ребята, мы вышли на лесную полянку. Посмотрите, сколько здесь препятствий. Давайте разделимся на две команды и постараемся пройти их. Расчет на 1–2.

Задание для 1-й подгруппы

1. Подлезание под дугами на низких четвереньках (для гиперподвижных – подлезание чередовать с перешагиванием).

2. Ходьба по доске с мешочками на голове.

3. Забрасывание мешочка в корзину (для гиперподвижных – расстояние до корзины увеличивается).

Задание для 2-й подгруппы

1. Подлезание под дугами, не касаясь руками пола. 2. Ходьба по доске с мешочком на голове.

3. Забрасывание мешочка в корзину.

РФВ. Вот мы вышли из леса и оказались на поле. Посмотрите, под пышной шапкой снега спит Пугало. Давайте поиграем с ним.

Пугало

Малыши и Пугало (ребёнок или РФВ) – спиной к ним – стоят в разных частях зала.

Во саду ли, в огороде – дети спокойным шагом идут к Пугало. Пугало стоит.

От шумных галок и ворон

Урожай хранит.

Пугало, ты не скучай (останавливаются, грозят пальцем).

Лучше с нами поиграй.

1–2–3, 1–2–3 (хлопают).

Ну, скорее нас лови! (Пугало ловит детей, а те от него убегают.)

Заключительная часть

Спокойная ходьба. Возвращение в детский сад.

НАТАЛЬЯ ВДОВСКАЯ, руководитель физического воспитания яслей-сада No 104 г. Могилева