Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Дидактические материалы для формирования личностных и метапредметных компетенций во внеучебной деятельности и в процессе обучения учебному предмету «Физическая культура и здоровье»

VII класс
Компетенции внеучебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
•    требования к организации и участию в физкультурно-оздоровительном школьном мероприятии;
•    требования к оформлению заявки для участия во внутришкольных соревнованиях;
•    названия видов спорта, в которых принимают участие юноши (мужчины) и девушки (женщины);
•    названия видов спорта, входящих и не входящих в программу Олимпийских игр;
•    названия спортивного оборудования и инвентаря для занятий гимнастикой, акробатикой, шейпингом, атлетической гимнастикой;
•    правила допуска учащихся к участию в школьных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
•    правила допуска учащихся к участию в школьных спортивных соревнованиях;
•    правила регистрации рекордов в различных видах спорта на районных и городских соревнованиях школьников.
Учащиеся должны знать и понимать:
•    обязанности членов жюри физкультурно-оздоровительного мероприятия и судей спортивных соревнований;
•    правила определения победителей в баскетболе, волейболе, гандболе, футболе;
•    способы и единицы измерения массы и длины тела;
•    оптимальное соотношение массы и длины тела для своего возраста.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на спортивных сооружениях районного и городского масштабов;
•    правила соревнований в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
•    правила посещения бассейна;
•    правила купания в открытых водоёмах;
•    правила безопасного поведения в тренажёрном зале;
•    требования безопасного выполнения домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;
•    индивидуальный двигательный режим в выходные дни и во время каникул.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    регулярно проходить медицинское обследование для получения допуска к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
•    ежедневно самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
•    соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при подготовке спортивной одежды и обуви к занятиям и соревнованиям;
•    уметь оказать доврачебную помощь при травмах.
Компетенции учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать и понимать:
•    основные компоненты здорового образа жизни;
•    отрицательное воздействие вредных привычек на развитие организма;
•    нормы двигательной активности для своего возраста, необходимые для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности в своём возрасте;
•    критерии физического развития и уровни физической подготовленности;
•    правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий;
•    значение олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на учебных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
•    правила личной и общественной гигиены во время занятий физической культурой;
•    требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю;
•    способы определения величины физической нагрузки;
•    индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
•    правила изученных спортивных и подвижных игр.
Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
•    комплексы упражнений утренней гимнастики;
•    тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных качеств;
•    упражнения для сохранения правильной осанки.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    для соблюдения здорового образа жизни;
•    оказания первой доврачебной помощи при различных травмах;
•    занятий плаванием (проплывать не менее 25 м любым спортивным способом плавания);
•    участия в изученных спортивных и подвижных играх;
•    лыжных прогулок с использованием разученных лыжных ходов;
•    достижения индивидуального максимального результата в тестовых и контрольных упражнениях.

Дидактические задания
Задание 1. Сядьте в круг. Каждому нужно сказать комплимент кому-то из сидящих в кругу и передать ему клубок, оставив у себя в руках часть нити. Посмотрите, какая получилась прочная паутинка! Начиная с последнего участника игры, сматывайте клубок и при этом благодарите того, кто сказал вам комплимент. Поделитесь впечатлениями: что приятнее (сложнее) – делать комплименты, получать их или благодарить. (Навыки общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.)
Задание 2. Запишите пять личностно значимых причин освоения данного раздела двигательной деятельности. (Навыки личностной рефлексии, осознание жизненных потребностей.)
Например: перед началом изучения раздела «Гимнастика» учащимся предлагается продолжить высказывание: «Гимнастикой я буду заниматься потому, что…»
Задание 3. Выполните определённое упражнение по определённому сигналу. (Развитие способности изменять свою деятельность в соответствии с требованиями.)
Например: Во время урока учащиеся выполняют двигательные действия в соответствии с задачами урока; если учитель подаёт три свистка, то учащиеся начинают приседания.
Задание 4. Какие правила соревнований по баскетболу? Запишите. (Навыки самостоятельного добывания знаний в ходе поисковой и исследовательской деятельности.)
Задание 5. Какие правила поведения учащихся на занятиях по баскетболу в целях предупреждения травматизма? Запишите. (Навыки самостоятельного добывания знаний в ходе поисковой и исследовательской деятельности.)

VIII класс
Компетенции внеучебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
•    структурные компоненты здорового образа жизни;
•    негативные последствия воздействия вредных привычек на организм школьника;
•    требования к организации и участию в физкультурно-оздоровительном школьном мероприятии;
•    требования к оформлению заявки для участия во внутришкольных соревнованиях;
•    названия видов спорта, в которых принимают участие юноши (мужчины) и девушки (женщины);
•    названия видов спорта, входящих и не входящих в программу Олимпийских игр;
•    названия спортивного оборудования и инвентаря для занятий гимнастикой, акробатикой, шейпингом, атлетической гимнастикой;
•    правила допуска учащихся к участию в школьных физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
•    правила допуска учащихся к участию в школьных спортивных соревнованиях;
•    правила регистрации рекордов в различных видах спорта на районных и городских соревнованиях школьников.
Учащиеся должны знать и понимать:
•    обязанности членов жюри физкультурно-оздоровительного мероприятия и судей спортивных соревнований;
•    правила определения победителей в баскетболе, волейболе, гандболе, футболе;
•    способы и единицы измерения массы и длины тела;
•    оптимальное соотношение массы и длины тела для своего возраста.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на спортивных сооружениях районного и городского масштабов;
•    правила соревнований в игровых видах спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);
•    правила посещения бассейна;
•    правила купания в открытых водоёмах;
•    правила безопасного поведения в тренажёрном зале;
•    требования безопасного выполнения домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;
•    индивидуальный двигательный режим в выходные дни и во время каникул.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    регулярно проходить медицинское обследование для получения допуска к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
•    использовать критерии физического развития и физической подготовленности для самоанализа;
•    стремиться соблюдать ежедневные нормы двигательной активности для своего возраста;
•    ежедневно самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
•    соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при подготовке спортивной одежды и обуви к занятиям и соревнованиям;
•    уметь оказать доврачебную помощь при бытовых и спортивных травмах.
Компетенции учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать и понимать:
•    требования здорового образа жизни;
•    отрицательное воздействие вредных привычек на развитие организма;
•    нормы двигательной активности для своего возраста;
•    критерии физического развития и уровни физической подготовленности;
•    правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных занятий;
•    значение олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на учебных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
•    правила личной и общественной гигиены во время занятий физической культурой;
•    требования к одежде, обуви, спортивному оборудованию и инвентарю;
•    способы измерения величины физической нагрузки;
•    индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
•    правила изученных спортивных и подвижных игр.
Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
•    комплексы упражнений утренней гимнастики;
•    тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных качеств;
•    упражнения для сохранения правильной осанки;
•    условия выдачи нагрудного значка Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    для соблюдения здорового образа жизни;
•    оказания первой доврачебной помощи при различных травмах;
•    занятий плаванием (проплывать не менее 25 м любым спортивным способом плавания);
•    участия в изученных спортивных и подвижных играх;
•    достижения индивидуального максимального результата в тестовых и контрольных упражнениях.

Дидактические задания
Задание 1. Отгадайте вид спорта. (Навыки мышления: умение обобщать, выделять существенное, анализировать.)
Ведущий загадывает вид спорта. Участники задают вопросы, чтобы отгадать его. Ведущий может отвечать только «да» или «нет».
Задание 2. На основе полученных результатов контрольных срезов или мониторинга развития физических качеств определите свои «слабые» стороны. Составьте (с помощью учителя) индивидуальные комплексы тренировочных упражнений с учётом собственных физических показателей. (Развитие самостоятельности, способности удовлетворять личностные потребности.)
Задание 3. Постройтесь в круг (в центре располагается учитель с мячом, называет тему и выполняет передачу мяча любому ученику). Назовите свою ассоциацию, связанную с данной темой. (Навыки применения имеющихся знаний, выделение необходимой информации.)
Например: учитель называет тему «Нарушения в баскетболе». Возможные ассоциации: двойное ведение, пробежка, фол и т. д.
Задание 4. Оцените деятельность другого в соответствии с требованиями техники выполнения и правилами техники безопасности. (Регулятивные навыки.)
Например: учащиеся выполняют прыжок в длину с разбега. «Судья» оценивает технику выполнения (разбега, отталкивания, фазы полёта, приземления) и результат прыжка (его длину).
Задание 5. Составьте комплекс упражнений на формирование правильной осанки. Проведите комплекс с группой учащихся. (Познавательные навыки, навыки группового взаимодействия.)

IX класс
Компетенции внеучебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать:
•    структурные компоненты здорового, физически активного образа жизни;
•    негативные последствия воздействия вредных привычек на организм школьника;
•    требования к организации и участию в физкультурно-оздоровительном школьном мероприятии и во внутришкольных соревнованиях;
•    правила судейства спортивных соревнований, входящих в программу внутришкольной круглогодичной спартакиады;
•    названия видов спорта, входящих и не входящих в программу Олимпийских игр;
•    названия спортивного оборудования и инвентаря для самостоятельных занятий избранными видами спорта;
•    правила допуска учащихся к участию в школьных физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в спортивных соревнованиях;
•    правила безопасного поведения и способы предупреждения травматизма при самостоятельных физкультурных и спортивных занятиях.
Учащиеся должны знать и понимать:
•    способы регулирования физических нагрузок;
•    максимальные и оптимальные показатели ЧСС для своего возраста в состоянии покоя и после физических нагрузок;
•    обязанности членов жюри физкультурно-оздоровительного мероприятия и судей спортивных соревнований;
•    базовые правила спортивных соревнований в баскетболе, волейболе, гандболе, футболе;
•    способы и единицы измерения массы и длины тела;
•    оптимальное соотношение массы и длины тела для своего возраста.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения на открытых и закрытых спортивных сооружениях;
•    правила поведения в бассейне, на воде, правила купания в открытых водоёмах;
•    правила безопасного поведения в тренажёрном зале;
•    требования безопасного выполнения домашних заданий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»;
•    индивидуальный двигательный режим в выходные дни и во время каникул.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    регулярно проходить медицинское обследование для получения допуска к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
•    использовать критерии физического развития и физической подготовленности для самоанализа;
•    стремиться соблюдать ежедневные нормы двигательной активности для своего возраста;
•    ежедневно самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
•    соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила при подготовке спортивной одежды и обуви к занятиям и соревнованиям;
•    уметь оказать доврачебную помощь при спортивных и бытовых травмах.

Компетенции учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны знать и понимать:
•    социальную и личностную значимость физической культуры в современном обществе;
•    содержание здорового, физически активного образа жизни;
•    негативное воздействие вредных привычек на развитие организма учащегося;
•    положительное воздействие физкультурных и спортивных занятий на развитие и состояние органов и систем организма человека;
•    нормы двигательной активности для оптимального развития организма, укрепления здоровья, поддержания умственной и физической работоспособности;
•    критерии физического развития и уровни физической подготовленности;
•    правила выполнения тестовых упражнений для определения уровня физической подготовленности;
•    способы предупреждения травматизма при выполнении физических упражнений;
•    правила самоконтроля во время учебных и самостоятельных физкультурных занятий;
•    основные ценности олимпизма, провозглашенные в Олимпийской хартии, их влияние на формирование представлений о гармонично развитой личности
•    значение олимпийских идеалов для физического и духовного самосовершенствования;
•    систему спортивных соревнований по видам спорта, входящим и не входящим в программу Олимпийских игр;
•    правила соревнований изученных игровых видов спорта.
Учащиеся должны знать и соблюдать:
•    правила безопасного поведения в процессе самостоятельных и организованных физкультурных и спортивных занятий, во время участия в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, при посещении спортивно-массовых мероприятий;
•    правила личной и общественной гигиены, гигиенические требования к спортивной одежде, обуви, оборудованию и инвентарю;
•    правила измерения и критерии оценки уровня своего физического развития и физической подготовленности;
•    правила оценки величины физической нагрузки;
•    правила изученных спортивных и подвижных игр;
•    требования спортивной этики во время участия в спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;
•    требования к двигательному режиму в учебные и неучебные дни.
Учащиеся должны знать и уметь правильно выполнять:
•    комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики, упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки;
•    тестовые упражнения для определения уровня развития двигательных качеств;
•    нормы и требования для получения нагрудного значка Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь.
Учащиеся должны уметь использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни:
•    применять полученные знания, сформированные умения и навыки для соблюдения здорового, физически активного образа жизни;
•    самостоятельно разрабатывать и соблюдать индивидуальный двигательный режим учебного и выходного дня;
•    постоянно поддерживать правильную осанку;
•    оценивать собственный уровень развития физических качеств в каждом тесте и уровень общей физической подготовленности;
•    правильно измерять и оценивать уровень своего физического развития;
•    играть в изученные спортивные и подвижные игры;
•    осуществлять судейство спортивных и подвижных игр;
•    стремиться показать в каждом тестовом упражнении индивидуальный максимальный результат;
•    оказывать первую доврачебную помощь при различных травмах;
•    передвигаться на лыжах с помощью разученных лыжных ходов;
•    проплывать не менее 25 м любым способом плавания.

Дидактические задания
Задание 1. Проведите подвижную командную игру «Быстро по местам». (Личностные навыки, навыки группового взаимодействия.)


Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Содержание: по первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения (см. иллюстрацию):
а) в общей шеренге или отдельных шеренгах;
б) в общем круге или отдельных кругах;
в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Правила: команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает.

Задание 2. Проведите эстафету «Вызов номеров». (Личностные навыки, навыки группового взаимодействия.)


Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.
Построение: см. иллюстрацию.
Содержание: участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например пробегают до отметки поворота и возвращаются назад на свои места.
Варианты задания:
а) различные исходные и финишные положения игроков (упор присев, сидя, лёжа на груди);
б) различные способы передвижения;
в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции (пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель).
Правила: участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера. После каждой пробежки начисляются очки: 2 – победителю и 1 – побеждённому. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Задание 3. Составьте индивидуальные комплексы тренировочных упражнений с учётом собственных физических показателей. (Навыки самостоятельности, способности удовлетворять личностные потребности.)
Перед выполнением этого задания необходимо провести контрольные срезы или мониторинг развития физических качеств. На основе полученных результатов каждый ученик определяет свои «слабые» стороны.
Задание 4. Составьте и выполните с учащимися комплекс упражнений на развитие двигательных качеств. (Личностные навыки, навыки группового взаимодействия.)
Задание 5. Проведите судейство подвижных игр по выбору. (Личностные навыки, навыки группового взаимодействия.)

ВИКТОР ОВЧАРОВ, доцент, начальник отдела науки и информационного обеспечения Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма