«Патриот» – это здоровье!
Давно замечено, что физическое и духовное состояние человека тесно взаимосвязаны. С одной стороны, без хорошей физической формы и нормального самочувствия сложно добиться результатов в любых видах деятельности. А с другой – выдающаяся физическая подготовка и закалка без моральных принципов, гражданственности, патриотизма могут привести к беде.
Примером единства гражданско-патриотического воспитания, формирования ценностного отношения к здоровью и приобщения к занятиям физической культурой может служить передвижной палаточный лагерь «Патриот» средней школы № 215 г. Минска.
Отличительной чертой лагеря «Патриот» является отсутствие грани между воспитательной работой и формированием туристских навыков. Программа построена на основе сведений из истории развития партизанского движения в Беларуси в годы Великой Отечественной войны и вовлекает ребят в процесс освоения исторического материала и навыков выживания.
В начале смены учащиеся знакомятся с этапами развития партизанского движения и представляют себя на месте партизан. Обсуждая их жизнь в условиях леса или болота, ребята приходят к выводу, что главный ресурс бойца – здоровье. Слабый или раненый солдат едва ли сможет противостоять противнику в бою, вряд ли выживет без крыши над головой.
Первый этап истории партизанского движения охватывает июнь 1941 – ноябрь 1942 года. Нехватка боеприпасов, частые карательные операции, необходимость постоянно перемещаться, осуществлять молниеносные боевые операции и отходить. Сможет ли современный подросток быстро определить в лесу, в какую сторону необходимо двигаться? Программой лагеря предусмотрен мастер-класс, где ребята проверяют и углубляют свои знания в ориентировании по карте и компасу. Сможет ли современный подросток выдержать длительную физическую нагрузку? Во время операции «Уют» (установка палаток, организация лагеря, подготовка дров) дети узнают свой уровень выносливости и начинают понимать, каково было партизанам, когда не было возможности сделать привал и отдохнуть…
Советы по организации операции «Уют»
Уборка в лагере – неотъемлемая часть распорядка дня. Каждое утро она начинается со скатывания спального мешка, затем необходимо навести порядок в палатке, освежить её, выбросить мусор. Для упрощения процесса составляется график дежурств. От каждой палатки в зависимости от количества проживающих в ней детей выбираются 1–2 дежурных – каждый день должны быть новые ребята, чтобы в уборке принимали участие все. Наведение порядка проводится во время утренней зарядки, качество проверяется вожатым.
Следующий этап уборки – каждый ребёнок после еды должен унести и сдать свою посуду. Также составляется график дежурных, накрывающих на стол.
Наведение порядка воспитывает в ребёнке опрятность и чистоплотность и в определённом смысле является основой для формирования эстетического вкуса. Но дети, как правило, воспринимают уборку как неприятную домашнюю повинность, преграду для развлечений.
Чтобы ребята не отказывались наводить порядок или не относились к этому спустя рукава, их надо заинтересовать:
1. Придумайте почётные медали («Самая чистая палатка», «Лучший борец за чистоту», «Гуру наведения порядка» и т. д.) для награждения самых аккуратных ребят или их жилищ. Желание заработать отличительный знак, который можно с гордостью прикрепить к месту обитания на всеобщее обозрение, – прекрасный мотиватор.
2. Проведите между самыми хорошо убранными палатками конкурс на оригинальное оформление. Предложите украсить их флажками, цветами, плакатами, рисунками и т. п. Детям из менее ухоженных и уютных жилищ тоже захочется принять в нём участие. За право проявить фантазию и возможность попробовать свои силы в соревновании наводить порядок они будут гораздо охотнее.
3. Устраивайте на улице раз в 2–3 дня «Отражение мусорной атаки» (сбор мусора на территории лагеря). Разделите ребят на команды (отряды), определите каждой «защищаемый участок» и отправьте в течение 30 минут собирать фантики, бумажки, пластиковые бутылки и т. д. Отмечайте наиболее отличившихся бойцов.
4. Поощряйте инициативу. Возможно, ребятам захочется устроить битву с мусором не только на территории лагеря, но и в городском парке, дворах, навести порядок вокруг военного мемориала и т. д.
5. Будьте примером. Если вожатый не просто раздаёт указания во время уборки, но и активно участвует в ней сам, это поднимает его авторитет в глазах детей, сближает с отрядом и заражает ребят желанием так же работать над чистотой вокруг себя.
Особое внимание уделяется организации быта в лагере. В суровую зимнюю пору умение быстро разжечь костёр часто спасало партизанам жизнь. Заметённые снегом канавы, узкие болотные тропы, долгие часы лежания в засаде сделали данное умение жизненной необходимостью. Причём развести огонь надо было не только быстро, но и безопасно, ведь боец с ожогами – плохой боец. Ребята обучаются правилам разведения костров, мерам предосторожности при обращении со спичками и легко воспламеняющимися материалами, способам согревания без вреда для здоровья.
Не менее важным является изучение правил личной гигиены в походных условиях и формирование ответственного отношения к своему здоровью. Стоматолог в партизанском отряде был большой редкостью, отлежаться после солнечного удара возможности тоже не было. Бойцы умели предотвращать проблемы со здоровьем – ребята обучаются на их примере. Минутки здоровья «Как ухаживать за зубами», «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге», «Правильное питание» и другие позволяют по-новому посмотреть на своё физическое состояние, осознать необходимость соблюдения правил гигиены.
О боевых операциях партизан, героических поступках и вкладе в Победу участники палаточного лагеря узнают из бесед и уроков Памяти. В своеобразный «курс молодого бойца» входят подвижные игры на воздухе, военная игра-соревнование «Постройка укрытия, поиск штаба», эстафеты. У ребят развивается выносливость, стойкость, скорость, реакция, координация, совершенствуются умения игры в команде и дипломатии. Завершение смены – экскурсия в краеведческий музей, посещение мемориала, а также конкурс военной песни.
Смена палаточного лагеря «Патриот» длится девять дней. Изучая историю партизанского движения и знакомясь с бытом партизанских отрядов, ребята приходят к осознанию, что здоровый образ жизни, выносливость и стойкость – это не дань моде, а условие выживания. Необычные параллели между историей и современностью позволяют детям уйти от привычного распорядка лагеря и бросить вызов себе, своему характеру и физической подготовке.
Идеал современного общества – это гармонично развитая, здоровая и целеустремлённая личность. Палаточный лагерь «Патриот» нашего учреждения образования показал, что всего за девять дней ребята приобретают мотивацию и к изучению истории родного края, и к занятиям спортом, ведь настоящий патриот обязан быть здоровым!
Материалы для проведения военно-патриотических бесед, соревнований и игр:
база данных «Белорусские деревни, сожжённые в годы Великой Отечественной войны»;
видеоролик «Беларусь помнит»;
материал БЕЛТА «ДОСЬЕ: Беларусь в годы Великой Отечественной войны: цифры и факты»;
интернет-проект «Партизаны Беларуси»;
видеоролик «Освобождение Беларуси. Редкая кинохроника»;
• статья А. Данилова «Окопная кулинария Восточного фронта» («Здоровый образ жизни», № 7/2022, с. 53–57);
• статья А. Данилова «Спасибо, сестричка!» («Здоровый образ жизни», № 5/2023, с. …);
ПЛАН
работы передвижного палаточного лагеря «Патриот»
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 215 г. Минска»
Дата проведения |
Мероприятия |
Ответственные лица |
День 1
|
1. Обустройство лагеря. 2. Операция «Уют». 3. Знакомство «Расскажи мне о себе». 4. Открытие смены «Весёлыми тропинками лета» |
Начальник палаточного лагеря, воспитатели
|
День 2
|
1. Минутка здоровья «Закаливание». 2. Беседа «Возникновение и роль партизанского движения в достижении Победы». 3. Занятие «Укладка вещмешка и обзор походного снаряжения». 4. Подвижные игры на воздухе. 5. Подготовка к конкурсу военной песни |
|
День 3
|
1. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию». 2. Урок памяти «Их подвиг в памяти народа сохраним…». 3. Соревнования «Укладка вещмешка на время». 4. Занятие «Добыча огня, виды и назначение костров, противопожарная безопасность в лесу». 5. Подвижные игры на воздухе |
|
День 4 |
1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами». 2. Соревнование «Разведение костра на время». 3. Занятие «Ориентирование на местности, способы передвижения в лесу». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Беседа «Героическая борьба белорусского народа против фашистских захватчиков» |
|
День 5
|
1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге». 2. Занятие «Основные виды туристических узлов и использование верёвки». 3. Военная игра-соревнование «Постройка укрытия, поиск штаба» |
|
День 6
|
1. Минутка здоровья. 2. Занятие «Профилактика травматизма и первая медицинская помощь в походе». 3. Спортивные игры и эстафеты на воздухе |
|
День 7
|
1. Минутка здоровья «Правильное питание». 2. Соревнование «Первая медицинская помощь, эвакуация пострадавшего». 3. Подвижные игры с мячом на воде. 4. Подготовка к конкурсу военной песни |
|
|