Зима – простуде нет
Задачи:
• дать представление о причинах возникновения простудных заболеваний;
• познакомить с профилактикой простудных заболеваний;
• вызвать интерес к сохранению и укреплению здоровья;
• познакомить с блюдами и напитками, которые могут использоваться в зимний период;
• расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.
Ход занятия
Педагог. Ребята, разгадайте кроссворд.
1. Кустарник от сорока болезней.
2. Трава от 99 болезней.
3. Народное название календулы.
4. Лекарственное растение, известное ещё в каменном веке, отпугивающее насекомых.
5. «Слизь-трава», из которой производят медицинский препарат «Мукалтин».
6. Другие названия этого лекарственного растения: материнка, ладанка, орегано.
7. Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
8. В народной медицине плоды и листья этого растения широко применяют как жаропонижающее средство.
Педагог. Сегодня поговорим о том, почему возникают простудные заболевания, как их избежать. Всем известен лучший в мире болеющий понарошку – Карлсон.
На мультимедио появляется слайд с лучшим в мире больным понарошку – Карлсоном. Учащиеся вспоминают эпизоды из книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Педагог. Ребята, нравится ли вам болеть?
Класс разделяется во мнениях на 2 группы. Одни кричат, что болеть классно, потому что можно целый день сидеть дома, играть. Другие замечают, что не так-то и весело, когда болен.
• Скажите, кто из вас болел на день рождения? (Я! И я! И я!)
• А кто болел, когда можно было пойти в цирк или театр, в гости? (Я! И я болела! А я из-за этого не поехала отдыхать!)
• Кому-нибудь это понравилось? (Нет!)
• Значит, болеть не так уж и хорошо? (Да!)
Педагог. Когда болеем по-настоящему, нарушаются наши планы. Давайте поговорим, как же не болеть. Чаще всего и учащиеся, и взрослые болеют ОРЗ – острым респираторным заболеванием. Слово «респираторное» означает «дыхательных путей». Мы говорим «простуда», «ОРЗ», «ОРВИ»… Знаете, чем они отличаются?
Дети размышляют и приходят к выводу, что простуда – это когда простудился или замёрз на улице, а ОРЗ – когда инфекция.
Педагог. Ребята, это одно и то же. Переохлаждение снижает защитные силы организма, инфекция легко попадает на слизистую дыхательных путей, быстро активируется, и мы заболеваем. Болит горло, голова, повышается температура, усиливается кашель, насморк.
Советы
Больше движения
Конечно, мы не можем не общаться с другими людьми. Однако если заболели, не ходите в школу, чтобы не заражать одноклассников. Лечитесь дома.
Старайтесь избегать мест массового скопления людей. Лучше пройти 1–2 остановки пешком, чем проехать на маршрутке, где все кашляют и чихают. Представьте, что до меня эту компьютерную мышь, при помощи которой переключаю слайды, брал кто-то, кто кашлял и чихал. А теперь я дотронусь до неё, потом коснусь лица. Смогу так заразиться?
А если за ручку в метро или маршрутке до вас держались 20 или 100 человек, и кто-то из них мог быть простужен, есть ли риск заболеть?
Проветривайте класс на переменах
Вирусы хорошо себя чувствуют в сухом, тёплом, плохо проветриваемом помещении. И быстро погибают от свежего, прохладного воздуха. Поэтому проветривайте класс на переменах.
При переохлаждении человеку легко заболеть. Поэтому одевайтесь по погоде.
Высыпайтесь! Усталость, переутомление и стрессы способствуют снижению иммунитета. Желательно ложиться спать не позже 10 часов вечера, спать около 9–10 часов в сутки.
После занятий в школе отдохните 2 часа, поешьте, погуляйте на улице. А через 2 часа садитесь за домашнее задание. До 8 вечера вы точно справитесь с ним.
Чаще мойте руки
Инфекция передаётся с грязными руками. Обязательно мойте руки, когда вы приходите с улицы и перед едой.
Кушайте фрукты, они содержат витамины
Любите ли вы мандарины и апельсины? Свежие овощи и фрукты содержат витамины, которые помогают не болеть. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает сопротивляемость организма инфекциям.
Что делать в мороз
Зимой на улице мороз. Вирусы, которые вызывают простудные инфекции, хорошо себя чувствуют в сухом и тёплом помещении, но быстро погибают на морозе. Так что на улице практически ничем заразиться нельзя. Больше шансов в транспорте или магазине, в других местах, где большое скопление народа.
Педагог. В холодное время года организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре. Откуда зимой организм возьмёт её? (Ответы учащихся.) Источник энергии – жиры. Это означает, что мы должны употреблять продукты с высоким содержанием жира. Назовите продукты, содержащие жиры? (Ответы учащихся.)
Педагог. Теперь поговорим о значении белков для зимнего питания. Назовите продукты, в которых содержатся белки? (Ответы учащихся.) Без белков зимой человек подвержен множеству инфекций и часто простужается. Белки поддерживают в тонусе мышцы, помогают оставаться сильными и здоровыми всю зиму.
Белки бывают растительными (бобовые, соя) и животными (сыр, творог, яйца, рыба, мясо). Однако эти продукты следует употреблять в меру – иначе их излишки превратятся в жиры.
Кисломолочные продукты содержат много белка, однако усваиваются легко. К тому же, защищают флору кишечника, от которой и зависит наш иммунитет, поэтому зимой их обязательно употреблять в пищу.
Человеку требуется 70–100 г белка в сутки. Нужное количество, естественно, зависит от двигательной активности, возраста, пола и массы тела.
Игра «Мешочек с секретом»
Учитель предлагает учащимся отгадать, что находится в мешочке. Учащиеся передают мешочек по кругу и высказывают свои предположения. После того как каждый выскажет свою версию, педагог читает стихотворение – подсказку, определяющее тему занятия.
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться,
И что тут может получиться? (Каша.)
Педагог. В произведении Е. А. Фёдорова «Каменный пояс» говорится о том, как Суворов подходил к ротному котлу, брал деревянную ложку и, подув на горячие щи, с аппетитом хлебал их: «Помилуй бог хороши. Наваристы! Давай, братцы, нажми! Щи да каша пища наша». Поясните смыл пословицы.
Беседа «Что мы знаем о каше»
• Какой завтрак считается самым сытным и полезным?
• Какие виды каш вы знаете?
• Какие продукты необходимы для приготовления каши?
• Какая, по-вашему, самая вкусная каша?
• Кто придумал такое блюдо, как каша?
Педагог. Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать, какая каша из зёрен каких растений готовится.
Учитель показывает культурное растение, учащиеся собирают пирамидку из кубиков в следующей последовательности: крупа, продукты, используемые для приготовления каши, название каши и добавки к каше.
Педагог. Проверим, что у вас получилось.
Беседа «Что расскажет упаковка»
• Посмотрите, каким образом упаковывают крупы?
• Почему упаковка должна быть герметичной?
• Какие бывают упаковки?
• Какая информация содержится на упаковке?
• Каким образом должна храниться открытая упаковка с крупой?
Педагог. От качества крупы действительно зависит вкус каши. Во многом вкус этого блюда определяет процесс приготовления (рецепт) и, конечно же, настроение повара.
Просмотр мультфильма «Горшочек каши»
• Как в мультфильме готовилась каша?
• Какую кашу варил волшебный горшочек?
Игра «Собери пару»
На столе учитель раскладывает различные колоски. В мешочке находится крупа. Учащимся необходимо на ощупь определить какая, а затем положить мешочек рядом с соответствующим колоском. Затем учитель вместе с учащимися определяет правильность подбора пары, обращая внимание на форму крупы, её размер и цвет.
Игра «Продолжи пословицу»
• Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
• Гречневая каша – матушка наша.
• А где щи, тут и нас ищи!
• Голодному Федоту и щи в охоту.
• Без капусты щи не густы.
• Кашу маслом не испортишь.
• Без хлеба, да без каши – ни во что и труды наши.
Игра «Отгадай название»
Для каждой группы на тарелочке разложены сушеные ягоды и фрукты (яблоко, груша, курага, шиповник, изюм, чернослив, инжир, финики, черника и др.). Учащимся предлагается назвать сушеные ягоды и фрукты, какие витамины в них содержатся.
Беседа о значении витаминов зимой
Педагог. Зимой не обойтись без витаминов, ведь без них болезни настигнут нас очень быстро. Старайтесь каждый день съедать по 5 разных овощей и фруктов: в блюдах и отдельно, лучше всего в сыром виде. Предпочтение следует отдавать ягодам, в которых больше витамина С: облепихе, смородине, калине, клюкве, шиповнику, морошке. В сухофруктах (кураге, черносливе, изюме, грушах и яблоках) также сохраняются все витамины и минералы.
Из замороженных ягод можно готовить морсы. В таких витаминных напитках тоже сохраняется всё полезное. Самые лучшие фрукты зимой – цитрусовые, потому что в них дольше сохраняется витамин С. Витамины А и Е также необходимы, особенно коже, ведь она страдает от мороза и ветра. Известно, что витамина А много в моркови.
Без минералов мы были бы слабыми, больными и некрасивыми. Следует употреблять в пищу зелёные листовые овощи, сухофрукты, разные виды капусты, оливки, орехи и семечки (тыквенные, подсолнечные, кунжутные), инжир, бобовые, авокадо, картофель, морские водоросли, яйца, йогурт, сыр, мясо и т. д.
Практическая работа
Из замороженных ягод можно готовить морсы – в таких витаминных напитках тоже сохраняется всё полезное. Учащиеся под руководством учителя делают витаминные морсы против простуды.
Зелёный чай с малиновым вареньем и имбирём
Прекрасное средство против простудных и инфекционных заболеваний – зелёный чай с добавлением малинового варенья и свежего имбиря. Малина обладает выраженным потогонным действием и полезна при повышенной температуре, имбирь помогает организму бороться с инфекцией.
Отвар шиповника
О пользе отвара шиповника известно многим. Это эффективное средство против простудных заболеваний. Необходимо измельчить три-четыре столовых ложки сухих плодов шиповника, залить кипятком (500 мл) в термосе и оставить на ночь. Утром отвар процедить, добавить столовую ложку мёда и принимать по полстакана три-четыре раза в день за полчаса до еды.
Малиновый чай с цветками липы
Из сухих цветков липы заварите чай, добавьте в него сухие ягоды и листья малины. Оставьте настаиваться на 30 минут. Если ягод малины нет, подойдёт малиновое варенье. Вкуснейший ароматный и необыкновенно вкусный чай готов.
Морс клюквенный или брусничный
Клюква и брусника – уникальные средства по своим бактерицидным свойствам. Они незаменимы в лечении простуды, обладают мочегонным и противовоспалительным действием. Для приготовления морса разотрите ягоды клюквы или брусники с сахарным песком (3:1). 2 ст. л. смеси залейте 0,5 л тёплой воды.
ВАЛЕНТИНА МАЕВСКАЯ, заместитель начальника управления координации
методической работы Минского городского института развития образования
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА, начальник организационно-аналитического управления Национального института образования