Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Зима – простуде нет

Задачи:
•    дать представление о причинах возникновения простудных заболеваний;
•    познакомить с профилактикой простудных заболеваний;
•    вызвать интерес к сохранению и укреплению здоровья;
•    познакомить с блюдами и напитками, которые могут использоваться в зимний период;
•    расширить представление о пользе овощей, фруктов, соков.

Ход занятия

Педагог. Ребята, разгадайте кроссворд.

1.    Кустарник от сорока болезней.
2.    Трава от 99 болезней.
3.    Народное название календулы.
4.    Лекарственное растение, известное ещё в каменном веке, отпугивающее насекомых.
5.    «Слизь-трава», из которой производят медицинский препарат «Мукалтин».
6.    Другие названия этого лекарственного растения: материнка, ладанка, орегано.
7.    Плоды этого кустарника бывают белыми, чёрными и красными.
8.    В народной медицине плоды и листья этого растения широко применяют как жаропонижающее средство.



Педагог. Сегодня поговорим о том, почему возникают простудные заболевания, как их избежать. Всем известен лучший в мире болеющий понарошку – Карлсон.

 На мультимедио появляется слайд с лучшим в мире больным понарошку – Карлсоном. Учащиеся вспоминают эпизоды из книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

Педагог. Ребята, нравится ли вам болеть?

Класс разделяется во мнениях на 2 группы. Одни кричат, что болеть классно, потому что можно целый день сидеть дома, играть. Другие замечают, что не так-то и весело, когда болен.

•    Скажите, кто из вас болел на день рождения? (Я! И я! И я!)
•    А кто болел, когда можно было пойти в цирк или театр, в гости? (Я! И я болела! А я из-за этого не поехала отдыхать!)
•    Кому-нибудь это понравилось? (Нет!)
•    Значит, болеть не так уж и хорошо? (Да!)
Педагог. Когда болеем по-настоящему, нарушаются наши планы. Давайте поговорим, как же не болеть. Чаще всего и учащиеся, и взрослые болеют ОРЗ – острым респираторным заболеванием. Слово «респираторное» означает «дыхательных путей». Мы говорим «простуда», «ОРЗ», «ОРВИ»… Знаете, чем они отличаются?

Дети размышляют и приходят к выводу, что простуда – это когда простудился или замёрз на улице, а ОРЗ – когда инфекция.

Педагог. Ребята, это одно и то же. Переохлаждение снижает защитные силы организма, инфекция легко попадает на слизистую дыхательных путей, быстро активируется, и мы заболеваем. Болит горло, голова, повышается температура, усиливается кашель, насморк.

Советы

Больше движения

Конечно, мы не можем не общаться с другими людьми. Однако если заболели, не ходите в школу, чтобы не заражать одноклассников. Лечитесь дома.

Старайтесь избегать мест массового скопления людей. Лучше пройти 1–2 остановки пешком, чем проехать на маршрутке, где все кашляют и чихают. Представьте, что до меня эту компьютерную мышь, при помощи которой переключаю слайды, брал кто-то, кто кашлял и чихал. А теперь я дотронусь до неё, потом коснусь лица. Смогу так заразиться?
А если за ручку в метро или маршрутке до вас держались 20 или 100 человек, и кто-то из них мог быть простужен, есть ли риск заболеть?

Проветривайте класс на переменах

Вирусы хорошо себя чувствуют в сухом, тёплом, плохо проветриваемом помещении. И быстро погибают от свежего, прохладного воздуха. Поэтому проветривайте класс на переменах.
При переохлаждении человеку легко заболеть. Поэтому одевайтесь по погоде.

Высыпайтесь! Усталость, переутомление и стрессы способствуют снижению иммунитета. Желательно ложиться спать не позже 10 часов вечера, спать около 9–10 часов в сутки.
После занятий в школе отдохните 2 часа, поешьте, погуляйте на улице. А через 2 часа садитесь за домашнее задание. До 8 вечера вы точно справитесь с ним.

Чаще мойте руки

Инфекция передаётся с грязными руками. Обязательно мойте руки, когда вы приходите с улицы и перед едой.

Кушайте фрукты, они содержат витамины

Любите ли вы мандарины и апельсины? Свежие овощи и фрукты содержат витамины, которые помогают не болеть. Витамин С (аскорбиновая кислота) повышает сопротивляемость организма инфекциям.

Что делать в мороз

Зимой на улице мороз. Вирусы, которые вызывают простудные инфекции, хорошо себя чувствуют в сухом и тёплом помещении, но быстро погибают на морозе. Так что на улице практически ничем заразиться нельзя. Больше шансов в транспорте или магазине, в других местах, где большое скопление народа.

Педагог. В холодное время года организм нуждается в дополнительном количестве тепловой энергии, которая позволяла бы адаптироваться к низкой температуре. Откуда зимой организм возьмёт её? (Ответы учащихся.) Источник энергии – жиры. Это означает, что мы должны употреблять продукты с высоким содержанием жира. Назовите продукты, содержащие жиры? (Ответы учащихся.)



Педагог. Теперь поговорим о значении белков для зимнего питания. Назовите продукты, в которых содержатся белки? (Ответы учащихся.) Без белков зимой человек подвержен множеству инфекций и часто простужается. Белки поддерживают в тонусе мышцы, помогают оставаться сильными и здоровыми всю зиму.
Белки бывают растительными (бобовые, соя) и животными (сыр, творог, яйца, рыба, мясо). Однако эти продукты следует употреблять в меру – иначе их излишки превратятся в жиры.
Кисломолочные продукты содержат много белка, однако усваиваются легко. К тому же, защищают флору кишечника, от которой и зависит наш иммунитет, поэтому зимой их обязательно употреблять в пищу.

Человеку требуется 70–100 г белка в сутки. Нужное количество, естественно, зависит от двигательной активности, возраста, пола и массы тела.

Игра «Мешочек с секретом»
Учитель предлагает учащимся отгадать, что находится в мешочке. Учащиеся передают мешочек по кругу и высказывают свои предположения. После того как каждый выскажет свою версию, педагог читает стихотворение – подсказку, определяющее тему занятия.

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться,
И что тут может получиться? (Каша.)

Педагог. В произведении Е. А. Фёдорова «Каменный пояс» говорится о том, как Суворов подходил к ротному котлу, брал деревянную ложку и, подув на горячие щи, с аппетитом хлебал их: «Помилуй бог хороши. Наваристы! Давай, братцы, нажми! Щи да каша пища наша». Поясните смыл пословицы.

Беседа «Что мы знаем о каше»
•    Какой завтрак считается самым сытным и полезным?
•    Какие виды каш вы знаете?
•    Какие продукты необходимы для приготовления каши?
•    Какая, по-вашему, самая вкусная каша?
•    Кто придумал такое блюдо, как каша?

Педагог. Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать, какая каша из зёрен каких растений готовится.

Учитель показывает культурное растение, учащиеся собирают пирамидку из кубиков в следующей последовательности: крупа, продукты, используемые для приготовления каши, название каши и добавки к каше.

Педагог. Проверим, что у вас получилось.

Беседа «Что расскажет упаковка»
•    Посмотрите, каким образом упаковывают крупы?
•    Почему упаковка должна быть герметичной?
•    Какие бывают упаковки?
•    Какая информация содержится на упаковке?
•    Каким образом должна храниться открытая упаковка с крупой?

Педагог. От качества крупы действительно зависит вкус каши. Во многом вкус этого блюда определяет процесс приготовления (рецепт) и, конечно же, настроение повара.

Просмотр мультфильма «Горшочек каши»
•    Как в мультфильме готовилась каша?
•    Какую кашу варил волшебный горшочек?

Игра «Собери пару»
На столе учитель раскладывает различные колоски. В мешочке находится крупа. Учащимся необходимо на ощупь определить какая, а затем положить мешочек рядом с соответствующим колоском. Затем учитель вместе с учащимися определяет правильность подбора пары, обращая внимание на форму крупы, её размер и цвет.

Игра «Продолжи пословицу»
•    Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
•    Гречневая каша – матушка наша.
•    А где щи, тут и нас ищи!
•    Голодному Федоту и щи в охоту.
•    Без капусты щи не густы.
•    Кашу маслом не испортишь.
•    Без хлеба, да без каши – ни во что и труды наши.

Игра «Отгадай название»
Для каждой группы на тарелочке разложены сушеные ягоды и фрукты (яблоко, груша, курага, шиповник, изюм, чернослив, инжир, финики, черника и др.). Учащимся предлагается назвать сушеные ягоды и фрукты, какие витамины в них содержатся.

Беседа о значении витаминов зимой
Педагог. Зимой не обойтись без витаминов, ведь без них болезни настигнут нас очень быстро. Старайтесь каждый день съедать по 5 разных овощей и фруктов: в блюдах и отдельно, лучше всего в сыром виде. Предпочтение следует отдавать ягодам, в которых больше витамина С: облепихе, смородине, калине, клюкве, шиповнику, морошке. В сухофруктах (кураге, черносливе, изюме, грушах и яблоках) также сохраняются все витамины и минералы.
Из замороженных ягод можно готовить морсы. В таких витаминных напитках тоже сохраняется всё полезное. Самые лучшие фрукты зимой – цитрусовые, потому что в них дольше сохраняется витамин С. Витамины А и Е также необходимы, особенно коже, ведь она страдает от мороза и ветра. Известно, что витамина А много в моркови.
Без минералов мы были бы слабыми, больными и некрасивыми. Следует употреблять в пищу зелёные листовые овощи, сухофрукты, разные виды капусты, оливки, орехи и семечки (тыквенные, подсолнечные, кунжутные), инжир, бобовые, авокадо, картофель, морские водоросли, яйца, йогурт, сыр, мясо и т. д.

Практическая работа
Из замороженных ягод можно готовить морсы – в таких витаминных напитках тоже сохраняется всё полезное. Учащиеся под руководством учителя делают витаминные морсы против простуды.

Зелёный чай с малиновым вареньем и имбирём
Прекрасное средство против простудных и инфекционных заболеваний – зелёный чай с добавлением малинового варенья и свежего имбиря. Малина обладает выраженным потогонным действием и полезна при повышенной температуре, имбирь помогает организму бороться с инфекцией.

Отвар шиповника
О пользе отвара шиповника известно многим. Это эффективное средство против простудных заболеваний. Необходимо измельчить три-четыре столовых ложки сухих плодов шиповника, залить кипятком (500 мл) в термосе и оставить на ночь. Утром отвар процедить, добавить столовую ложку мёда и принимать по полстакана три-четыре раза в день за полчаса до еды.

Малиновый чай с цветками липы
Из сухих цветков липы заварите чай, добавьте в него сухие ягоды и листья малины. Оставьте настаиваться на 30 минут. Если ягод малины нет, подойдёт малиновое варенье. Вкуснейший ароматный и необыкновенно вкусный чай готов.

Морс клюквенный или брусничный
Клюква и брусника – уникальные средства по своим бактерицидным свойствам. Они незаменимы в лечении простуды, обладают мочегонным и противовоспалительным действием. Для приготовления морса разотрите ягоды клюквы или брусники с сахарным песком (3:1). 2 ст. л. смеси залейте 0,5 л тёплой воды.

ВАЛЕНТИНА МАЕВСКАЯ, заместитель начальника управления координации методической работы Минского городского института развития образования
ЛИЛИЯ КУЗНЕЦОВА, начальник организационно-аналитического управления Национального института образования