Здоровьесберегающие технологии и компьютерный мир
Жизнь без компьютеров представить сегодня сложно. То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для современной детворы – повседневность. Вот только уровень грамотности в области сохранения здоровья при работе с компьютером недостаточный. А ведь учащиеся младших классов наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому именно с них необходимо начинать формирование ценности здоровья. Объединение по интересам «Компьютерный мир» – проводник в будущее, но внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс влечёт за собой повышение нагрузки на растущий организм.
Работая с учащимися младшего школьного возраста, я часто наблюдаю у них недостаточный уровень грамотности в области сохранения здоровья при работе с компьютерной техникой. Как показало изучение данной проблемы, родители также не всегда знают, как без вреда для организма использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Поэтому на базе действующего в нашем учреждении образования объединения по интересам «Компьютерный мир» была создана здоровьесберегающая среда.
В целях обеспечения условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся младших классов на занятиях объединения был изучен и проанализирован ряд источников по теме здоровьесберегающих технологий, подобраны эффективные здоровьесберегающие технологии, методы и формы деятельности. Так, наиболее актуальными технологиями в «Компьютерном мире» являются:
• Защитно-профилактические. Это, в частности, выполнение санитарно-гигиенических требований и регулирование учебной нагрузки.
• Компенсаторно-нейтрализующие. Призваны нейтрализовать негативное воздействие на организм в тех случаях, когда полностью защититься от него не представляется возможным. Такие технологии реализуются с помощью физкультурных минуток и пауз и позволяют разнообразить учебный процесс, восполнить недостаток физической нагрузки, снять психоэмоциональное напряжение.
• Информационно-обучающие. Обеспечивают необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье. Сюда относятся образовательные, просветительские и воспитательные мероприятия для учащихся и их родителей.
В объединении «Компьютерный мир» созданы все условия для развития и постижения наук: соблюдаются правила освещения рабочих мест, размеры мебели соответствуют параметрам учащихся, строго выполняется режим проветривания. Также оборудован уголок здоровья с тематическими плакатами и брошюрами для информирования воспитанников и их родителей, при этом материалы периодически обновляются детьми.
Перед началом каждой практической работы учащиеся проверяют правильность своего положения за компьютером, всегда имеют возможность подготовить рабочее место к выполнению заданий (протереть монитор, клавиатуру и мышь специальными салфетками) и т. д.
Подобная организация занятий стала возможной благодаря учёту при подготовке к ним индивидуальных особенностей детей (тип памяти, качество внимания, сформированность навыков учебного труда), темпа работы и характера восприятия учебного материала. Значение также имеет учёт основных факторов благоприятного восприятия учебной нагрузки (смена видов деятельности, объём учебного материала, интенсивность работы и её длительность и т. д.). Также рекомендую обучать ребят приёмам снятия напряжения.
Критерии успешного занятия (с точки зрения здоровьесбережения):
• отсутствие усталости у учащихся;
• положительный эмоциональный настрой;
• удовлетворение от результата выполнения заданий;
• желание продолжить работу.
Благодаря созданию здоровьесберегающей среды в объединении по интересам «Компьютерный мир» у детей появилась устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению здоровья: многие начали самостоятельно делать физкультминутки и гимнастику для глаз при работе с компьютером (на 20 % уменьшились жалобы на раздражение глаз, усталость, головные боли). Ребята стали более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность, намного лучше усваивают материал и с большим интересом занимаются познавательной деятельностью. Благоприятная атмосфера и комфортная работа в «Компьютерном мире» помогают учащимся стать более доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощёнными.
Физкультминутки
Весёлая пчёлка
Учит направлять дыхание и внимание на определённый участок тела. Представить, что пчёлка села на нос, руку, ногу, и на вдохе произнести «з-з-з-з».
Холодно-жарко
Расслабляет напряжённые мышцы туловища. При словах педагога «подул холодный ветер» съёжиться в комочек, на фразу «выглянуло летнее солнышко – можно загорать» – расслабиться и обмахнуться веером (можно сделать из листа бумаги или тетрадки).
Потягивание
Ступни плотно прижать к полу. Поднимая руки, сложенные в замок, поочерёдно отставлять ноги назад. Упражнение можно выполнять сидя, опираясь на спинку стула.
Массаж области груди
Учит любить себя, воспитывает бережное отношение к своему здоровью. Погладить область грудной клетки со словами: «Какой(ая) я милый(ая), чудесный(ая), красивый(ая)».
Лебединая шея
Вытянуть шею и погладить её от грудного отдела к подбородку. Похлопать по нему и полюбоваться длинной красивой шеей.
Упражнения для глаз
1. Движения глазами вверх-вниз.
2. Движения глазами вправо-влево.
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.
4. Закрыть глаза и по очереди, как можно отчетливее, представить цвета радуги.
5. «Нарисовать» глазами в воздухе спираль, окружность, ломаную и т. д. Сначала несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
ДАРЬЯ ЧЕХУНОВА, методист, педагог дополнительного образования Костюковичского районного центра детского творчества