Здоровье без стресса
Психоэмоциональное состояние – один из определяющих факторов здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием. Дети должны расти без конфликтов и стрессов, и тогда они будут психически здоровыми.
Говорят, все болезни от нервов.
Три года назад в системе образования Республики Беларусь появились новые понятия: медиация, школьная служба примирения, образ медиатора-примирителя. Целью создания школьных служб медиации стало развитие практики миротворчества, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию между субъектами образовательного процесса, повышение коммуникативной культуры, профилактика суицидального риска, а также формирование эмоциональной устойчивости и укрепление здоровья, в том числе и психического.
Администрации и работникам социально-психолого-педагогической службы нашего учреждения образования новое направление в воспитательной деятельности показалось актуальным и интересным. Так школа No 131 стала участником городского проекта «Учимся понимать друг друга», в рамках которого учащиеся старших классов и педагоги прошли обучение в Центре медиации и права Белорусского республиканского Союза юристов, а затем была создана Школьная служба примирения.
В первую очередь были проведены общешкольные родительские собрания, поскольку мы хотели найти союзников среди близких воспитанников. При непосредственном участии учащихся была разработана эмблема Службы примирения средней школы No 131 и форма, критерии к имиджу школьных медиаторов (теперь по ним проводится набор юных медиаторов). Появился даже «Вестник медиатора», который издаётся один раз в полугодие. В редакционный совет наравне с педагогами входят учащиеся.
Идеи медиации пропагандируем и через издание информационных буклетов, памяток и календариков, которые распространяются не только среди наших учителей, школьников и их родителей, но и педагогов других учреждений образования района и города. Информация о деятельности Школьной службы примирения также представлена на сайте школы (обновляется постоянно).
Результатом нашей работы стала защита проекта «Формирование ответственного поведения личности учащегося посредством использования методов медиации в образовательном процессе». В ходе его реализации на базе школы был создан клуб по поддержанию системы повышения ответственного поведения в образовательном пространстве «#МИР» (Медиация. Искусство решений). Возможно, впоследствии он станет звеном ресурсного центра по формированию ответственного поведения учащегося в Заводском районе, а в перспективе и в городе. Также в рамках деятельности Школьной службы примирения в шестой школьный день организовано объединение по интересам «Искусство общения».
Наши медиаторы принимают участие в работе школьных и районных методических объединений, круглых столов, семинаров, тренингов, конкурсах и фестивалях (например, в Международном фестивале школьников и студентов «Медиация будущего»).
В мае 2019 года на базе нашей школы прошло городское мероприятие «Переговоры в третьем тысячелетии: от войны к Культуре Мира», а в сентябре 2019 – районная миротворческая встреча «День без конфликтов», приуроченная к Международному дню мира. Чтобы показать, что мир важен и нужен не только между странами и народами, но и между одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, соседями, ребята включили в мероприятие различные формы и методы медиации: занятия с элементами тренинга, ролевые игры, наглядно-практические игры, метод импровизации, арт-терапию и т.д.
Мы находимся только в самом начале пути. Но дорогу осилит идущий. И мы продолжаем движение.
Мы за мир!
Квест проводится по станциям, расположенным в различных местах на разных этажах школы. Маршрутные листы должны быть разработаны так, чтобы команды не встречались. За каждой командой закрепляется группа сопровождения: педагог и два юных медиатора (учащиеся XI класса), принимающие участие в игре. На каждой станции также находятся медиаторы, которые дают задания и следят за соблюдением правил.
От войны к культуре мира
Обзорная экскурсия по экспозиции Музея боевой славы. Викторина и задания по полученной информации (индивидуально для каждой команды).
Дружный DANS
Все ребята из каждой команды без исключения должны принять участие в танцевальном конкурсе, с точностью повторив движения за ведущими юными медиаторами.
Объединяющие упражнения Весёлый мяч
Цель: разогрев и командообразование.
Участники передают маленький мяч, зажимая его между подбородком и шеей. Руки спрятаны за спину.
Мячи и слова
Цель: развитие внимания. Участники перебрасывают мяч друг другу по кругу.
Бросающий мяч называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол: «Облако... плывет!», «Костёр... разгорается!» и т.д.
Упражнение выполняется в сравнительно медленном темпе, который выстукивает ведущий (медиатор). Ускорение требует хорошего натренированного внимания.
Передай предмет
Цель: развитие фантазии.
Участники выстраиваются в шеренгу, ведущий встаёт в её начале. Берёт в
руки мяч и отдаёт стоящему рядом. Надо передать мяч по шеренге, от участника к участнику. При этом способ передачи не должен повторяться. Если мяч упадет, нужно начать сначала.
Миротворцы
Ведущий. Первый Всемирный конгресс сторонников мира проходил в 1949 году в Париже и Праге. Автором его эмблемы был Пабло Пикассо. Что было изображено на этой эмблеме? (Белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь.)
После ответа на вопрос участники должны на время собрать мозаику, на которой изображен символ мира.
Мозговой штурм
Чтобы попасть на игру «Я + ты = мы», каждой команде необходимо разгадать зашифрованный номер кабинета (для каждой группы свой).
Я + ты = мы
Цели: формирование уважительного отношения к окружающим; признание различий и индивидуальности каждого человека; развитие коммуникативных навыков, понимания и принятия других людей.
Знакомство. Упражнения на сплочение группы А вы ещё не знаете, что я...
Цель: знакомство, установление контакта.
Ребята по кругу называют своё имя и добавляют: «А вы ещё не знаете, что я...» (кратко рассказывают, что любят, умеют, могут и т.д.). Можно проводить при помощи мяча (другого предмета), который участники передают по кругу.
Мы с тобой похожи тем, что...
Цель: раскрепощение и преодоление барьера в общении.
Ребята выстраиваются в два круга – внутренний и внешний (количество детей
в каждом одинаково). Участники внешнего круга говорят партнёрам из внутреннего: «Мы с тобой похожи тем, что...». А те им отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...». Затем по команде ведущего ребята из внутреннего круга передвигаются, меняя партнёра. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый из внутреннего круга не повстречается с каждым из внешнего.
Место справа от меня свободно
Цель: эмоциональный разогрев и сплочение.
Участники садятся в круг на стулья, при этом один стул остаётся свободным.
Сидящий рядом с ним произносит: «Место справа от меня свободно, и я бы хотел, чтобы это место занял...». Это желание он должен обосновать (нельзя говорить «потому, что он мой хороший друг»). Задача ведущего – следить, чтобы на «свободном» стуле побывал каждый участник.
Мастерская будущего
Цель: работа в группе, рефлексия.
Создание совместной творческой работы. Каждый ребёнок помещает свой
рисунок на заранее подготовленные заготовки (Дружный дом, Планета Мира, Поляна дружбы) и выражает благодарность всем участникам команды, рассказывает кратко о том, понравилось ли ему занятие, что нового он узнал и какие выводы сделал.
Ведущий. Дорогие ребята, вот и подошла к концу наша интересная встреча! Благодарю вас за чудесно проведенное время! Хочу, чтобы каждый ушёл с занятия не с пустыми руками. Я приготовил небольшой сюрприз – конфеты с пожеланиями. К каждой конфетке прикреплены разные стишки о дружбе, детстве, мире, солнце!
ТЕКСТ: ИРИНА БУЧКО, педагог-психолог, куратор школьной службы примирения, ЛЮДМИЛА ЛЕМЕШЕВА, заместитель директора по воспитательной работе средней школы No 131 г. Минска