За будущее Беларуси
Школы – это то образовательное пространство, в котором происходит не только профессиональное, социальное и гражданское самоопределение учащихся, но и формирование их здоровья.
В последние годы благодаря разработанным законодательным и техническим нормативным правовым актам, а также мерам органов государственного управления Беларуси в учреждениях общего среднего образования (УОСО) создают с учётом прогрессивных требований благоприятные условия для оптимальных темпов роста и развития учащихся. Всё это происходит на фоне неблагоприятной демографической ситуации, ряда негативных тенденций в состоянии здоровья детей и подростков, ухудшения их физического развития, снижения уровня их физической подготовленности.
Для реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, созданию единой системы здоровьесберегающих мероприятий с 2016 года в нашей республике в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы (подпрограмма «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний») на базе учреждений общего среднего образования реализуется межведомственный информационный проект по направлениям «Здоровая школа», «Здоровый класс», «Школа – территория здоровья».
Надо отметить, что осуществление проекта соответствует международному опыту. С 1991 года в Европе под эгидой Европейской комиссии, Совета Европы и Европейского регионального бюро ВОЗ функционирует сеть Школ здоровья (School for healthin Europe – SHE). Реализация SHE свидетельствует, что обеспечение здоровья в школах, являясь неотъемлемой частью стратегии в области здравоохранения и образования в странах – членах ЕС, обеспечивает разработку и реализацию национальной политики в области укрепления здоровья населения страны. До 2014 года в данной программе участвовало 43 страны. Пока в декабре того же года к группе SHE не присоединилась Беларусь. В чём немалая заслуга заведующего кафедрой гигиены и медицинской экологии Белорусской медицинской академии последипломного образования кандидата медицинских наук, доцента Елены Гузик. Предлагаем читателям интервью с подвижником данного проекта в нашей стране.
− Какие ведомства участвую в работе?
− Проект реализуется на основе межведомственного взаимодействия министерств здравоохранения и образования. Для реализации проекта «Школа − территория здоровья» Министерство здравоохранения утвердило соответствующие документы: инструкции по применению «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования» (№ 019-1215, 21.03.2016) и «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования» (№ 018-1215, 21.03.2016).
Анализ материалов, представленных специалистами областных центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья и Минского городского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья свидетельствует, что в школах, участвующих в реализации проекта, разработаны программы по пропаганде здорового образа жизни, утверждённые начальниками отделов образования, спорта и туризма городских и районных исполкомов. В данных программах предусмотрено совершенствование материально-технической базы, проведение анкетирования, углубленных медосмотров, совершенствование системы физического воспитания, интеграция в образовательный процесс оздоровительных мероприятий. Также речь идёт об обеспечении семейного консультирования, обучении учителей вопросам здоровьесбережения на методических совещаниях, педагогических советах и так далее.
Для создания базы учреждений общего среднего образования, участвующих в проекте «Школа – территория здоровья», специалисты центров гигиены и эпидемиологии совместно с медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь учащимся, а также представителями отделов образования, спорта и туризма исполкомов ежегодно проводят оценку УОСО в соответствии с установленными критериями. Результаты, полученные в мае 2018 года, свидетельствуют, что в Беларуси в 2017/2018 учебном году функционировало 737 учреждений, реализующих проект «Школа – территория здоровья». Это в 2,4 раза больше по сравнению с предыдущим учебным годом. Сформирована электронная база УОСО, участвующих в проекте.
− Что же удалось таким образом выяснить?
− В регионах проводят большую организационную работу по реализации проектов. При этом количество УОСО – участников значительно варьирует в зависимости от региона:
г. Минск – 144;
Брестская область – 84;
Витебская область – 69;
Гомельская область – 210;
Гродненская область – 168;
Минская область – 40;
Могилёвская область – 22.
− Елена Олеговна, наверное, не все школы в одинаковой мере реализуют условия проекта?
− В зависимости от уровня реализации мероприятий по здоровьесбережению в рамках проекта «Школа – территория здоровья» участие УОСО структурируется по ступеням.
Первая ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье». УОСО работает на базовом уровне и заявляет о себе как структура, пропагандирующая здоровый образ жизни.
Вторая ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья». УОСО частично осуществляют комплекс мероприятий, необходимых для формирования здоровьесберегающей среды.
Третья ступень – «Школа здоровья». Образцовые УОСО, имеющие наиболее высокий уровень развития и реализации комплексного подхода к созданию здоровьесберегающей среды как в учреждении общего среднего образования, так и в домашних условиях.
– Какие регионы наиболее активно включились в работу проекта?
– Наиболее активно проект реализуют в Гомельской (210 школ, 40,5 %) и Гродненской (168 школ, 50 %) областях, Минске (144 школы, 59,8 %).
– Каковы перспективы этого в высшей степени нужного дела?
– Работа продолжается. В стадии подготовки сборник «хороших практик» реализации проекта. Основная информация размещается на сайте Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. Дальнейшая реализация проекта «Школа – территория здоровья» будет способствовать повышению эффективности проводимых санитарно-гигиенических мероприятий и созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков. Это приведёт к снижению удельного веса школьников, имеющих дисгармоничное физическое развитие, функциональные отклонения и хронические болезни и более эффективному использованию ресурсов, направленных на охрану здоровья.
Для продвижения передового опыта здоровьесбережения в белорусских школах и дальнейшей реализации межведомственных информационных проектов «Школа – территория здоровья» целесообразно дальнейшее межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур на уровне республики, областей и районов по определению региональных особенностей реализации проекта. Также подразумевается подготовка материалов в СМИ о положительном опыте здоровьесбережения в школах.
– Что является стимулом для реализации проекта на местах?
– Один из них – конкурс среди учреждений общего среднего образования в рамках проекта. Какой школьный коллектив не захочет иметь в своём активе титул победителя в таком престижном и позитивном соревновании? Впервые конкурс прошел в прошлом году, его итоги были подведены 6 декабря 2018 года на Республиканской научно-практической конференции (с международным участием) «Здоровьесбережение детей: проблемы, перспективы решения и потенциал реализации». И как свидетельствуют данные, во всех областях республики и Минске количество УОСО, участвующих в реализации проекта, растёт. Темы здоровьесбережения и здорового образа жизни приобретают всё большие актуальность и вес в повседневной жизни нашего общества.
Наша справка
Елена Олеговна Гузик училась на санитарно-гигиеническом факультете Минского государственного медицинского института. Окончив вуз с красным дипломом, восемь лет работала в центре гигиены и эпидемиологии города Кировска. С 1999 года – врач, затем заведующий отделением гигиены детей и подростков в Минском областном центре гигиены и эпидемиологии. В 2000-м Елена Олеговна поступила в аспирантуру БГМУ, через четыре года защитила кандидатскую диссертацию. В 2005-м стала доцентом. С 2006 года возглавляет кафедру в БелМАПО.
ЕЛЕНА РОМАНОВА