Вверх по ступенькам правил здорового питания
Задачи:
• актуализировать и закрепить полученные знания, умения и навыки;
• развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
• формировать устойчивый интерес и позитивное отношение к здоровью.
Ход занятия
Ведущий.
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закаляться, и с зарядкою дружить.
Что может быть прекраснее здоровья, ребята! Кто-то из вас ради его укрепления занимается спортом, кто-то любит погулять на природе. Но всегда после физических нагрузок чувствуете волчий аппетит, а происходит это потому, что вы растратили много энергии. Источником её восполнения служит пища, которая даёт нам силы, чтобы быть крепкими и здоровыми.
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», –пусть эти слова знаменитого Сократа станут девизом нашего урока. Сегодня мы проведём занятие-аукцион. Устроим соревнование и узнаем, кто является лучшим знатоком правил здорового питания. Сначала же разберёмся, какое значение имеют слова, которые встретятся на уроке.
Аукцион – продажа с публичных торгов, при которой продаваемый товар достанется тому, кто предложит большую цену.
Банкнота – бумажные деньги.
Инфляция – обесценивание денег, выражающееся в росте цен на товары.
Бонус – дополнительное вознаграждение, премия.
Бонусы не подвергаются инфляции, поэтому правильные ответы будут вознаграждаться ими. Итак, вперед, к победе!
Проведение аукциона
I тур. Кладовая витаминов
Ведущий:
Витамины нам полезны,
Это точно знаем.
Только их не из таблеток
Мы употребляем.
Получаем их из пищи
Вкусной и полезной.
Где же прячутся они?
Очень интересно.
На экране – загадки. Дети по очереди отгадывают их и называют витамин, который в них содержится. Если ответ правильный, появляется соответствующая картинка.
1. Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста, витамин С.)
2. В огороде жёлтый мяч,
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нем семена. (Тыква, витамин А.)
3. Никого не огорчаю,
Но всех плакать заставляю. (Лук, витамин С.)
4. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь, витамин, А.)
5. Маленький и горький, луку брат. (Чеснок, витамины С, В.)
6. Первое – нота, второе – тоже,
А целое – на боб похоже. (Фасоль, витамины С, В.)
Ведущий задает вопросы о витаминах и содержащих их продукты.
1. Почему люди должны обязательно употреблять в пищу ягоды, фрукты, овощи? (В них содержится много витаминов.)
2. Каждый витамин выполняет в организме вполне определенную задачу. Что вы знаете о витамине А? (Витамин А улучшает зрение. Он содержится в яйцах, молоке, твороге, моркови.)
3. Что вы знаете о витамине В? (Витамин В заботится о пищеварении. Он содержится в хлебе, гречке, мясе, картофеле.)
4. Что вы знаете о витамине С? (Витамин С повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Он содержится в яблоках, шиповнике, апельсинах, облепихе.)
5. Что вы знаете о витамине D? (Витамин D нужен для укрепления костей. Он содержится в рыбьем жире, молоке, рыбе, желтке яиц.)
II тур. Пейте, дети, молоко – будете здоровы
Ведущий:
Молоко – продукт полезный,
Очень вкусный – всем известно.
Я скажу вам от души:
«Лучше пищи не ищи».
1. Какие продукты готовят из молока? Разгадайте ребусы:
• кем-м+фил-л+р = кефир;
• см+ми+е+т-ми+а+н+а = сметана;
• лас+лив+у-а-л-у+ки = сливки;
• й+оги+ум-м-и+рт = йогурт.
2. Какие вещества содержатся в молоке? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.)
3. Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите.
1. Что делать? Побежала она к молочной речке – кисельным берегам.
– Речка, речка, – просит Маша, – спрячь меня! (Гуси лебеди)
2. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка – по копытечку,
Из копытечка – во сыру землю! (Волк и семеро козлят.)
3. Принесла сено корове – корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица – и бобок проглотил. Вскочил и запел: «Ку-ка-ре-ку!». (Петушок и бобовое зернышко.)
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
(Ходьба на месте.)
III тур. Вода - источник жизни на Земле
Ведущий. Отгадайте загадку:
Что в гору не вкатишь,
В решете не удержишь
И в руках не унесёшь. (Вода.)
Конечно же – это вода! Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Сейчас узнаем, что вы знаете о пользе воды.
1. Может ли человек жить без воды?
2. Какая вода наполняет моря и океаны? Можно ли её пить?
3. Откуда берётся вода в кране?
4. Из каких продуктов можно приготовить компот?
5. Объясните, что обозначают эти устойчивые выражения:
• С лица воду не пить. (Важна не внешность человека, а характер и поступки.)
• Носить воду решетом. (Заниматься бесполезным трудом.)
IV тур. Азбука здорового питания
Ведущий:
Чтобы делом заниматься,
Должны мы правильно питаться.
Просим всех внимания –
Говорим мы о питании!
Составление правил питания
Время выполнения задания – 3 минуты. За каждое правильное правило участник получает 1 бонус.
Правила питания (примерный перечень)
1. Ешьте 4 раза в день и никогда не «перекусывайте».
2. Ешьте медленно, маленькими кусочками.
3. Пережёвывайте пищу как можно тщательнее.
4. Жареные блюда лучше заменить тушеными или варёными.
5. Ограничьте потребление солёных блюд.
6. Потребляйте хлеб и сахар в умеренном количестве.
7. При нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь или выпейте стакан молока.
V тур. Блиц-опрос
1. Какие блюда надо есть ложкой? Вилкой?
2. Можно ли класть руки на стол и как надо их держать во время еды? (Локти надо прижимать к телу.)
3. Что нужно делать с полотняной салфеткой, когда вы сели за стол? (Салфетку следует положить на колени.)
4. К столу подали блюдо, которое по состоянию здоровья вам нельзя. Что делать? (Отказаться без объяснения причин.)
5. Что делать с чайной ложечкой, после того как вы размешали ею чай или кофе? (Положить на блюдце.)
6. Надо ли доедать последнюю ложку супа? (Стараться не доедать.)
VI тур. Что будет, если…
1. Не мыть руки перед едой.
2. Не чистить зубы перед сном.
3. Есть много сладкого.
Участники, набравшие более 10 бонусов, получают диплом «Знаток правил здорового питания» и медаль, менее 10 бонусов – медали.
Ведущий. Сегодняшний урок хочу закончить цитатой Льва Николаевича Толстого: «Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом». Будьте здоровы!
ИРИНА КАПАРИХА, учитель начальных классов Мажского
учебно-педагогического комплекса детского сада – начальной школы
Копыльского района