Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Всем людям на свете нужны права

Предпосылкой для достижения человеком полного физического, психического и социального благополучия является реализация его прав и свобод. Поэтому важно с детства формировать у школьников знания о правах и обязанностях граждан. Использование разнообразных, в том числе игровых, методов и приёмов позволяет сделать интересным и эмоционально наполненным знакомство с этой важной и серьёзной темой.

Цель: создание условий для формирования у детей нравственно-правовой культуры, законопослушного поведения через участие в познавательно-игровой деятельности.

Задачи: формировать понимание взаимосвязанности прав и обязанностей человека; воспитывать чувство эмоционально-ценностного неприятия противозаконных действий; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки, навыки групповой деятельности.

Подготовительная работа: создание мультимедийной презентации согласно содержанию занятия; подбор материала и подготовка конвертов и карточек для заданий; составление викторины; подбор тематических газетных статей; создание кукол и разучивание с детьми эпизодов кукольного представления; разучивание песни с вокальной группой. В зале расставляются стулья по кругу, а также столы для участников групп, на них раскладываются конверты с карточками, ручки, бумага.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация; шкатулка с зеркалом, конверты с карточками; иллюстрация уютного дома; ширма, куклы (сестрица Алёнушка, Зайчик, Лиса, Золушка, Машенька, Медведь, Волк, Коза, Иван-царевич).

Ход мероприятия

I. Создание эмоционального настроя.

Дети входят в зал под фонограмму «Песни о волшебном цветке» (слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова) и рассаживаются на стулья по кругу.

Педагог. Здравствуйте, друзья! В самом начале нашей работы я попрошу вас передать по кругу эту шкатулку. Каждому, кто получит её, нужно заглянуть внутрь и улыбнуться самому замечательному, уникальному и неповторимому человеку на свете. (В шкатулке лежит зеркало.)

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Какие выводы можете сделать? (Было весело и интересно. Каждый человек уникальный и неповторимый. Нужно любить и ценить себя и других. Улыбка улучшает настроение.)

II. Деление на группы

Педагог. Ребята, для дальнейшей работы нам нужно разделиться на две группы. Сделаем мы это так. Выберем два положительных качества человека. (Например: добрый, послушный.)

Теперь по кругу каждый будет называть одно из этих качеств, чередуя их. Те, кому выпало сказать «добрый», садятся за один стол, а остальных приглашаю разместиться за другим столом.

III. Работа по теме.
Чтец.
Родился ребёнок в добре и любви –
И сразу права получает свои.
Он имеет право жить,
Право имя получить.
У него своя семья,
Дом, квартира для жилья.
Важно сохранить здоровье –
Тут врачи придут с любовью.
Всех детей хранит держава.
Это должен каждый знать.
Подрастут – получат право
В школе знанья получать,
Развивать свои таланты
И достойно отдыхать.
Жизнь детей без страха и насилия
Им подарит счастья изобилие.
В. Митько

Педагог. Друзья! Сегодня мы будем говорить о правах и обязанностях детей и подростков, о том, как важно их знать и соблюдать. Как только на земле появились люди, возникли главные вопросы: «Что люди должны делать и чего не должны? На что они имеют право и на что не имеют?» Права и обязанности человека отражены в законах. Закон – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти. А как называется Основной Закон нашей страны? (Конституция Республики Беларусь.) А что же такое право? Право – это совокупность установленных государством общеобязательных норм поведения. Права – это законные возможности человека. Права влекут за собой и обязанности, т. е. действия людей в соответствии с законом.

Задание 1
Возьмите конверт № 1, в котором лежат вперемешку карточки с указанными на них правами и обязанностями ребёнка. Ваша задача – распределить эти карточки в две группы: «Права ребёнка», «Обязанности ребёнка». На выполнение работы – 7 минут.

Учащиеся работают в группах. По окончании работы зачитывают, что получилось. Педагог по своему усмотрению может предложить объяснить какое-либо понятие.
Карточки

Права: на жизнь и здоровое развитие; на семью; на имя; на гражданство; на неприкосновенность личности; на образование; на участие в кружках, студиях; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на защиту от жестокого обращения; на отдых и досуг; на свободное перемещение; на родительскую заботу; на жилище; на благоприятную окружающую среду; на труд; на выбор профессии.

Обязанности: соблюдать Конституцию и иные законы государства; уважать государственные символы и национальные традиции; быть патриотом своей страны; уважать права, честь и достоинство других людей; беречь природу; беречь историко-культурное наследие; прилежно учиться; иметь опрятный вид; соблюдать правила безопасного поведения; беречь школьное имущество; вежливо себя вести; помогать родителям; уважать старших.

Музыкальная пауза

Вокальная группа исполняет песню «Чему учат в школе» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).

Педагог. Спасибо. Ребята, с каким из прав детей связана эта песня? (С правом на образование.) Предлагаю следующее задание. Право ответа получает тот, кто первым поднимет руку.

Викторина «Правовой эрудит»

Часть 1
1. Документ, который закрепляет ваше право на имя с момента рождения. (Свидетельство о рождении.)
2. Перед вами учебник. О каком праве детей и молодёжи он напоминает? (О праве на образование.)
3. О каком праве говорит эта иллюстрация (уютного дома)? (О праве на жильё.)
4. Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин.)
5. Граждане, не достигшие 18 лет. (Несовершеннолетние.)
6. Преднамеренное грубое уничтожение материальных и культурных ценностей. (Вандализм.)
7. Вещи и материальные ценности, находящиеся в чьей-либо собственности. (Имущество.)
8. Тайное хищение имущества. (Кража.)
9. Глава государства, который избирается народом на определённый срок. (Президент.)
10. Деньги, которые берутся с человека, нарушившего установленные нормы и правила. (Штраф.)
11. Лица, связанные между собой кровным родством. (Родственники.)
12. Что такое демократия? (Власть народа.)
13. Когда в Беларуси отмечают День народного единства? (17 сентября.)
Педагог. Молодцы! А теперь вторая часть правовой викторины и называется она «Да – нет!». Вам будут предложены утверждения. Если вы согласны, то хлопаете в ладоши и хором кричите «да!». Если не согласны, топаете ногами и кричите «нет!».

Часть 2
1. Наша страна – Республика Беларусь. (Да!)
2. Человек имеет право на личную неприкосновенность. (Да!)
3. Человека можно заключить в рабство. (Нет!)
4. Каждый человек в стране защищён законом. (Да!)
5. Человек имеет право защищать себя с помощью суда. (Да!)
6. Можно без разрешения войти в жилище человека. (Нет!)
7. Человек имеет право свободно передвигаться по своей стране. (Да!)
8. Человеку нельзя запретить свободный выбор труда. (Да!)
9. Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам страны. (Да!)
10. Законом запрещено жестокое отношение к человеку. (Да!)

Задание 2 «В мудрой пословице о правах и обязанностях молвится»
Учащиеся открывают конверты № 2, в них – карточки с частями пословиц, написанными вразброс. Нужно к первой части подобрать вторую. На выполнение задания – 5 минут.
Учащиеся работают в группах. По окончании работы зачитывают пословицы, объясняют их смысл.

Для 1-й группы:

Украсть –

хоть голову снесть.

Строгий закон

закрепи делом.

За правду да за честь

в беду попасть.

Обязался языком –

а награды дают.

За труд не бьют,

не глядит на поклон.



Для 2-й группы:

Информация
    Свидетельство № 100626241 от 15 декабря 2006 выдано Минским горисполкомом
Служба поддержки