Всё начинается с семьи
Цель: формирование у школьников нравственных представлений о ценности семьи, сотрудничество семьи и школы.
Задачи:
• углубить представление учащихся о семье;
• раскрыть секреты семейного счастья, семейных ценностей;
• формировать навыки ответственного поведения в семье;
• стимулировать уважительное отношение учащихся к их родным, близким и одноклассникам;
• содействовать сплочению классного коллектива;
• развивать познавательную активность, смекалку, логическое мышление через групповую деятельность;
• воспитывать чувство гордости за свою семью.
Оформление: мультимедийный проектор, выставка семейных родоводов и гербов, листы бумаги, сундучок, дерево с родоводом, конверты с пословицами.
Форма проведения: коллективное творческое дело.
Ход мероприятия
Классный руководитель. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный классный час: в гостях ваши родители, учителя. Поговорим об одной из главных ценностей, о начале всех начал. Посмотрите на доску. Какое слово я выделила?
Классный руководитель. Сегодня речь пойдёт о семье. На протяжении урока мы выполним различные групповые задания, порассуждаем, поделимся мнением друг с другом. А в конце попробуем ответить на вопрос: «Почему всё начинается с семьи?». Давайте представим, что семья – это дерево. Слово «семья» разместим у его верхушки. Что есть у дерева? (Учащиеся отвечают на вопросы.)
Классный руководитель. Корни – наш род, ствол – наша опора, ветви – наше будущее. А ещё у дерева есть листья. Предлагаю каждому написать на листочках, которые вам раздали, три прилагательных или три существительных, которые характеризуют семью. Мы сложим листики в сундучок и отложим его до конца занятия, а затем вернёмся к нему и посмотрим, как изменилось ваше представление о семье.
Под фонограмму «Гимн семье» учащиеся выполняют задание.
Классный руководитель. Как дерево берёт начало с корня, так и семья начинается с истории. Что вы знаете об истории своей семьи?
Учащиеся отвечают на вопрос, классный руководитель дополняет ответы.
Классный руководитель. Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старшее поколение. Вокруг каждого много родных людей: бабушек, дедушек, тёть, дядь. Мы с ними связаны незримыми нитями. Многие к занятию совместно с родителями составили свою родословную. О некоторых говорят: «У него крепкие корни». Тот род силён, который предков помнит и чтит.
Выборочно заслушиваются родоводы учащихся, семейные истории, которые рассказывают дети вместе с родителями. Демонстрируются иллюстрации с выставки «Семейный уголок».
Классный руководитель. Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, определяющая его судьбу. Большое значение играет имя, которое дают при рождении ребёнку. Все вы знаете, откуда родом, в честь кого вас назвали. Давайте сыграем в игру с именем.
Игра с именем
По условию игры учащимся необходимо назвать какое-либо качество на первую букву своего имени. Например, Ольга – объективная, ответственная и т.д.
Классный руководитель. Вам было предложено нарисовать флаг или герб своей семьи. Если представить, что семья – это маленькое государство, то какой флаг (герб) она могла бы иметь? Давайте опишем идею и композицию вашего флага (герба).
Учащиеся демонстрируют свои выставочные работы, выборочно рассказывают о семье.
Классный руководитель. Опорой семьи являются любовь, традиции, уважение, дети… Предлагаю продолжить ряд.
Учащиеся вместе с родителями дополняют ряд.
Классный руководитель. Гармония в семье делает всех её членов счастливыми. Каждый понимает счастье по-своему. Давайте послушаем притчу о тепле семейного очага и ответим на вопрос, что такое семейное счастье.
Учащийся. Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Прежде, – сказало счастье, – я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы».
«Чего ты хочешь?» – спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, – и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» – и та ответила, что замуж хочет за принца заморского – и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу велосипед. Буду счастлив, если велосипед будет», – и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Учащиеся отвечают на поставленный в начале занятия вопрос: «Почему всё начинается с семьи?».
Классный руководитель. Счастье нельзя потрогать, его можно ощутить. Давайте придумаем формулу счастья и при помощи слов составим её. Например:
счастливая семья = любовь + взаимопонимание + уважение.
Каждая группа на листах составляет формулу, затем задание проверяется и обсуждается.
Классный руководитель. Как вы думаете, какие составляющие будет иметь эта формула? (Заслушиваются ответы учащихся.)
Классный руководитель. Любовь – фундамент семьи, доверие – одно из условий взаимности, взаимопонимание, совместное проведение досуга и т.д. На столах у каждой из групп лежат конверты. Давайте их откроем и прочитаем задание.
Объясни значение пословиц
Счастье не птица – само не прилетит.
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Заслушиваются ответы, рассуждения учащихся.
Классный руководитель. Чтобы немного расслабиться, предлагаю поиграть в Аплодисменты.
Физкультминутка «Аплодисменты»
Встаньте:
• кто похож на маму;
• кто похож на папу;
• кто скучает по родителям, уезжая из дома;
• в чьей семье занимаются спортом;
• у кого нет секретов от родителей;
• к кому приходят друзья в гости;
• кто помогает родителям по дому;
• кто любит свою семью, дорожит ей.
После каждого вопроса звучат аплодисменты.
Классный руководитель. Предлагаю посмотреть социальный ролик. В это время подумайте, что такое идеальная семья, можем ли мы назвать семью в ролике идеальной.
Просмотр социального ролика «Семья – это целый мир!» – https://www.youtube.com/watch?v=WHrHeOhVltc.
Классный руководитель. Кто входит в вашу семью? (Учащиеся отвечают на вопрос.)
Классный руководитель. Семья – это не только папа, мама, дети. Это бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья и сёстры. Каждый из вас – это будущие папы и мамы. Давайте подумаем, какими качествами должны обладать идеальные родители? А какими должен быть ребёнок?
Групповое задание «Составь портрет»
По условию задания одна группа рисует словесный портрет идеальной мамы, вторая – идеального папы, третья – идеального ребёнка.
Учитель совместно с детьми подводит итог.
Классный руководитель. А наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся.)
Классный руководитель. В какой-то степени да. Давайте посмотрим наш коротенький классный альбом. Ведь за время учёбы мы сплотились, стали дружными, интересно проводим время.
Просмотр презентации, где собраны все фото посещений музеев, экскурсий, школьных мероприятий. В процессе педагог и ребята вспоминают места, которые им особенно понравились.
Классный руководитель. Будем надеяться, что наш класс станет ещё дружнее. И в нём, как и в хорошей семье, будут царить любовь и взаимопонимание. А вы, ребята, словно ветви этого дерева, будущая опора семьи. Пришло время открыть наш сундучок и прочитать ваши представления о семье.
Учащиеся по очереди тянут из сундучка листики с характеристиками и прикрепляют их к дереву.
Классный руководитель. А сейчас, ответьте: изменилось ли что-то в вашем понимании слова «семья». Согласны ли вы с утверждением, что всё начинается с семьи?
Заслушиваются рассуждения учащихся. Дети читают стихотворение о семье.
Классный руководитель. Наше занятие подошло к концу. Мы поняли, что счастье человека во многом зависит от семьи, от родителей. Всё начинается с семьи! А ваша будущая семья начинается уже здесь и сейчас. Помните об этом, ребята. Спасибо вам и вашим родителям за участие!
Ольга Михаловская, учитель истории и обществоведения средней школы № 31 г. Гродно