Вода в жизни человека
Цель: актуализация проблемы рационального использования воды и её влияние на организм человека.
Задачи:
• расширять знания учащихся о роли воды в жизни человека;
• формировать представление о самых полезных для организма напитках и их правильном выборе;
• формировать культуру здорового питания у учащихся для создания устойчивой положительной мотивации к ведению здорового образа жизни;
• развивать интерес к практическому применению полученных знаний и умений, творческих способностей;
• активизировать познавательную деятельность.
Оборудование: электронные средства обучения, костюмы для детей, плакаты, рисунки, иллюстрации.
Методы работы: выступление агитбригады, инсценировка, работа в группах, индивидуальная и коллективная работа, интерактивные игры, презентация.
Ход занятия
Организационный момент. Приветствие учителя (звучит шум океана, льющейся воды, водопада)
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня поговорим о богатстве Земли, о самом удивительном веществе, об источнике жизни всего живого. Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, отгадайте загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (хором)… воды.
Это химическая формула воды. Как правильно её прочитать?
Актуализация знаний. Инсценировка «Капельки воды»
Ведущий. Гостями нашего занятия будут капельки воды.
Входят 3 учащихся в костюмах капелек воды.
Ведущий:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.
Первая капелька:
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька:
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька:
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капельки (вместе):
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Ведущий:
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Ребята, догадались ли вы, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (Ответы детей.)
Презентация агитбригады.
Ведущий. А поможет разобраться, для чего человеку нужна вода наша агитбригада. Давайте, познакомимся с ней.
Выходят 4 человека, каждый держит букву слова.
Капельки (вместе):
Мы – команда:
В – весёлых,
О – организованных,
Д – дружных,
А – активных.
Наш девиз:
Воду надо охранять!
Воду надо защищать!
Воду надо всем любить!
Умей водой ты дорожить!
Игра-путешествие «Земля на глобусе»
Ведущий. Ребята, давайте совершим небольшое виртуальное путешествие по нашей планете. Посмотрите на модель Земли. Почему здесь так много синего и голубого цвета? (Ответы детей.)
Коричневым цветом показана суша, синим – вода, а голубым – пресная вода, та, которая пригодна для употребления человеком.
Работа в тетрадях
Ведущий. Прочитайте текст. Рассмотрите рисунок. Подумайте, много ли на Земле воды, пригодной для питья. Может воду и не стоит беречь? Как это доказать на практике?
Практическая работа
Ребята наполняют 5-литровую банку солёной водой и вливают в неё чайную ложку пресной. Заметны ли изменения в банке? (Нет.)
Ведущий. Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л приходится 2 л пресной. Солёной воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая её часть находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озёрах земного шара.
Пресная вода – это драгоценная капля в океане. Её надо беречь и охранять. Поэтому в 1992 году 22 марта было решено отмечать как Всемирный День воды. Люди должны постоянно проводить мероприятия, направленные на охрану водных ресурсов. Девиз этого дня: «Вода – это жизнь».
Чтение стихотворений. Составление кластера
Ведущий. В каких состояниях встречается вода? Назовите природные источники воды. Давайте составим кластер (учащиеся на доске вывешивают таблички).
Конкурс «Отгадай загадку»
Ведущий. Определите, в каком состоянии находится вода в этой загадке.
1. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. (Иней. Жидкое.)
2. Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд. Твёрдое.)
3. Кругом вода, а с питьём беда. (Море. Жидкое.)
4. Детки сели на карниз и растут всё время вниз. (Сосульки. Твёрдое.)
5. Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк. Жидкое.)
6. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
И пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса. Жидкое.)
7. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь. Жидкое.)
8. Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (Болото. Жидкое.)
9. Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака. Газообразное.)
Физкультминутка «Вода – не вода»
Правила игры. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа), – встать. Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки. Если предмет или явление не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопнуть в ладоши.
Слова: облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.
Работа в группах
Организуются три группы, которые играют в «Собери высказывания о воде».
Ведущий:
А теперь внимание!
У меня для вас задание!
Думайте и вспоминайте,
Поговорки собирайте!
Каждой группе раздаются поговорки о воде, в которых они должны установить правильный порядок слов.
Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Все народы заботливо и бережно относятся к воде. Прочитайте пословицы (на экране), придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.
Вода – мать, а без матери не проживешь.
Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.
Без росы и трава не растёт.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться!
Будь здорова, как вода, плодовита, как земля.
Когда пьёшь воду, помни об источнике.
Интересно
Организм человека можно сравнить с планетой Земля, потому что он почти весь состоит из воды.
Вода – важное для организма вещество. Вот, как распределено содержание воды в организме человека:
• новорождённый – 80 %;
• ребёнок – 70 %;
• взрослый – 60 %;
• пожилой – 50 %.
На 1 кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды.
У медузы на 100 г тела – 99 г воды, у человека на 1 кг – 2 г воды.
Человеку требуется постоянное пополнение организма водой. В день он должен выпивать около 8 стаканов жидкости. Из них половину должна составлять вода. Наглядно это выглядит так (рисунок на доске):
Знакомство с различными напитками
Ведущий. Ребята, как мы можем пополнить наш организм водой? (Ответы учащихся.) Чтобы узнать, какие напитки пополняют организм человека водой, отгадайте ребусы.
Выступление агитбригады
Выходят ребята с упаковками от соков.
Агитбригада. Мы вас приветствуем друзья, сегодня у нас шоу развлекательное! К тому же познавательное! Мы расскажем о соках, об их пользе!
1. Здесь киви, апельсин и ананас, яблочко спелое сочное, зрелое.
Этот сок поможет враз! Здесь группа витаминов!
Как профилактика ангины, здесь витаминов смесь! В этом соке все мы есть! (Мультифруктовый сок.)
2. Я – витаминка А. Помни истину простую: лучше видит тот, кто жуёт морковь сырую или сок морковный пьёт. (Морковный сок.)
3. Он на юге вырастал, в гроздь плоды свои собрал. А суровою зимой придёт он соком к нам домой! (Виноградный сок.)
Ведущий. Какой ваш любимый сок? Отгадайте следующий ребус:
(Компот.)
Разговор о компоте. Интерактивная игра «Варим компот»
Ведущий. Из чего готовят компот? Почему он полезен? (Содержит много витаминов.)
Задача участников – приготовить «компот». Участник называет какой-либо фрукт или ягоду, который он кладёт в «коллективный компот», при этом ингредиент должен начинаться на первую букву его имени (фамилии). Например, Вова – вишня, Гена – груша, Лена – лимон и т. д.
Ведущий. Отгадайте загадки.
• Всегда нам пригодится белая водица.
• Из водицы белой всё, что хочешь делай.
• Что за белая водица? (Молоко.)
Игра «Молочный аукцион»
Класс делится на две команды.
Ведущий. Что можно сделать из молока? Какая команда назовёт последний продукт из молока, та и победит. (Кефир, ряженка, простокваша, йогурт, сметана, сливки, творог, творожный сырок, глазированный сырок, сыр.)
,, Й (Чай.)
Разговор о чае
В народе говорят (поговорки):
• Чай пить – приятно жить.
• Выпей чайку – позабудешь тоску.
• С чая лиха не бывает.
• Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай.
• Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
Ведущий. Действительно, учёные установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества: кофеин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека.
Практическая работа в группах
Ведущий. А знаете ли вы, как правильно заваривать чай? Тогда расставьте способы заваривания чая в нужной последовательности (по группам раздаются полоски с предложениями).
1. Вскипяти воду в чайнике
2. Возьми чайник для заваривания и ополосни его кипятком
3. Всыпь в чайник сухой чайный лист
4. Залей заварку кипячёной горячей водой
5. Дай настояться 3–4 минуты и разливай по чашкам
Конкурс «Дегустатор» (из каждой группы выбирается по 2 человека)
Ведущий. Определите на вкус, что добавлено в чай (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай с травой, чай без ничего, чай с сахаром).
Игра «Да – Нет»
Ребята из агитбригады «Вода» стоят с табличками: ДА! НЕТ! Учащиеся читают фразу, подходят и становятся около нужной таблички. На листах у ребят в группах написаны фразы:
ДА НЕТ
Надо ли пить больше жидкости, когда болеешь Достаточно ли выпивать один стакан жидкости в день
Надо ли в жару пить больше, чем в мороз Можно ли пить сырую воду из-под крана
Для питья воду из-под крана нужно обязательно кипятить Утоляют ли жажду газированные сладкие напитки
Соки, чаи, компоты, минеральная вода восполняют воду в организме Можно пить воду из речки
Синквейн «Вода»
В группах составляется синквейн, затем он защищается.
1. Вода!
2. Живая, чистая.
3. Питает, очищает, работает.
4. Без воды нельзя жить.
5. Жизнь!
Рефлексия
Ведущий. Ребята из агитбригады приготовили послание. Чтобы его расшифровать, внимательно прослушайте стихотворение:
Лишь буквы те, что в каждой строчке,
Даны не более, чем раз,
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
Учащиеся класса хором читают: Будь здоровым! Исполнение под фонограмму песни «Песенка о хорошем настроении»
Ведущий. Нам нужно покровительство природы: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить и вся Природа, чтобы жить!
НАТАЛЬЯ ЖУКОВСКАЯ, учитель начальных классов высшей категории средней школы № 215 г. Минска