Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Велодвижение в нашем городе

С каждым годом в Беларуси становится всё больше велосипедистов. Когда-то двухколёсный транспорт был просто ещё одним способом передвижения, но с тех пор многое изменилось. Теперь это массовое увлечение не только взрослых, но и беззаботной детворы. Поэтому в преддверии тёплого сезона велодвижение должно стать одной из центральных тем для воспитательной работы классного руководителя.

Цель – пропаганда велоспорта и велодвижения.
Задачи: закреплять правила дорожного движения для велосипедистов; развивать умение решать поставленные задачи; воспитывать дисциплинированность; развивать велокультуру; предупреждать детский дорожно-транспортный травматизм.
Материалы и оборудование: изображение велосипеда; карточки с дорожными знаками; ноутбук; распечатки с правилами дорожного движения для велосипедистов.

Ход занятия
Учитель. Здравствуйте, ребята! Некогда один мудрец сказал, что, кроме азбуки и книгопечатания, наибольшую пользу человечеству принесли те изобретения, которые научили нас сокращать расстояния. Сегодня мы поговорим про его величество велосипед.
1-й ученик. Впервые его нарисовал великий изобретатель Леонардо да Винчи, но по-настоящему созданием этого вида транспорта занялись только в начале ХІХ века.
2-й ученик. Предшественником велосипеда был селерифер. По сути, это был двухколёсный самокат с деревянной рамой. Руль и педали отсутствовали. Ездок отталкивался ногами от земли, разгонялся, затем поджимал ноги и катился вперёд.
3-й ученик. В 1817 году немецкий изобретатель Карл Дрейз создал «машину для ходьбы». У самоката уже были руль и седло.
4-й ученик. В 1839 году шотландский кузнец добавил к машине Дрейза педали. Заднее колесо прикреплялось к педали металлическими стержнями, а педаль толкала колёса. Велосипед стал похож на привычный нам велосипед.

Дети смотрят видеоролик об истории создания велосипеда.

Знаешь ли ты устройство велосипеда?
Работа в группе. Ребятам предлагается показать устройство велосипеда (по его изображению).

Учитель. Кого мы называем велосипедистом? (Того, кто сел на велосипед.) А какие бывают велосипеды? (Городской (дорожный), шоссейный, горный, туристический, гоночный, тандем, одноколёсный, складной.) А вы знаете, что езда на велосипеде в 4 раза быстрее ходьбы? А сил на неё расходуется в 4 раза меньше. А как называют велоспортсменов? (Велогонщиками.)
1-й ученик. Велоспорт включает в себя такие дисциплины, как гонки на треке, шоссе и по пересечённой местности, на горных велосипедах, велотриал, велобол, фигурная езда.
2-й ученик. Трековые велогонки – вид велоспорта, проходящий на велотреках или велодромах. На треке проводятся гонки индивидуальные, командные, парные и групповые.
3-й ученик. Шоссейные велогонки – гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Шоссейные гонки бывают одно- и многодневные, индивидуальные, командные и групповые.
4-й ученик. В 2009 году в Минске построили «Велодром» – уникальный спортивный комплекс, позволяющий проводить разные велосоревнования на самом высоком уровне.

Дети смотрят видеоролик «Велоспорт».

Учитель. А вы знаете каких-нибудь белорусских велогонщиков? (Василий Кириенко, Наталья Цилинская и др.) На II Европейских играх, которые проходили в 2019 году, в арсенале наших гонщиков были две медали: золотая и бронзовая. Наивысшую награду получил Василий Кириенко в индивидуальной гонке, на третью ступень пьедестала почёта по результатам групповой гонки поднялась Татьяна Шаракова.

Учитель проводит физкультминутку.

Учитель. Всё больше граждан увлекается сейчас активным велодосугом. В Минске ежегодно проводится велокарнавал «Viva Ровар», собирающий десятки тысяч человек. Кстати, отечественный производитель велосипедов – мотовелозавод «Аист». Он работает с 1947 года. За всё время существования под его маркой было продано более 55 млн велосипедов.
1-й ученик. А в нашей Лиде открылась первая в Беларуси инклюзивная велодорожка, которая проходит через все городские достопримечательности. Кататься по ней можно как на традиционных велосипедах, так и на специальных – с ручным управлением и электрическими приставками к инвалидным коляскам.
2-й ученик. Также по ней комфортно ездить на самокатах, роликах и даже на роллерных лыжах. По всему пути установлены дорожные знаки, нанесена дорожная разметка, оборудованы велопарковки.

Дети в парах изучают правила дорожного движения для велосипедистов и делают небольшие сообщения о том, что разрешено, а что запрещено водителю велосипеда.

Учитель. Наша малая родина прекрасна. В Лиде огромное количество замечательных мест, которые можно посетить, а ещё здесь всегда много туристов. Какие достопримечательности вы предложили бы им посмотреть?

Маршрут для туристов
Ребята должны проложить маршрут для туристов через часто посещаемые достопримечательности. Достаточно выбрать 5–6 объектов, но они должны быть взаимосвязаны (надо вспомнить их местонахождение в городе). Задание выполняется группами у доски.

Учитель. Дорогие дети! Катаясь на велосипеде, вы укрепляете своё здоровье: улучшаете работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышаете выносливость организма. А ещё прогулки на велосипеде повышают настроение и помогают справиться со стрессом! Поэтому ездите на здоровье, но будьте бдительными и соблюдайте правила дорожного движения! Спасибо за работу!

Рефлексивный экран
Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: «Я понял, что…», «Теперь я могу…», «Я научился…», «У меня получилось…», «Я смог…», «Я попробую…», «Меня удивило…».

СВЕТЛАНА ФИЛИПЧИК, учитель начальных классов средней школы № 12 г. Лиды