Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Валеологическое воспитание младших школьников

Охрана здоровья детей и подростков – приоритетная задача политики любого государства. Республика Беларусь не исключение. Здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает сам. Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма, на его продуктивную работу.

Период обучения в школе совпадает с основными этапами роста и развития ребёнка, когда организм наиболее уязвим к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и факторов образовательной среды (школьных рисков). Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является учреждение образования, где он проводит более 70 % времени. Разорвать негативную взаимосвязь между усложнением образовательного процесса и ухудшением показателей здоровья учащихся за счёт снижения интенсивности обучения вряд ли удастся из-за постоянного повышения уровня требований к младшим школьникам. Следовательно, единственное конструктивное решение – максимальное содействие укреплению здоровья детей в школе.

Для того чтобы ребёнок смог успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни, при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям необходимо ставить следующие задачи:
•    формировать осознанное отношение к своему здоровью и физической культуре с помощью наиболее рациональных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности;
•    формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, личной безопасности;
•    вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни.
Современный урок – это занятие, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Для этого необходимо построить учебный процесс так, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Чем реже болеют дети – тем успешнее они в обучении.
Здоровье учащихся возможно сохранить, если учебный процесс будет построен с учётом:
•    оптимальной нагрузки;
•    сбалансированного питания;
•    рационального режима обучения и двигательной активности;
•    использования на уроках технологий обучения, содействующих сохранению здоровья;
•    обучения ребёнка в соответствии с рекомендациями СанПиН;
•    своевременной психологической и социальной поддержки, охраны психического и физического здоровья.
Таким образом, возникает необходимость вести систематическую работу, способствующую сохранению и укреплению здоровья учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для создания здоровьесберегающей среды используются некоторые приёмы.

Заряд бодрости

Перед началом занятий провожу различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики. Чтобы зарядка стала привычкой, она должна увлекать и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации младших школьников к выполнению утренней гимнастики подбираются интересные упражнения, занятие проводится в игровой форме.

Физические и игровые упражнения могут объединяться какой-либо темой в соответствии с программой. Например, тематическая гимнастика в начальной школе связывается с природным календарём и праздниками: «Осень», «Зима», «Весна», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День космонавтики».

Сюжетная зарядка – комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету. Младшие школьники любят истории и стихотворения о животных, поэтому им нравятся «Птичья зарядка» и «Зарядка зверят», а также комплексы «Тренировка будущих космонавтов», «Аты-баты, мы солдаты», «Морское путешествие» и др.

Упражнения сюжетной гимнастики связываются вымышленной историей или познавательным рассказом: о повадках животных и птиц, о службе в армии и на флоте, о подготовке космонавтов и т.д. Данные упражнения помогают преодолеть сонливость, которая наблюдается на первом уроке, способствуют активному включению учащихся в работу, активизации внимания.

Снимаем усталость и напряжение

Для обеспечения положительного эмоционального настроя в начале урока используются различные психологические установки – стихотворения. Во время уроков проводятся физкультминутки и физкультпаузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения для снятия усталости, укрепления опорно-двигательной системы и мышц глаз.

Виды физкультминуток:
•    упражнения для снятия общего или локального утомления;
•    упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом);
•    гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
•    гимнастика для слуха;
•    упражнения, корректирующие осанку;
•    дыхательная гимнастика;
•    упражнения на релаксацию.

Значение физкультминуток в том, что они позволяют снять утомление, активно отдохнуть и повысить умственную работоспособность.

Для младших школьников как нельзя лучше подходит комплекс «Гимнастика мозга», разработанный психологом Полом Деннисоном.

Это несложные упражнения, каждое из которых может помочь учащимся (и их родителям) справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно работать или учиться, выстраивать отношения с окружающими, да и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.


Развиваем моторику

«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев», – говорил В.А. Сухомлинский. И с этим высказыванием не поспоришь. Так, например, пальчиковая гимнастика для школьников используется во время занятий письмом. Для формирования каллиграфического почерка важно, чтобы рука школьника была хорошо подготовлена. Многие дети недостаточно часто занимаются письмом и рисованием до школы. Поэтому их рука быстро устаёт, и это заметно: кисть руки дрожит во время письма; ребёнок крепко сжимает ручку; буквы как бы вдавлены в тетрадный лист и имеют дрожащий контур; кончики пальцев белеют от напряжения.

Таким школьникам полезно делать любые пальчиковые упражнения, а также расслабляющий массаж и самомассаж кистей рук, в том числе перед занятиями. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем «телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуем проводить как упражнения для снятия общего или локального утомления, так и упражнения для кистей рук.

Кольца

Поочередно соединяйте подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой руке, затем – на левой. В конце занятия – синхронные движения на обеих руках.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

Кулак – ребро – ладонь
Расположить кулачок, затем ладонь ребром на столе, выпрямить ладонь. Выполнять упражнение правой рукой, затем левой и обеими синхронно.

Крестики-нолики
Зацепите средний палец за указательный – крестик. Затем соедините подушечки указательного и большого пальцев – нолик. Чередуйте эти движения.

Зеркальное рисование
Возьмите в каждую руку по карандашу и рисуйте одновременно симметричные зеркальные фигуры, буквы.

Ухо-нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустите его, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук.

Рыбка
Сложите вместе ладони рук – рыбку. Двигайте её в разных направлениях, имитируя плавание.

Змейка
Сцепите ладони в замок так, чтобы получилась голова «змеи». Руки прижмите друг к другу. Двигайте «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

Восьмерки
Нарисуйте в воздухе восьмерку указательным и средним сначала пальцем левой, а затем правой руки, обеими руками синхронно.

Пальчиковые игры
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.

Паучок
Паучок ходил по ветке (руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»),
А за ним ходили детки (по предплечью, а затем по плечу другой руки).
Дождик с неба вдруг полил (кисти свободно опущены, выполняются стряхивающие движения),
Паучков на землю смыл (движения; хлопок ладонями по столу/коленям).
Солнце стало пригревать (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу),
Паучок ползёт опять (пальцы растопырены, качаем руками).
А за ним ползут все детки (действия аналогичны первоначальным),
Чтобы погулять по ветке («паучки» ползают по голове).

Гусь
Где ладошки? Тут?         (спрятать руки за спину)
Тут!                    (протянуть руки вперёд ладонями вверх)
На ладошках пруд?
Пруд!
Палец большой – это гусь молодой. (поочередно загибать пальцы обеих рук)
Указательный поймал,
Средний гуся ощипал,
Этот палец печь топил.
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот,             (разжать кулаки, поднять руки вверх)
А оттуда – в живот!            (встряхнуть кистями)
Вот!                        (хлопнуть в ладоши)



Гимнастика для глаз

При преобладающем виде деятельности на уроке – чтении, нагрузка на глаза у ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз.

Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.

Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.

Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в и. п.

Сидя, смотри перед собой, а затем на классную доску 2–3 секунды. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5–20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3–5 с, после чего руку опусти.

Сидя, вытяни руки вперёд, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх – вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти – выдох.

Гимнастика для ушей

При преобладающем виде деятельности на уроке – слушании и говорении, активно используются дыхательные упражнения, а также упражнения для развития слуха.
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.

В цветочном магазине

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2–3 раза).

Выдох со счётом

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором)
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка … (и т. д. до полного выдоха).

Медвежата

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося М.
Мам, мёду б нам,
Мам, молока бы нам.

В лифте

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Если голос устал

Шумный выдох.
Внутренний зевок.
Великан (изобрази, что ты проглотил семь домов, слонов и др.).

Во внеурочной деятельности полезны консультации, родительские собрания, где даются рекомендации, как упорядочить режим дня, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, рассказывается, как проводить с детьми досуг на свежем воздухе.

Внеклассная работа с учащимися начальной школы неразрывно связана с систематическим проведением классных часов, бесед, конкурсов по проблеме сохранения и укрепления здоровья. Например, весьма конструктивными могут быть беседы «О витаминах», «Для чего нужна зарядка», «Безопасность в доме», «Правильная осанка», классные часы «Мои увлечения» «В гостях у Мойдодыра», «Мой режим дня – мой друг и помощник», «Как организовать свой отдых после уроков», «Утомление и переутомление. Учимся отдыхать», «Как сделать сон полезным», дидактические игры «Что сначала – что потом (режим дня)», «Вредно – полезно», «Витамины – это таблетки, которые живут на ветках», «Лекция профессора Здоровейки о правильном питании».

Отдельное внимание уделяется спортивному часу на открытом воздухе и в помещении, а также традиционному спортивному празднику «Папа, мама, я – спортивная семья», который надолго запоминается детям и взрослым. Эмоции, спортивный задор, весёлое настроение и воля к победе переполняют всех участников.

Формирование здорового образа жизни, сохранение и приумножение здоровья учащихся – важнейший вектор развития современной школьной среды. Привитие учащимся младшего школьного возраста необходимых валеологических компетенций способствует формированию общей культуры человека, в итоге – оздоровлению социума.

ТАТЬЯНА ПОЛЮХОВИЧ, учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 115 г. Минска