В поисках главного клада
Предлагаем вниманию читателей интересную форму работы с учащимися – геокешинг. Это разновидность туристского ориентирования, направленная на поиск тайников по координатам, оставленным другими игроками (педагогом). Игра может быть использована для проведения шестого школьного дня, часов здоровья, спорта, спортивных семейных праздников и других тематических мероприятий, в том числе в рамках летних оздоровительных лагерей.
Официально геокешинг возник в начале 2000-х годов в США, хотя есть версия, что его придумали ещё в 1960-х в СССР, а американцы просто технически доработали идею. Одним из создателей является Дэйв Алмер, который сделал в лесополосе возле дома тайник, разместил информацию о нём на сайте sci.geo.satellite-nav и предложил найти всем желающим. Пару дней спустя его примеру последовал другой американец – Майк Тиг, спрятавший в вашингтонских горах сразу два клада. Глядя на вызванный сообщением ажиотаж, предприимчивый Тиг тут же объявил о запуске игры Stash – интернет-кладоискательстве.
Поиск тайников быстро распространился не только по Соединённым Штатам, но и за их пределами. В 2002 году он пришёл на постсоветское пространство. К тому времени игра уже сменила название на «геокешинг» и обрела сайты по всему миру (Geocaching, Navicache и др.).
Правила отечественного геокешинга практически не отличаются от международного, за исключением одного – тайник должен находиться в необычном месте: с интересной историей или живописной природой. Данная информация (может также включать рекомендации, что ещё и почему стоит посетить в округе) прилагается к координатам.
Существует около десятка видов геокешинга, но самыми популярными являются:
• традиционный (надо найти спрятанное по заданным координатам);
• пошаговый (тайников может быть несколько: вначале надо отыскать первый, чтобы из него получить местонахождение второго, и так далее – до финального);
• тайник-загадка (чтобы определить координаты клада, надо разгадать сложные головоломки).
Геокешинг может быть использован как средство воспитательной работы с детьми. Увлекательный досуг на свежем воздухе с элементами краеведения помогает ребятам овладеть азами ориентирования, проявлять любознательность, учит наблюдательности, развивает воображение, смекалку, стимулирует стремление к экспериментированию и познанию окружающего мира, удовлетворяет потребность в физической активности. Геокешинг может быть направлен на формирование гражданской позиции, привитие любви к Родине, её прошлому, природному богатству, в интересной форме знакомит с принципами здорового образа жизни и решает другие задачи, поставленные в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021–2025 годы.
При организации игры (иных методических разработок) можно использовать страноведческие и краеведческие информационные ресурсы, созданные отечественными библиотеками, в том числе Национальной библиотекой Беларуси:
сайт «Беларусь в информационном пространстве»;
онлайн-энциклопедия «Беларусь в лицах и событиях»;
краеведческий портал Могилёвской областной библиотеки им. В. И. Ленина;
«Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»;
«Краязнаўства Берасцейшчыны» и др.
В качестве примера предлагаю разработку пошагового геокешинга с элементами головоломок «В поисках главного клада».
Задачи: содействовать укреплению здоровья и разностороннего физического развития школьников; способствовать активному отдыху; развивать творческие способности, смекалку, воображение; стимулировать стремление изучать окружающий мир, открывать неизвестное; воспитывать коллективизм, высокие морально-волевые качества.
Время проведения: 1,5–2 часа.
Организационно-методическая часть. Придумайте сюжет. Например, разбойники из мультфильма «Бременские музыканты» украли главную ценность в жизни каждого человека – здоровье.
Пока несли в своё логово, устали и решили вздремнуть в теньке. А чтобы здоровье никто не уволок, спрятали его в тайном месте. Однако разбойники были забывчивыми, поэтому придумали для себя пять подсказок. Мимо летел дятел и случайно услышал, где искать одну из них… Задача ребят – вернуть украденное, пока злодеи отдыхают.
Состарьте с помощью кофе бумагу или скачайте из интернета готовый шаблон. Изобразите на нём примерную карту территории школы (лагеря) и прикрепите на видном месте.
Разместите тайники с заданиями. Если играют две команды, то желательно, чтобы у каждой были свои клады, так как дети редко аккуратно перепрятывают найденное. Каждое задание должно содержать подсказку о местонахождении следующего тайника. Например, если он находится в душевых, то головоломка (кроссворд, анаграмма, загадки, шифровка и т. д.) должна быть связана с водными гигиеническими процедурами. Также указание на место икс может содержаться в самой разгадке.
Установите лимит по времени (5–10 минут в зависимости от сложности) и придумайте штрафные меры, если команда не уложится в отведённый срок. Это могут быть приседания, отжимания, прыжки на скакалке и другие физические упражнения.
Основные требования к финальному кладу: он должен быть в защитном контейнере, находиться вне охраняемых или опасных зон и доставаться без дополнительного инструмента. В качестве призов могут быть использованы: спортивный инвентарь (мячи, скакалки, эспандеры), канцелярские принадлежности (альбомы для рисования, точилки, яркие ластики и т. д.), билеты в кино или театр, конверты с указанием помещения (столовая, летняя беседка, классный кабинет и т. п.), где победителей ждёт сладкое угощение. Если игра была командной, хорошо бы приготовить дополнительный приз для победителя (в этом случае у финального клада должен дежурить волонтёр или педагог).
ХОД ИГРЫ
Знакомство с сюжетом и правилами, разделение на команды и выбор капитанов.
Задание № 1. Шифровка
Дятел отстучал игрокам два сообщения на азбуке Морзе. Разгадав их, ребята поймут, где спрятана первая подсказка (в столовой, но у каждой команды свой тайник).
Для первой команды (тайник на одном из столов):
.--. .-. .- .-- .. .-.. -..- -. --- . / .--. .. - .- -. .. . / # / --.. .- .-.. --- --. / --.. -.. --- .-. --- .-- -..- .-.- .-.-.- / -. . .--. .-. .- .-- .. .-.. -..- -. --- . / .--. .. - .- -. .. . / # / .-- / --.. .- .-.. --- --. / --.. -.. --- .-. --- .-- -..- . .-.-.- / ... - --- .-.. .-.-.-
(Правильное питание – залог здоровья. Неправильное питание – в залог здоровье. Стол.)
Для второй команды (тайник на раздаче):
.- .--. .--. . - .. - / --- - / -... --- .-.. -..- -. --- --. --- / -... . ...- .. - --..-- / .- / -.- / --.. -.. --- .-. --- .-- --- -- ..- / -.- .- - .. - ... .-.- .-.-.- / .-. .- --.. -.. .- ---. .-
(Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится. Раздача.)
Задание № 2. Отгадай слово
Чтобы получить местонахождение следующего клада, надо переставить буквы так, чтобы получились слова. На карточке каждой команды можно написать: «От крепости тела укрепляется дух». Своеобразная подсказка сориентирует ребят на местности и напомнит о важности физических упражнений.
Для первой команды (тайник на беговой дорожке):
1. РАМОФАН. (Марафон.)
2. НИШФИ. (Финиш.)
3. КАБЕПОЖР. (Пробежка.)
Для второй команды (тайник на спортплощадке):
1. ЛОЙБЕВЛО. (Волейбол.)
2. НДОКАМА. (Команда.)
3. ЯСЬДУ. (Судья.)
Задание № 3. Реши ребусы
Надпись на карточках: «Закаляйся как сталь!».
Для первой команды (тайник в комнате с умывальниками в столовой):
(Обтирание.)
(Ванна.)
(Обливание.)
Для второй команды (тайник на игровой площадке):
(Песок.)
(Прогулка.)
(Загар.)
Задание № 4. Отгадай загадки
Надпись на карточках: «Тем, кто считает, что у них нет времени на здоровое питание, рано или поздно придётся искать время на лечение болезни». Первая команда получает пять загадок о здоровых привычках и отправляется за тайником в школьный «зелёный уголок» (школьный сад), вторая – пять загадок о вредных и находит клад в медпункте.
Задание № 5. Кроссворд
Надпись на карточках: «Все в руках человека!.. Поэтому мойте их чаще». Задача ребят – решить кроссворд (один на все команды). Финальный тайник может быть расположен в душевых, санузле или в специально отведённом для игры месте, например, в Пункте гигиены.
По горизонтали:
2. Массажная варежка для водных процедур. (Мочалка.)
3. Душевая по-другому. (Ванная.)
5. Средство, которого боятся все микробы. (Мыло.)
7. Удаляет налёт с поверхности зубов. (Щётка.)
8. Мятная плотная жидкость в тюбике Colgate. (Паста.)
По вертикали:
1. Необходимы для аккуратных ногтей и стрижки. (Ножницы.)
4. Бывает махровым и вафельным. (Полотенце.)
6. Индивидуальный предмет быта для буйной шевелюры. (Расчёска.)
Ребята находят финальный тайник. Педагог благодарит их за участие в игре и награждает призами.
ОЛЬГА СОБОЛЕВСКАЯ, ведущий библиотекарь Национальной библиотеки Беларуси