Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Ученическое самоуправление, или Как найти помощников к празднику

Если детвора искренне радуется приходу зимних каникул, то педагогам не до смеха. Надо готовить множество отчётов, заниматься организацией новогодних школьных мероприятий – и всё это без отрыва от основной воспитательной работы и других забот учителя. Как же справиться со всеми этими задачами? Делегировать часть из них ученикам.

Ученическое самоуправление – это система, позволяющая учащимся принимать участие в управлении учебным заведением и классом. Когда ученики включаются в этот процесс, для них открывается возможность активизации собственной творческой и интеллектуальной деятельности по решению школьных и классных проблем. Педагог может делегировать им выполнение постоянных и временных поручений и получить помощников в разных областях своей деятельности, например:
•    староста готовит списки присутствующих и отсутствующих, проверяет наличие домашнего задания и записей в дневниках;
•    ответственный за питание следит, все ли посетили столовую и оплатили школьные обеды за четверть;
•    ивент-менеджер собирает предпочтения на предстоящие праздники, документы для поездок и экскурсий, придумывает подарки и активно участвует в создании сценариев к классным мероприятиям, в том числе новогоднему.

Дети, помогая педагогу, учатся быть самостоятельными и ответственными, принимать прагматические решения, совершенствуют коммуникативные навыки и получают возможность творческой и личной самореализации.

Но ученики не всегда правильно понимают саму суть самоуправления в школе. Попустительство взрослого в этих вопросах приводит к тому, что ученические лидеры устанавливают свои порядки и законы. В результате принуждением и запугиванием они заставляют других совершать иногда даже противоправные вещи, что скорее является психологическим насилием и буллингом, а не самоуправлением. Поэтому очень важно, развивая ученическое самоуправление, дать понять, что оно заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, управлению собой и своей жизнью в коллективе.


Как организовать ученическое самоуправление

В первую очередь необходимо изучить нормативную базу и законодательные документы Республики Беларусь, а также установить ценности и приоритеты ученического самоуправления. Данные приоритеты чётко определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Государственной программе «Образование и молодёжная политика».

Также при организации работы ученического самоуправления важно опираться на следующие направления деятельности:
• гражданское и патриотическое воспитание;
• формирование здорового образа жизни;
• реализацию права на образование;
• реализацию права на труд;
• реализацию права на объединение;
• развитие и реализацию общественно значимых инициатив обучающихся;
• взаимодействие и сотрудничество ученического самоуправления с родителями, семьями, государственными учреждениями, общественными объединениями и др.
Реализация направлений ученического самоуправления может быть организована как на общешкольном уровне, так и внутри классного коллектива. Под каждый вид деятельности избираются лидеры или ответственные за каждый сектор направления. Входить в тот или иной орган должны все учащиеся класса, особенно дети, которые по социальному статусу относятся к изолированным или отверженным. Необходимо постепенно предоставлять детям всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.

Возможная модель ученического самоуправления класса
 
Ученическое самоуправление помогает каждому ученику найти свою сферу деятельности и заняться общественно полезной работой. При этом для каждого определяется круг обязанностей, укрепляется сфера дружеских отношений, передаётся опыт демократических отношений: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель – исполнитель). При такой деятельности учитывается мнение каждого, а значит, и меньшинства, что помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Только так возможно создание крепкой, дружественной и ответственной команды ученического самоуправления.

Создание среды для успешного развития ученического самоуправления

Должна быть непрерывная, систематическая педагогическая поддержка всех участников – это основное условие успешного развития и функционирования органов ученического самоуправления. Также необходимо обеспечить взаимодействие представителей и органов ученического самоуправления с руководством учреждения образования, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями-предметниками.

Очень важно определить того, кто оказывает влияние на группу детей, ведь именно от лидера зависит успешность решения организаторских задач. Чем более уверенными и компетентными будут лидеры, а детский коллектив самостоятельным и ответственным, тем более полно можно делегировать им некоторые права и обязанности.
Безусловно, невозможно сразу активизировать деятельность всех учащихся. Всегда была и будет определённая грань между «пассивом» и «активом» школы. Процесс налаживания дружеских отношений, стимулирование активности и подготовки лидеров должен быть управляемым и строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь детям не всегда хватает умений, навыков и возможностей самостоятельно выстраивать сложные схемы решения различных задач. Чтобы учащийся проявлял достаточно крепкие лидерские качества, необходимо приложить немало усилий.

Анализировать и оценивать результаты этой работы должны сами дети. Тогда у них будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуются сделанным). Также необходимо сформировать доверительные отношения в связке «педагог – ученик». Если эти условия не соблюдаются, значит, есть только видимость классного самоуправления, а педагог не справляется с организацией коллективной деятельности.

Поэтому в систематической и последовательной подготовке детей к участию в самоуправлении решающую роль должны сыграть взрослые. Целенаправленная работа классных руководителей с классным коллективом во взаимодействии с детскими и молодёжными общественными объединениями поможет вывести коллектив школы на высокий уровень организации самоуправления. А выступление в роли организаторов в коллективе позволит сформировать у учащихся профессиональные качества и ряд моральных качеств, необходимых гражданину: личную ответственность каждого за общее дело и успех своего коллектива, глубокую преданность общим задачам.

Ещё раз о пользе ученического самоуправления

Ученическое самоуправление – достаточно сложный и противоречивый процесс. На этапе создания он требует немало времени и усилий как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Да и потом необходимо не запускать процесс и осуществлять пусть минимальный, но контроль работы органов и деятельности коллектива. Так какова же его польза для участников педагогического процесса?

Что ученическое самоуправление даёт…
Детям:
•    развитие навыков коллективной и самостоятельной работы;
•    творческую и личностную самореализацию;
•    определение склонностей и интересов, что облегчит выбор будущей профессии;
•    корректное разрешение конфликтных ситуаций, умение защищать свои права;
•    улучшение коммуникативных навыков;
•    повышение уверенности в себе и обретение самостоятельности.

Родителям:
•    организацию внеурочной деятельности и полезного досуга детей;
•    снижение конфликтности в семье;
•    активное участие в школьной жизни.

Педагогу:
•    организацию внеурочной деятельности и полезного досуга детей;
•    сплочение детского коллектива;
•    улучшение дисциплины, снижение пропусков без уважительной причины;
•    увеличение учебной результативности;
•    раскрытие творческих, организаторских, лидерских способностей учеников;
•    получение помощников и возможность делегирования им части задач.
 
Организация работы ученического самоуправления в школе не только возможна, но и необходима. Только в сообществе себе подобных ребёнок лучше познаёт правила, самого себя, учится строить взаимопонимание. Воспитать уверенную в себе, творческую и активную молодёжь можно, лишь дав ей возможность в школьные годы почувствовать, что она что-то может и на что-то способна.

Ольга Павлова, методист управления идеологической и воспитательной работы Минского городского института развития образования