Твой правильный выбор
Как корректно поднять с учащимися тему абортов и сохранения репродуктивного здоровья, объяснить, почему это важно и что можно предпринять для его укрепления и защиты, – задача непростая. Многие учителя предпочитают просто не затрагивать данную тему, надеясь, что информационную лакуну подростков закроют родители. Однако без включения в половое воспитание школы вырастить по-настоящему здоровое молодое поколение едва ли возможно…
Предлагаю конспект для группового обсуждения с ученицами IX–XI классов «Сделай правильный выбор». Смоделирована игровая ситуация, в ходе которой девушки дифференцируют сценарии поведения, влияющие на репродуктивное здоровье женщины.
Цель – создание условий для формирования ответственного отношения к собственному репродуктивному здоровью.
Задачи: способствовать формированию представления о действиях, которые может предпринять каждая девушка для сохранения репродуктивного здоровья и важности выбора для дальнейшей жизни; знакомить с вариантами здоровых половых отношений; создавать условия для самостоятельного анализа, выбора наиболее правильного поведения; вдохновлять на внедрение полезных привычек; стимулировать к применению полученных знаний и чувственного опыта в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: проектор; ноутбук (интерактивная доска); принтер (желательно цветной); карточки для игры «Полезные действия для женского здоровья», отрывки литературных произведений и заготовки карманной брошюры «Быть или не быть» – по числу участников; мультимедийная презентация «Твой правильный выбор»; листы А4; маркеры (один на группу).
Организационно-методическая часть.
Заранее скачайте заготовку карманной брошюры «Быть или не быть». Данный раздаточный материал предоставляет учащимся достоверную информацию о способах контрацепции и порталах, на которых осуществляется помощь женщинам в сложных жизненных обстоятельствах.
Разделите учащихся на группы и разместите за столами, расставленными таким образом, чтобы им было удобно взаимодействовать: дети должны хорошо видеть карточки для игры и свободно до них дотягиваться.
Следите, чтобы все участники были задействованы и могли в равной степени проявить себя. Мероприятие не носит соревновательного характера, поэтому группы должны сотрудничать для достижения общих целей.
Ход мероприятия
На экране демонстрируется титульный слайд презентации.
Педагог. Ребята, здравствуйте! Сегодня я хочу начать наше обсуждение с необычной истории (на слайде кратко описана история Стива Джобса). Вы уже догадались, о каком Стиве идёт речь? (О Стиве Джобсе, американском изобретателе и сооснователе корпорации Apple.) Правильно! А если бы аборты в те времена были не запрещены? Как вы думаете, какой могла стать судьба Джоан и Стива? (Учащиеся отвечают.)
Аборт не является методом контрацепции, негативно сказывается на здоровье и может приводить к трудностям с зачатием или вовсе лишить женщину репродуктивной функции. Это негативный сценарий поведения, так почему же женщины продолжают к нему прибегать? Вся наша жизнь состоит из принятия решений и их последствий – позитивных и наоборот. Давайте поиграем в одну игру.
Правильные действия
Подростки разделяются на три подгруппы, каждая из которых получает по 15 карточек с действиями, влияющими на женское репродуктивное здоровье. Сначала необходимо разделить их на полезные и вредные. На выполнение этого задания отводится 5 минут, после чего каждая подгруппа по очереди называет действия, пагубные для детородной функции. В конце докладов на экране демонстрируются правильные ответы.
На следующем этапе игры ребята работают уже только с полезными действиями. В дополнение к ним педагог раздаёт (по 3 на каждую группу) карточки со сферами: «Защита от ИППП», «Защита от нежелательной беременности, «Сохранение женского здоровья». Задача – подобрать к каждой сфере действия, способствующие её реализации. Если действие влияет сразу на три сферы, то положите его в центр, на две сферы – разместите между ними, на одну – оставьте его под ней или с краю.
На выполнение задания отводится 3 минуты. После этого каждая группа выбирает себе сферу и представляет своё решение, остальные ребята при необходимости дополняют.
Для проверки правильности выполнения задания педагог предлагает отсканировать QR-коды на карточках и прослушать правильные ответы о влиянии действий на сферы женского репродуктивного здоровья.
Педагог предлагает проверить правильность выполнения заданий с помощью QR-кодов на карточках. Если ответ учащихся отличается, но имеет адекватную аргументацию, то он считается дополнением.
Педагог. Выполняя эти простые действия каждый день, можно не только защитить, но и укрепить женское репродуктивное здоровье. А теперь поговорим о прерывании беременности.
На слайде демонстрируются статистические данные о количестве абортов в Беларуси, в том числе у несовершеннолетних, а также приводятся сведения об их последствиях: гинекологических заболеваниях, гормональных сбоях, бесплодии и т. д.
Педагог. Поводами для аборта могут стать незаконченное образование, отсутствие отдельной жилплощади и трудоустройства, неготовность к материнству. Как вы считаете, это действительно серьёзные основания для данной процедуры?
Дети делятся на 4 группы, каждая из которых получает по причине совершения аборта. Необходимо в течение 5 минут подобрать для неё опровержения и записать их на листе бумаги, а затем презентовать результаты. Остальные группы могут дополнять ответы. Доводы не должны повторяться.
Педагог. Принимая чувственный опыт других людей, мы способны сопереживать чужой беде и делать правильный выбор для своего будущего. Сегодня я хочу предложить вам обсудить несколько отрывков литературных произведений, в которых женщины прибегли к радикальной мере. Давайте поговорим об их чувствах и переживаниях.
Обсуждение
Педагог раздаёт отрывки из романов Михаила Шолохова «Тихого Дона» и Ивана Мележа «Людзі на балоце». Учащиеся должны в течение 5 минут внимательно прочитать их и оценить эмоциональное состояние героинь, реакцию близких на поступок, назвать кульминационные моменты. Педагогу следует избегать осуждения.
Отрывок № 1
– Ослабла я... Принесите мне чистую рубаху и воды. Наталья с усилием встала, неверными шагами подошла к кровати. Тут только Ильинична заметила, что юбка Натальи, напитанная кровью, тяжело обвисает, липнет к ногам. Она с ужасом смотрела, как Наталья, будто побывав под дождём, нагнулась, выжала подол, начала раздеваться.
– Да ты же кровью изошла! – всхлипнула Ильинична.
Наталья раздевалась, закрыв глаза, дыша порывисто и часто. Ильинична глянула на неё и решительно направилась в кухню. С трудом она растолкала Пантелея Прокофьевича, сказала:
– Наталья захворала... Дюже плохая, как бы не померла... Зараз же запрягай и езжай в станицу за фершалом.
– Выдумаешь чертовщину! С чего ей поделалось? Захворала? Поменьше бы по ночам таскалась.
Старуха коротко объяснила, в чем дело. Взбешённый Пантелей Прокофьевич вскочил, на ходу застёгивая шаровары, пошёл в горницу.
– Ах, паскудница! Ах, сукина дочь! Чего удумала, а? Неволя её заставила!.. Вот я ей зараз пропесочу.
– Одурел, проклятый? Куда ты лезешь?.. Не ходи туда, ей не до тебя!.. Детей побудишь! Ступай на баз да скорее запрягай!.. – Ильинична хотела удержать старика, но тот, не слушая, подошёл к двери в горницу, пинком распахнул её.
– Наработала, чёртова дочь! – заорал он, став на пороге.
– Нельзя! Батя, не входи! Ради Христа, не входи! – пронзительно вскрикнула Наталья, прижимая к груди снятую рубаху…
…С каждым часом Наталья всё больше и больше слабела. За полночь она открыла глаза, спросила:
– Скоро зачнёт светать?
– Что не видно, – успокоила её старуха, а про себя подумала: «Значит, не выживет! Боится, что обеспамятеет и не увидит детей…» Словно в подтверждение её догадки, Наталья тихо попросила:
– Маманя, разбудите Мишатку с Полюшкой...
Отрывок № 2
– Нагуляла?
Хадоська аж сціснулася, згорбілася. Ледзь не згарэла – здалося, знахарка смяецца з яе! Захацелася ўскочыць, кінуцца. Абы-куды, толькі б з хаты! Куды вочы глядзяць! Дурная, прыйшла! Панадзеялася!.. Але Захарыха сказала чула, спачувальна:
– Што ж – дзело маладое... Не адна ты... Не першая, не апошняя... – Захарыха таксама акінула позіркам Хадоську. – Даўно ето ў цябе? Месяц, два?..
… – Пакляніся – кеб ні слова пра ўсё! Ніколі, нікому!
Хадоська хуценька, спяшаючыся, сказала:
– Ніколі, нікому ні слова! Як перад Богам! – Яна перахрысцілася.
– Як скажаш – дабра не чакай! – пагразілася Захарыха.
Хадоська так зірнула ў адказ, што было відаць: хай рэжуць, хай паляць – не дазнаюцца нічога! Тады Захарыха загадала:
– Лажыся!
Усё аказалася такім страшным, такім балючым, што дзіва, як выцерпела. Балела, як ніколі, нішто. Але горш за ўсё – было страшэнна брыдка, агідна, сорамна. Так агідна, сорамна, што, калі скончылася, не магла вачэй падняць на Захарыху, – хацела хутчэй выбегчы адсюль абы-куды. Толькі б не бачыць, не чуць яе побач! А Захарыха гаварыла, супакойваючы:
– От і ўсё. Лічы ўжэ – нічога і няма... Як і не було... Кроў шчэ будзе ісці, але ты не думай нічога... Так і трэба... А так, лічы, усё ўжэ... Нічога няма...
Педагог. Предлагаю просмотреть небольшой ролик «Маленький секрет». Он посвящён зарождению новой жизни в организме женщины.
Учащиеся смотрят видеоролик, а после обсуждают с педагогом, поменялось ли их отношение к данной теме в ходе мероприятия.
Педагог. Итак, сегодня мы узнали, какие простые действия помогают женщине сохранить репродуктивное здоровье. Я предлагаю вам сложить небольшую брошюру «Быть или не быть» (раздаёт учащимся заготовки книжечек). В ней рассказывается об эффективных и неэффективных способах контрацепции, а также приведены ссылки на полезные порталы и контакты организаций для женщин, оказавшихся перед трудным выбором. Если кто-то из ваших подруг попадёт в сложную ситуацию, не будьте равнодушными, помогите сделать правильный выбор.
Важно
В Беларуси психологическую, материальную, консультационную и другие виды помощи женщинам в трудном положении оказывают многие общественные организации, крупнейшими из которых являются:
• Центр поддержки семьи и материнства «Матуля» (Минск);
• Интерактивный проект «Ты не одна» (Минск);
• Центр поддержки семьи, материнства и детства «Покрова» (Бобруйск);
• Благотворительный фонд «Открытые сердца» (Могилёв);
• Центр защиты жизни и семьи «РадзiМа» (Гродно);
• Центр поддержки семьи и материнства «Мамалето» (Гомель).
КРИСТИНА КОРОТЧЕНКО, преподаватель Гомельского государственного педагогического колледжа им. Л. С. Выготского