Цветик- семицветик
Как сделать науку интересной, экологию – доступной, сказку – современной? Самый увлекательный способ познания мира – совместная игра, в которую приглашают старшие товарищи…
Цель – формирование экологических знаний по охране природы, рациональному природопользованию.
Задачи:
• развивать экологические компетенции учащихся;
• способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности;
• содействовать развитию информационной культуры, нарабатывать умения искать нужную информацию в различных источниках, правильно оценивать события и явления;
• развивать устную речь учащихся, способствовать обогащению словарного запаса;
• развивать навыки работы в команде.
Подготовительная часть:
• разработка сценария совместно со старшеклассниками;
• проработка образов (костюмы, сценография);
• разработка сопроводительной презентации, музыкального и видеосопровождения.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, стеклянные ёмкости разных размеров, пипетка с красящим веществом, аудиозаписи голосов птиц (синицы, воробья, скворца, горлицы, галки, жаворонка, кукушки).
Действующие лица: ведущие – 2 человека (в ходе игры помогают менять реквизит на сцене), девочка Женя, Старушка, Кикимора, Леший, Русалочка, Ветерок, Крот, Ворона.
ХОД ИГРЫ
Звучит музыка «В гостях у сказки» (автор В. Дашкевич). На сцене появляются ведущие.
Ведущий 1: Здравствуйте, детишки, Девчонки и мальчишки!
Ведущий 2:Мы вас в гости пригласили, Сказку новую сложили!
Ведущий 1. Вы протрите глазки, наво- стрите ушки.
Ведущий 2. Начинаем сказку… (вместе)
…про цветик и девчушку!
Видеофрагмент мультфильма «Цветик-семицветик» (режиссёр М. Цехановский). Женя выходит на сцену. В руках у неё верёвочка.
Женя. Где это я? А места-то вокруг незнакомые, глухие. (Достаёт мобильный телефон.) Ну вот, даже мобильник не ловит. Куда это меня занесло? Что я маме скажу? (Плачет.)
Появляется старушка.
Старушка:
Знаю, что с тобой случилось: Ты, наверно, заблудилась? Я тебе помочь смогу,
Вот цветочек подарю. (Достаёт Цветик-семицветик.)
Он волшебный, непростой… Только с доброю душой.
Лепесточки отрывай и желанье загадай! Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели!
Женя. Правда-правда? Ой, сейчас я загадаю… (Начинает мечтательно бормотать.)
На заднем фоне появляются Кикимора, Леший, Русалочка, Ветерок, Крот, Ворона.
Кикимора. Ишь, ты, цветок девчонке отдала. А зачем он ей?
Русалочка. Мне бы такой цветок – уж я бы загадала…
Леший. Небось, опять ноги. У меня вот действительно проблемы!
Ворона. Пр-р-роблемы! Карр! А у кого их нет! Кр-р-ругом гр-р-рязь, мусор-р-р, кар-р-раул!!!
Ветерок. А давайте мы цветок заберём.
Крот. Однозначно, надо забрать, только я ни при чём – я ничего не видел.
Шум ветра. Сказочные герои обрывают по лепестку.
Женя (плачет). У-у-у. Все мои желания оборвали. Ну да ничего, самый красивый лепесток остался.
Я знаю, что загадаю, самое главное…
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели!
Хочу вернуть все свои лепестки!
Появляется Ветерок. На белое тюлевое одеяние прикреплены полиэтиленовые пакеты, обрывки газет, подол вымазан. Звучит музыка «Полёт кондора» (автор Д. Роблес). Ветерок танцует.
Женя. Ветерок, зачем ты лепестки с моего цветика-семицветика оборвал, по всему свету разнёс?
Ветерок. Я их отнёс туда, где они нужнее. А один лепесток себе забрал.
Женя. Какие желания могут быть у ветра? И вообще ты какой-то странный, грязный, что ли?
Видеоряд «Возникновение атмосферы».
Ветерок. Миллиарды лет назад появилась наша планета: огненная, безжизненная. Долго Земля остывала, покрывалась океанами и морями. Страшные, разрушительные смерчи бушевали тогда над ней. Жизнь сначала появилась под водой. Мельчайшие бактерии и водоросли стали образовывать кислород, который использует всё живое для дыхания. Так появилась атмосфера – надёжный щит из воздуха.
Женя. Подожди, подожди! Как это воздух может быть щитом? Щит должен быть прочным. А воздух – это как ничего. Ветерок. Ты не права. Этот воздушный щит более 100 км. Пропуская к поверхности Земли свет и тепло, он защищает её от вредного солнечного излучения. Но человек нарушает воздушное равновесие. Дым фабрик и заводов, выхлопы автотранспорта загрязняют и разрушают его.
Женя. Тоже мне, проблема! Да воздуха всем хватит!
Ветерок. Воздуха много, но кислорода гораздо меньше. А ведь он нужен не только для дыхания, но и для горения. Представь, сколько его сжигается в автомобильных двигателях, печах заводов, на теплоэлектростанциях? А ещё одно дерево образует за день столько кислорода, сколько нужно для дыхания человека в течение трёх суток. За лето тополь освобождает воздух от 20–30 кг пыли и сажи. Чтобы нейтрализовать вред от одного автомобиля, надо 10 деревьев. Если ты обещаешь, что люди могут что- то исправить, я отдам лепесток.
Женя. Ребята, а как можно очистить воздух? А что можете сделать вы?
Дети предлагают варианты.
Женя. А ещё в Минске ежегодно про- водится День без автомобиля, когда водители пересаживаются с личных авто на общественный транспорт: троллейбусы и трамваи не выделяют в воз- дух столько вредных веществ, а пере- везти пассажиров могут значительно больше.
Ветерок. Хорошо, я отдам тебе свой лепесток, но, помни, чистый воздух нужен каждому. И забота о нём – дело каждого.
Женя:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели!
Звуки журчащей воды. Видеофрагмент «Русалочка». На сцене появляется Русалочка.
Русалочка. Ах, как бы я хотела и ноги сохранить, и голос. Но есть проблемы важнее…
Женя. Тебе мой лепесток точно не нужен. Беларусь – край голубых озёр и рек. Какие могут быть проблемы?
Русалочка. Как какие? Чистой питьевой воды не так и много.
Загрязнение водоёмов
Для моделирования ситуации используются стеклянные ёмкости разных размеров, пипетка с красящим веществом.
Русалочка. Представь, что это вода всей Земли (показывает на ёмкости с разным количеством воды). А это пресная вода рек, озёр, ледников. А здесь пресная питьевая вода. Ну как, много её? Женя. Значит, её нужно беречь: закрыть на замок и выдавать по стакану в день. Русалочка. По стакану – маловато.
В день нужно пить не менее 1,5 л.
Женя. А умыться, а постирать… (считает). Много воды. Ребята, как же её беречь?
Дети предлагают варианты.
Женя. А почему вода становится грязной?
Русалочка. Все воды в мире образуют Мировой океан. Посмотри… Ребята, какие вы знаете реки г. Минска?
Дети отвечают.
Русалочка. В районе Юго-Запада протекает маленькая речка Мышка, названная так из-за извилистых, как мышиный хвостик, берегов. Сейчас её можно перешагнуть, а ещё 300 лет назад на ней стояли водяные мельницы, сплавлялся лес. Представьте, что в речку попали ядовитые отходы. (Капает краситель в самый маленький стаканчик.)
В черте Минска Мышка впадает в реку Лошица. Раньше в ней водилась лоша – царь-рыба осётр (переливает воду). Из Лошицы в Свислочь (переливает воду). Из неё в Березину, а оттуда в Днепр (переливает воду). А Днепр впадает в Чёрное море (переливает воду). Ну как, есть маленькие и неважные речки?
Женя. Да уж, хоть и богата Беларусь чистыми реками и озёрами, но беречь нужно каждую каплю.
Русалочка. Я отдам тебе свой лепесток, но, помни, чистая вода нужна каждому. И забота о ней – дело каждого.
Женя:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли Быть, по-моему, вели!
Под музыку «Пластилиновая ворона» (автор Г. Гладков) появляется Ворона. Собирает в дырявый пакет мусор, который разбрасывается опять.
Ворона. Безобр-р-разие! Кар-р-р-аул! Кошмар-р-р! Сколько мусор-р-ра!
Женя. Да, эта жадина мне точно лепесток не отдаст.
Ворона. Я не жадина, я бер-р-режли- вая! Вон сколько добр-р-ра под ногами, а вы не видите.
Женя. Какого добра? Где? Это же мусор. Ворона. Эх, ты, дур-р-рочка! Мусор-р-р тоже может быть добр-р-ром. Вот посмотр-р-ри, что я добыла!
Ворона выкладывает собранное: батарейка, полиэтиленовой мешок, пластиковая и стеклянная бутылки, жестяная банка, газета, кожура банана.
Женя. Фу, это же самый пр-р-ротив-ный мусор!
Ворона. Она ещё и др-р-разнится! Ребята, как вы считаете, мусор может быть полезным?
Дети отвечают.
Ворона. Гуляя по лесу, люди с горечью встречают мусор. Огорчаются, но оставляют лежать его на том же месте, с мыслью: «Ничего, дождиком размоет, сгниёт, в общем, куда-то денется». Но мы глубоко ошибаемся… Каждый вид мусора имеет свой срок разложения, а самый опасный тот, который природа сама переработать не может. Уважаемый Крот, назовите-ка мне конкр-р-ректно…
За сценой слышится голос Крота.
Крот. За 2–3 года ржавчина разъедает корпус батарейки.
Ворона. Дальше вредные вещества из неё попадают в воду, почву, а оттуда уже и в наш организм, вызывая тяжёлые заболевания.
Крот. Пластиковая бутылка будет разлагаться в земле более 200 лет…
Ворона. Почти столько же пролежит и пластиковый пакет. Всё это время в почву будут выделяться ядовитые вещества. Стеклянная бутылка их не образует…
Крот. …Но пролежит в земле и тысячу лет. Жестяная банка разрушится от ржавчины через 100 лет.
Ворона. Бумага перегниёт за 5 лет.
Крот. А вот банановая кожура превратится в перегной уже через полгода. Ворона. Но под кустик её выбрасывать тоже не стоит. Кстати, о жевательных резинках, которые многие привыкли выплёвывать на ходу.
Крот. В жарком климате они сгниют всего лишь за 30 лет, а вот в холодном – могут пролежать столетиями.
Женя. Это сколько же поколений будут встречаться с нашим мусором... А ведь каждый житель города в среднем производит около 300 кг отходов в год. А сколько отходов образуется в многоквартирном доме? А сколько домов в нашем городе? Страшно подумать!!! И что выхода совсем нет? Ребята, как вы думаете?
Дети предлагают варианты.
Женя. А давайте вместе попробуем мусор разделить на полезный и вредный.
Вредное и полезное
Детям предлагается «разделить» мусор, объясняя свои действия.
Ворона. И пр-р-равила мусора нужно знать. Закончите фразы:
• Не покупай больше, чем может… (понадобиться тебе).
• Одежду, которую ты уже не носишь, можно… (отдать нуждающимся).
• Не выбрасывай старые игрушки, книги, они могут… (кому-то пригодиться).
• Прежде чем выбрасывать жестяные консервные банки или пластиковые бутылки… (вымой их и сомни).
• Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую… (можно сдать).
• Почини и исправь вещь вместо того, чтобы… (выбрасывать).
Ладно, я отдам тебе свой лепесток, но, помни, проблема мусора – забота каждого.
Женя:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели!
Кикимора варит зелье.
Кикимора:
Колдуй баба, колдуй дед, Трое сбоку, ваших нет,
Туз бубновый, гроб сосновый, Зверобоя лист, кленовый, Мухоморчик для красы, Паутина, чуть росы, Белладонна, зуб дракона – Мой наказ заговорённый.
Женя. К такой страшно и подходить. Лепесток точно не отдаст.
Кикимора. А ты попроси хорошенечко, может и отдам.
Женя. А зачем вам лепесток, вы и так колдовать умеете.
Кикимора. Как зачем? А травы лесные, заповедные, от таких глупышек прятать: потопчите, поломаете, букеты нарвёте да побросаете. А даже в маленькой травке – великая сила.
Женя. Ребята, а какая сила есть в травах и деревьях?
Дети отвечают.
Методика и опыт
Кикимора. Вот и посмотрим, как вы умеете отличать ядовитые, лекарственные и съедобные травы да грибы.
Физкультурная разминка под тематический видеоряд. Съедобные растения – хлопнуть, ядовитые – тишина, лекарственные – топнуть.
Женя. Съедобные – понятно, лекарственные – согласна. А ядовитые зачем сохранять?
Кикимора. Как зачем? Это для тебя да для мух мухомор ядовитый гриб, а лось или косуля в лесу ими лечатся. Ты незнакомой ягодкой в лесу отравишься, а знающий травник лекарство из неё сделает. В природе ничего лишнего не бывает: всё разумно устроено, только человек не всегда место себе найдёт. Бери лепесток и помни об этом.
Женя:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели!
Пение птиц.
Женя. Хорошо-то как, солнышко припекает, птички распевают – солнышку радуются. И мне так весело. (Включает громкую музыку и начинает танцевать.)
Леший. Ты чего расшумелась? Цыц!
Женя. Посмотрите-ка… Птицы могут петь, а я музыку послушать не могу. У меня тоже настроение… было.
Леший. Глупая, ты думаешь, что птицы поют от хорошего настроения? У них сейчас самая важная пора: найти пару, занять лучший участок, построить гнездо, яйца отложить и высидеть. А ты – настроение! Да ты хоть знаешь, кто поёт? Женя. Ребята, помогите мне определить голоса птиц.
Звучат аудиозаписи голосов синицы, воробья, скворца, горлицы, галки, жаворонка, кукушки. Дети определяют, кому какой принадлежит.
Женя. Тоже мне, птицу нашли – кукушка. Я слышала, что она вредная: свои яйца в чужие гнёзда подбрасывает, птенцов не кормит и не воспитывает. Гнать её надо. Леший. Ты кукушку зря не обижай. Полезная она птица для лесов. Она одна из немногих, кто мохнатых гусениц шелкопряда поедает. Из-за их колючих ядовитых волосков клюв у кукушки весь, как щётка. Как такими гусеницами маленьких птенцов кормить? Вот и подбрасывает она яйца в чужие гнёзда, а потом
всё лето плачет – «ку-ку»!
Женя. Ну… кукушка может быть и нужна, а воробьи-то зачем? Вот уж бесполезная птица: только и умеет, что чирикать да зёрнышки подворовывать.
Леший. В 1958 году китайский вождь Мао Цзэдун приказал уничтожить всех воробьёв, потому что они ели слишком много зерна. Все жители страны били тогда в барабаны и махали флагами, заставляя птиц летать до смерти или отстреливая в полёте, разоряли их гнёзда. Всего были уничтожены сотни миллионов пернатых, а спустя год возникла неожиданная проблема. Урожайность, и вправду, немного выросла, но на поля напала орда саранчи, которую раньше поедали воробьи. Лишившись своего главного хищника, полевые вредители так расплодились, что уничтожили все посевы, в Китае начался голод. Так убийство птиц обернулось страшной ошибкой.
Цепи питания
Зрителям предлагаются шапочки с изображениями растений и животных. По хлопку нужно быстро найти своё место в цепочке (берёза – тля – божья коровка – паук – синица – ястреб; картофель – колорадский жук).
Леший. Не бывает в природе лишних. Выброси одно звено и вся цепочка развалится. Убери комаров – не станет птиц. Женя. И вороны с грачами тоже нужны? Леший. В том, что их много, виноват человек. В естественных условиях они играют роль падальщиков, а в городах на мусорках еду можно всегда найти. Помни, в природе всё связано. Но человек, не зная её законов, может всё разрушить. Бери лепесток и помни об этом.
Женя:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Лишь коснёшься ты земли, Быть, по-моему, вели!
Музыка. Появляется Крот, считающий что-то на калькуляторе.
Женя. У такого богатея точно всего в достатке: заберу и домой быстрее. Уважаемый Крот, отдайте мне лепесток, вам он ни к чему.
Крот. Не дам. У меня всё на счету, всё нужно.
Женя. И что же вы считаете?
Крот. Всё считаю. В мире ежегодно вырубается 20 млн гектаров деревьев – это почти территория Беларуси.
Женя. И зачем столько древесины?
Крот. Примерно 50 % уходит на производство бумаги, которое выросло в 5 раз за последние 30 лет.
Женя. А сколько её просто выбрасывается? А ведь можно было бы переработать: 100 кг макулатуры сохраняют от вырубки 1 дерево, растущее в течение 50–80 лет. Ваш класс за этот год спас… (называет количество, на основе собранной макулатуры) деревьев.
Крот. На Земле добывается около 4 млрд тонн нефти ежегодно. Учёные считают, что при таких темпах добычи её в мире осталось примерно на 50 лет. Женя. И что после себя оставит человек?
Видеофрагмент «Прости, Земля» (1983 г., на музыку Л. Дербенёва, В. Добрынина).
Женя. Я многое поняла сегодня. И мои желания кажутся такими глупыми. Ребята, а какое желание загадали бы вы?
Зрители передают друг другу цветок, озвучивают желания. Все герои выходят на сцену.
Семицветик, конечно, волшебный цветок,
Много добрых дел совершить он бы мог.
Но чистой душа оказалась твоя,
Для доброго дела не нужно цветка!
ТЕКСТ: НАТАЛЬЯ КОЛЯН, учитель биологии высшей квалификационной категории средней школы № 165 г. Минска