Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Театр песочной анимации для необычных деток

Каждый помнит, как в детстве ему нравилось играть с песком: трогать, ощущать его сыпучесть, пересыпать с ладошки на ладошку, делать куличики и даже строить огромные замки. А ещё все дети в мире любят сказки и театр: им нравится фантазировать – придумывать и разыгрывать сказочные истории, перевоплощаться в хитрую лису, храброго ёжика, добрых волшебников и принцесс. Ну и кто же из детей не любит рисовать? Красками на бумаге, мелками на асфальте, ручками в тетради, карандашами...

А что же получится, если объединить эти три самых любимых детских занятия в одно? А получится театр песочной анимации.

Театр на песке

Это новый вид театральных постановок, где картинка рождается прямо на глазах у зрителя. Считается, что это направление в искусстве возникло в Канаде в 1969 году с появлением первого «песочного» мультфильма. Хотя некоторые знатоки утверждают, что подобное действо существовало ещё тысячи лет назад в Японии, где рисовали кварцевым песком горы и природу. На современном этапе театр песочной анимации соединяет в себе различные виды творчества: музыку, световую и визуальную импровизацию, изобразительное искусство. Но это всё ещё театральная постановка, которая имеет продуманную драматургию (завязку и развитие действия, кульминацию и развязку); сочетает выразительную речь актеров, исполняющих текст, с визуальным и музыкальным сопровождением.

Живой материал

Песок – это живой материал, который помогает воспроизводить эпизоды сказочного действа, но каждый раз по-новому. А светящаяся поверхность стола позволяет изображениям приобрести глубину и ожить под пальцами юного художника. С помощью камеры получившиеся картинки транслируются на экран, и на глазах у зрителя происходит волшебство: сменяющиеся картинки создают целые сказочные сюжеты.

В нашем дошкольном учреждении мы создаём спектакли в театре песочной анимации для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Для таких малышей это не только игра, погружение в мир сказки и фантазии, но и элемент пескотерапии, в процессе которой развивается сенсорная сфера, мелкая моторика рук. Также использование песка способствует формированию у детей с ТНР психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти), когнитивных процессов. Учёными доказано, что рука развивает мозг, поэтому для таких ребят не просто необходимо, а рекомендуется учителями-дефектологами работа с сыпучими материалами.

С чего начинается работа с песком

С простых движений: дети пересыпают песок с ладошки на ладошку; учатся высыпать из кулачка, регулируя толщину струйки; выравнивают слой песка на стекле; сметают его в сторону при смене картинки. Все эти простые движения развивают ловкость пальчиков и рук.

Для начала подготавливается рабочая поверхность: стол очищается от песка, который сметается в сторону ладошками. Затем ребёнок набирает в кулачки столько песка, сколько сможет удержать, и, подняв их высоко, потряхивающими движениями насыпает материал на стол. Необходимо следить, чтобы песок ложился как можно ровнее.

Рисовать можно всеми поверхностями кисти: пальчиками, ребром или тыльной стороной ладони, кулачками, костяшками пальцев, присыпая поверхность различными способами.

Ёлочка  (рисование большими пальцами)

Чтобы нарисовать её, ребёнку необходимо сжать пальчики в кулак, оставив только большие пальцы. Ель рисуют снизу, постепенно сужая её контур. Прижав большие пальцы к рабочей поверхности параллельно, на небольшом расстоянии, следует провести их по небольшой дуге с усилием, оставляя отпечаток. Затем придвинуть большие пальцы ближе друг к другу и повторить указанные действия 2 раза – получится нижний ярус ветвей елочки. В зависимости от желаемой высоты дерева, последовательность действий необходимо повторить 3–5 раз.

Волшебное дерево (высыпание линий различной толщины, присыпание поверхности, рисование пальчиками)

Чтобы нарисовать ствол волшебного дерева, ребёнку необходимо набрать в кулачок песка столько, сколько он сможет удержать, и высыпать его плотной линией вверх и вниз, обозначая контур ствола. Чем ниже к рабочей поверхности располагается рука и чем больше отверстие в кулачке, тем толще будет нарисованная линия.

Чтобы нарисовать ветки, необходимо выше поднять кулачок над рабочей поверхностью и сделать меньше отверстие в нём. Чтобы нарисовать листву, нужно набрать в кулачок песка и, чуть ослабив пальцы, потряхивающими движениями присыпать поверхность в районе ветвей. Листочки на дереве получатся, если лёгкими похлопывающими движениями пальчиками постукивать по присыпанной песком листве.

Река (рисование одним или всеми пальцами)

Ребёнок, прижав указательный пальчик к рабочей поверхности, проводит непрерывную волнистую линию сверху вниз. Чтобы изобразить большую реку, малыш должен прижать все растопыренные пальчики к рабочей поверхности и проводить непрерывные волнистые линии, которые, накладываясь друг на друга, похожи на струи полноводной реки.

Полезная фантазия

Сказочное действо в театре песочной анимации завораживает не только зрителей, но и артистов, помогает им развивать речь, фантазию, творчество, преодолевать робость и застенчивость. Жаль, что ограниченность рабочей поверхности не позволяет сразу всем детям принимать участие в этом волшебстве. Но и этот фактор является воспитательным моментом: дети с ТНР учатся делиться, уступать друг другу, познают различные нравственные категории и качества. Например, старшие ребята помогли сочинить и нарисовать сказку о доброте к Международному дню инвалида, которая очень понравилась зрителям.

Сказка о доброте
Картина № 1
По жаркой пустыне шёл волшебник. Вокруг был только песок. Ни дерева, ни кустика. Ярко палило солнце, негде волшебнику было укрыться от его лучей.
Картина № 2
И посадил волшебник в пустыне волшебное зёрнышко.
Картина № 3
Солнце пригревало землю – и зёрнышко росло. Редкий дождик поливал – и зёрнышко росло. Птицы прилетали и пели ему свои самые лучшие песни – и зёрнышко росло. И вот наконец из зёрнышка выросло прекрасное дерево.
Картина № 4
Однажды налетел сильный ветер, солнце закрыли тучи и началась песчаная буря.
Картина № 5
Маленькая птичка отстала от стаи и не успела вовремя спрятаться от бури. Волшебное дерево укрыло её от непогоды.
Картина № 6
Земляная белка спряталась от бури в его корнях.
Картина № 7
Наконец ветер стих. Выглянуло солнышко. А на волшебном дереве появились необыкновенные плоды. И все их пробовали и благодарили.
Картина № 8
В это время волшебник возвращался из дальних стран домой. Он остановился и присел в тени волшебного дерева. Его окружили животные и птицы. И стали благодарить.
Картина № 9
Волшебник удивился: «Откуда вы меня знаете?» Звери ответили: «Мы знаем твои добрые дела. Спасибо тебе за дерево. Ведь не зря в народе говорят: делаешь другому – приобретаешь себе».

ОЛЬГА СОРОКИНА, музыкальный руководитель яслей-сада № 3 г. Лиды