Диагностика здоровья Фоторепортажи Видео Обратная связь
Здоровые мысли. Здоровая еда. Здоровое тело.

Скажи наркотикам «нет!»

Современные информационно-коммуникативные технологии являются одним из главных инструментов воздействия на мировоззрение человека, формирование его потребностей и ценностных установок. Внедрение данных технологий в воспитательную работу позволяет изменить способы и формы её проведения и повысить её влияние на неокрепшие умы молодёжи. В частности, в более доступной форме информировать о проблеме наркомании и мерах её профилактики.

В качестве примера предлагаю мастер-класс для педагогов по применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в области профилактики наркомании среди подростков «Скажи наркотикам “нет!”».

Задачи: расширять знания педагогов о наркомании; представить конкретные сервисы и платформы, которые можно использовать во внеурочной деятельности; формировать информационную культуру педагогов; совершенствовать умение обрабатывать информацию.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация; таблица «Самодиагностика» (по количеству участников); анкета для рефлексии, ручки – (по количеству участников), мобильные телефоны с установленным мобильным приложением, позволяющим считывать QR-коды.

Ход мастер-класса
I.    Организационно-мотивационный этап
Ведущая приветствует участников мастер-класса.

Ведущая. На текущий день одной из актуальных и серьёзных проблем общества является наркомания. Злоупотребление психотропными веществами распространилось по всем социальным слоям и возрастным группам. Под ударом не только взрослые, но и дети, подростки! Но как достучаться до молодёжи в нашу цифровую эпоху? Чтобы привлечь внимание учащихся к проблеме, необходимо говорить с ними на одном языке, то есть использовать современные ИКТ. Кроме повышения интереса ребят к предмету воспитательной работы, применение ИКТ также позволяет формировать у учащихся информационную культуру, развивать навыки работы с информационными ресурсами, стимулировать познавательную активность и т. д.

Сегодня на нашем мастер-классе на примере профилактики наркомании мы поговорим об использовании в воспитательной работе различных информационных платформ и сервисов и попробуем их в деле. Но прежде заполните таблицу «Самодиагностика».

II.    Этап актуализации знаний участников
Педагоги заполняют таблицу «Самодиагностика» и обсуждают с ведущей результаты.

Таблица «Самодиагностика»

Утверждение

Да

Нет

Не уверен

Я знаю, что такое ИКТ

 

 

 

 

Я могу перечислить виды ИКТ, которые можно применять в работе с учащимися

 

 

 

Я могу поделиться опытом по теме мастер-класса

 

 

 


III.    Информационно-деятельностный этап.
Знакомство с сервисами и платформами
Ведущая. Сейчас невозможно представить внеклассную деятельность без использования ИКТ. Они экономят материальные и временные затраты на разработку и проведение воспитательных мероприятий, обеспечивают наглядность, позволяют применять интерактивные тесты, анкетирование и т. д. Представляю вам перечень сервисов и платформ, которые можно использовать в профилактической работе с детьми:
•    Genially – это онлайн-платформа, в которой можно создавать презентации, интерактивные изображения, плакаты, карты, инфографику, викторины и др. Сервис имеет большое количество шаблонов, а также позволяет публиковать созданные медиапродукты на сайтах, в социальных сетях и т. д.;
•    LearningApps.org – удобное приложение для формирования мультимедийных интерактивных учебных материалов. Задания для проверки и закрепления знаний представлены в игровой форме, что весьма привлекательно для учащихся. Можно создать свои упражнения (приложение предлагает 21 шаблон), а можно воспользоваться готовыми;
•    Kahoot! – ещё один бесплатный сервис для создания интерактивных заданий. Оптимален для проверки знаний путём проведения различных викторин, дискуссий, тестов и опросов в классе в реальном времени и при дистанционном обучении, в том числе с ограничением по времени.
На сайте сервиса собраны игры и викторины по разным темам и предметам. Можно не только создавать свои задания, но и воспользоваться материалами других пользователей, корректируя под текущие задачи. Выполнять викторины и тесты Kahoot! учащиеся могут с любого устройства, имеющего доступ к интернету: ноутбука, планшета, смартфона и т. д.;
•    Wordwall – бесплатный инструмент для создания интерактивных и печатных материалов. Включает в себя 18 вариантов различных упражнений – каждое можно отредактировать, установить таймер. Данный сервис очень понравится детям младшего школьного возраста;
•    Mentimeter – это инструмент для голосования, который обеспечивает мгновенную обратную связь от аудитории. Он позволяет делать интерактивные презентации с облаками тегов, вопросами, опросами и квизами. С помощью Mentimeter можно также оценить общий уровень понимания темы учащимися, собрать вопросы от аудитории. Ресурс доступен на компьютере и с мобильных устройств в онлайн- и офлайн- режимах.



Практикум
Ведущая. А теперь предлагаю проверить полученные навыки на практике и посмотреть, как данные сервисы и платформы помогают в доступной форме рассказывать ребятам о том, что такое наркомания, какие бывают наркотики, о последствиях их употребления и распространения. Для выполнения заданий понадобятся мобильные телефоны и программа по сканированию QR-кодов.

Задание № 1. Ассоциации
(создано в Mentimeter)
 Необходимо написать два слова, которые ассоциируются со словом «наркомания». После выполнения задания можно обсудить получившиеся ассоциации.


https://www.menti.com/aliqeyr83uwi?source=qr-page

Задание № 2. Классификация
(создано в LearningАpps.org)
Предполагает работу в парах. Необходимо распределить по группам факторы риска, которые подталкивают подростков к совершению необдуманных поступков.

https://learningapps.org/watch?v=ptmbrqb4a23

Ведущая. После выполнения задания можно разобрать с ребятами несколько ситуаций, связанных с наркотиками.

Задание № 3. Опрос
(создано в Kahoot!)
Необходимо выбрать один вариант из предложенных, отвечая на вопросы по теме «Наркотики».
 
https://kahoot.it/challenge/02112761?challenge-id=d4621c6b-4f86-4891-9110-9bcf19c1d4c0_1676465920627
Ведущая. После опроса с ребятами можно обсудить последствия употребления и распространения наркотиков.

Задание № 4. Мозговой штурм
(создано в Wordwall)


https://wordwall.net/resource/52673962/%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC-%D0%BC%D0%B8%D1%84-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0
 
Предложено 10 утверждений: «Наркомания излечима», «Нюхать клей и глотать таблетки – баловство, это не имеет отношения к наркотикам», «Алкоголь и наркотики разрушительно действуют на мозг» и т. д. Необходимо указать, это миф или правда. По результатам подсчитывается общий балл.



Ведущая. Данное упражнение позволяет проверить знания каждого учащегося о наркотиках и наркомании, а также аргументированно сформулировать свою позицию позже на обсуждении.

Благодаря онлайн-платформе Genially мне удалось объединить все практические задания в информативный интерактивный плакат. Он максимально нагляден и делает работу с детьми насыщенной, доступной и интересной.


https://view.genial.ly/63eb9f1b00d3230011581229/interactive-image-interactive-image
 

IV.    Рефлексия и подведение итогов
Ведущая. Таким образом, на сегодняшнем мастер-классе вы получили представление об ИКТ, которые можно применять в профилактической работе с учащимися. Помимо формирования у детей информационной культуры и навыков работы с различными информационно-коммуникативными платформами и сервисами, ИКТ позволяют эффективно, в увлекательной и доступной форме довести до детей актуальную информацию. А теперь ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Ведущая раздаёт анкету с вопросами («Что на занятии Вам понравилось больше всего?», «Что не понравилось?», «Какая часть была более удачной?», «Как Вы планируете применять знания, полученные на занятии?»). Педагоги заполняют и передают обратно. Ведущая благодарит участников за активность.


АННА ТИМОФЕЕВА, социальный педагог Полоцкой государственной гимназии № 1 им. Ф. Скорины